Рынок
Визит Путина в Узбекистан был действительно насыщенным. Тут достаточно сказать, что он даже занял три дня. Дело в том, что речь шла о сотрудничестве не только с Ташкентом, но, временами, и со всем блоком СНГ. Потому повестка была воистину многосторонней. Да и сам визит не ограничился общением глав государств. В страну съехались руководители самых разных уровней.
Ввиду международной ситуации переключение ориентиров на СНГ выглядит не просто данностью политической, но и целесообразным с экономической стороны. Премьер-министр РФ Мишустин в ходе одной из встреч обратил внимание на развитие экономики в этом секторе: ВВП этого блока государств по его данным за прошлый год превышает европейский. Продемонстрировал он это на данных о темпах роста – в СНГ за 2023 год ВВП вырос на 3,8%. Страны ЕС же суммарно прирастили примерно полпроцента. Возвращаясь конкретно к Узбекистану: Россия и без того является одним из стратегических партнёров, торговля с РФ занимает 15,5% внешнего оборота. Больше приходится только лишь на КНР.
Путин заметил, что товарооборот между странами только растёт. Только за первый квартал этого года страны наторговали на $2,4 млрд, что на 20% больше, чем годом ранее. Притом примечательно, что такое плодотворное сотрудничество идёт не только по федеральной линии: в этом активно участвуют и сами регионы РФ, способствующие выстроению взаимовыгодных отношений. По этому поводу в рамках дипломатических визитов ближайших дней провели и первое заседание Совета регионов России и Узбекистана. Более 100 представителей российских регионов съехались на него из 20 субъектов РФ.
Энергетика
Особенным пунктом для диалога между Россией и странами Средней Азии всегда была энергетика. Дело в сильном износе имеющихся основных фондов, оставшихся в качестве наследия от Советского Союза и низком темпе строительства новых. Только тут сотрудничество с Российской стороной сулит реализацию двух очень крупных проектов – строительство ГЭС и АЭС. Гидростанцию на реке Пскем в Бостанлыкском районе Ташкентской области будут возводить на деньги, взятые в кредит у госкорпорации «ВЭБ.РФ». АЭС малой мощности планируется строить по современным российским разработкам при совместном же участии.
Помимо этого, планируется расширение поставок газа в Узбекистан из России. Голубое топливо поставляется туда с прошлого года. Однако последние переговоры привели к решению увеличить подачу с 2,8 до 11 млрд кубометров в год.
Михаил Мишустин добавил, что в России уже изучают и готовят документы, которые будут касаться сотрудничества стран в энергетической сфере. Часть уже успели подготовить в Московском энергетическом институте. «Их выполнение предполагает активное внедрение самых современных методов и моделей управления крупными энергосистемами», - заверил он.
Кубанское участие
С визитом в Узбекистан отправился и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Он принял участие в Совете регионов двух стран, а также провёл ряд личных встреч, одной из которых стала с премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым. «Наши торгово-экономические связи становятся крепче с каждым годом. За последние три года товарооборот между Краснодарским краем и Узбекистаном вырос более чем в три раза», - отметил он, добавив, что взаимодействие подкрепляется и конкретными «дорожными картами», подписанием соответствующих соглашений. Например, с Андижанской и Сырдарьинской областью. С хокимом второй – Акмалжоном Махмудалиевым – он также встретился лично.
По словам кубанского губернатора, Узбекистан является одним из ключевых партнёров региона. Особенно важной оказалась именно Сырдарьинская область, которую с регионом роднит аграрная направленность. В целом же за последние три года в три раза увеличился товарооборот между Краснодарским краем и Узбекистаном до 240 млн долларов.
Одним из предложений Кондратьева, в частности, было поставлять в Узбекистан семена из Национального центра зерна имени Лукьяненко – одного из значимых в России селекционных центров, расположенного в Краснодаре. Помимо этого, речь шла о поставках мяса, «молочки», упаковки для растительной сельхозпродукции и прочих товаров. «После ухода западных компаний с российского рынка кубанские производители прочно заняли свою нишу и готовы выходить на зарубежные рынки», – заметил Кондратьев.
Его коллега Акмалжон Махмудалиев заявил, что в Узбекистане знают о качестве кубанских семян и заинтересованы в поставках. Он в целом выразил готовность к сотрудничеству во всех экономических сферах, добавив, что регион может быть полезен и как транспортный узел. «Область имеет удобный транспортный коридор между двумя соседними странами – Казахстаном и Таджикистаном. На границе планируем открыть крупный транспортно-логистический хаб, что будет способствовать росту экономики», - добавил он.
Логистика
Транспортные объекты также заняли своё важное место в тематике переговоров. В частности, как о наиболее важном пути речь шла о транспортном коридоре «Север – ЮГ». Этот международный проект традиционно интересен странам Средней Азии, в том числе и Узбекистану, не имеющему собственного выхода к морю. Российская сторона уверила коллег в том, что инвесторы из РФ готовы вкладываться в инфраструктурные объекты и на узбекском участке.
Для Узбекистана это очень важная инициатива, поскольку альтернативные для страны торговые маршруты (в частности, проект Трансафганской железной дороги) затрудняются из-за политической обстановки в Афганистане.
Национальная политика и безопасность
Внешнеполитических аспектов также никак нельзя было избежать в диалоге, проходящем на фоне СВО. Сейчас Узбекистан занимает нейтральную позицию во всех голосованиях по этому поводу в ГА ООН. Политологи здесь отмечают, что такого рода ограниченное участие страны в этом вопросе не противоречит развитию сотрудничества.
Однако помимо позиции по происходящему в Украине сторонам также было, что обсудить. Например, сотрудничество с тем же Афганистаном, где власть находится в руках запрещённой в России группировки «Талибан». В ходе диалога также было подчёркнуто, что организацию даже могут исключить из того самого списка запрещённых. Однако помимо неё в стране действует ряд и других радикальных исламских группировок, а и Россия и Узбекистан имеют печальный опыт столкновения с терактами.
В этой связи стороны пришли к необходимости сотрудничества не смотря на выход в 2011 году Узбекистана из договора по ОДКБ для защиты своих границ.