Сельские сезоны

Сельские сезоны
Фото: Иван Дорохов

Даже в самых отдаленных уголках Кубани есть возможности для женского предпринимательства. И это помогает развивать наши хутора и станицы.

С детства разбирала утюги и чинила розетки

Сельская мама — это история не только про «коня на скаку». Сегодня стереотип сельской сильной женщины немного поменялся. Она и красавица, и умница, в меру слабая, но при этом неизменная труженица, потому что на ней многое держится. Мало ей детей, сада-огорода — она еще и на бизнес замахивается.

Это наглядно демонстрирует ежегодный конкурс «Мама на селе», который проходит на Кубани с 2023 года. Организует его региональный центр «Мой бизнес» при поддержке Департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края. Ежегодно в конкурсе участвует двадцать пять женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей. С каждым годом число желающих поучаствовать в этом проекте растет. В нынешнем сезоне было рекордное количество заявок: четыреста двадцать шесть. Конкурс как в самые престижные вузы страны.

Вот уже второй год подряд в конкурсе побеждают женщины, которые успешно развивают центры технической направленности для детей. Это и немудрено: мальчишки и девчонки с малых лет получают навыки, которые дают им возможность здесь же, не отходя от дома, уметь делать всю необходимую работу. Чтобы дети, когда вырастут, оставались жить в станице, они должны многое уметь делать по дому. Девочки — шить, вязать, наводить красоту. А мальчики должны справляться с элементарной мужской работой. Этот конкурс фактически помогает развивать наши большие и маленькие хутора и станицы.

Победительницей конкурса бизнес-проектов в прошлом году стала мама двоих детей Валентина Баканова из станицы Раевской с проектом студии рукоделия и столярной мастерской. Нынешний конкурс выиграла многодетная мама Ольга Переходцева — руководитель детского технического центра из станицы Динской. Ее проект «Компьютерный спорт и пилотирование дронов» жюри признало лучшим. В качестве приза она получила грант партнера мероприятия в размере ста пятидесяти тысяч рублей на развитие своего дела.

— Я всегда любила технические направления, это мое,— рассказывает победительница. — С детства разбирала всю технику, которая покупалась в доме. Только папа купит новый утюг — я тут же его разберу на детали... Сама паяла, могла починить телефон, розетки. У меня технический склад ума, образование — прикладная математика в экономике, и неудивительно, что мне захотелось передавать детям свои навыки.

У Ольги трое детей: Данил, Рома, Мария, погодки, им семь, восемь, и девять лет. Она работала в Москве, в крупной компании по изготовлению медицинского оборудования. Шесть лет назад Ольга с мужем переехали на Кубань и влюбились в эти места: свой дом, фрукты, овощи, свежий воздух. Муж стал заниматься столярным делом, а Ольга начала подумывать о том, чтобы открыть свое дело. У нее получалось простым языком объяснять сложные вещи.

Поначалу она вела занятия по робототехнике в детском центре, а потом поняла, что нужно развиваться и вести бизнес самостоятельно. Оформила статус самозанятой и начала развивать собственное дело.

Пробудить инженерные таланты

Ольга считает, что чем раньше, тем лучше пробуждать в детях инженерную жилку. Современному рынку очень не хватает квалифицированных инженерных кадров, а воспитывать их можно с самого детства.

Для того чтобы развивать свое дело, Ольга заключила соцконтракт и получила от государства деньги на старт своего бизнеса, закупила необходимое оборудование. Сначала была одна арендованная комнатка, но число желающих было настолько велико, что надо было расширяться. Арендовали другое помещение, более просторное, оснастили классы, увеличили число клиентов.

— Тогда я еще не знала о том, какие колоссальные возможности для развития предпринимательства дает государство, в том числе и начинающим предпринимателям,— вспоминает Ольга свои первые шаги в бизнесе. — Поэтому мы оформляли потребительские кредиты, чтобы закупать оборудование для дальнейшего развития.

Затем Ольга Переходцева узнала о том, что есть возможность получить знания в проекте «Школа молодого предпринимателя. Бизнес молодых». Этот популярный проект появился по инициативе Губернатора Кубани Вениамина Кондратьева. Школа организуется региональным центром «Мой бизнес» и дает колоссальные возможности для начинающих предпринимателей. Ольга успешно прошла учебу, защитила свой проект, узнала о государственной поддержке и стала на практике применять полученные знания.

Сегодня детский центр — это шесть просторных полноценных кабинетов. Большая часть обучающих дисциплин — технические направления: программирование, робототехника, инжиниринг, компьютерный спорт и управление дронами. Но есть и гуманитарные направления: изобразительное искусство, хореография, оздоровительная гимнастика. Центр регулярно посещает порядка двухсот детей.

— Дети-инвалиды у нас занимаются бесплатно,— делится информацией Ольга Переходцева. — У нас есть клиенты, которые проживают в Москве, Ереване, Абхазии, а к нам привозят своих детей на лето, арендуют в Динской жилье и обучают подростков инженерным специальностям.

В этом году ребята вышли на участие в национальных чемпионатах, продолжает моя собеседница. И делают успехи. Наши ребята на региональном этапе по робототехнике в Москве заняли четвертое место. Затем вышли на национальный чемпионат «Лига инженеров». И получили награду «Выбор экспертов».

На средства гранта Ольга собирается закупить новое оборудование. Ее проект «Компьютерный спорт и управление дронами» пользуется спросом: уже заполнено четыре группы, но этого мало. Средства гранта позволят увеличить число желающих заниматься.

— Победа в конкурсе «Мама на селе» придала мне уверенности в собственных силах,— продолжает Ольга. — Я увидела перспективу, хочется дальше масштабироваться и развивать свое дело. Когда я замечаю, как умнеют, растут, наполняются знаниями дети, которые приходят к нам заниматься еще шестилетками, я вижу результат.

Время новых имен и брендов

Еще одна участница проекта «Мама на селе» — Екатерина Шульженко. Она занимается созданием коллекций славянской одежды.

— Создание моего бизнеса — это личная история,— считает Екатерина. — Всё началось с того, что я не могла для себя найти одежду, которая мне бы понравилась. Да, у нас на рынке представлено много разных брендов, в том числе зарубежных, но практически нет ничего или очень мало брендов с нашей культурой, которая отражала бы наши, славянские корни. Так у меня родилась идея создания собственного бренда.

Екатерина очень любит всё, что создано природой. Поэтому в создании образов она применяет натуральные ткани: лен, крапиву, хлопок.

Проживает Екатерина вместе с семьей в станице Григорьевской Северского района. У нее двое детей, вместе с мужем они трудятся на собственном подворье, выращивают фрукты, овощи, у них есть сад, огород и небольшая собственная мастерская.

По образованию она агроэколог. Поработала в разных хозяйствах, в том числе на экоферме. И поняла, что хочет создать свою семью, создать свое поместье, заняться землей, творчеством. Так они с мужем приехали на Кубань и занимаются тем, к чему лежит душа.

— Первое время я отшивала для себя,— вспоминает моя собеседница. — А потом появились заказы. Я придумала первую коллекцию: платья, юбки, сарафаны, накидки. Нашла швей и запустила свою первую коллекцию.

Клиенты оценили модели. Затем Екатерина оформила статус самозанятой. Придумала базовую капсулу — набор основных предметов одежды, которые можно легко сочетать друг с другом. Стала приглашать женщин в свою мастерскую, чтобы примерить наряды, пообщаться, выпить чаю. Это был такой негласный женский клуб. Товары раскупались. Екатерина стала активнее общаться в соцсетях, что тоже помогало продавать одежду.

После участия в проекте «Мама на селе» ее контакты расширились. Она получила много полезной информации, посмотрела на свой проект как бы со стороны. Одобрение аудитории, жюри и коллег придало ей сил дальше заниматься своим делом. А еще Екатерина нашла партнеров, с которыми будет сотрудничать для расширения линейки своей продукции.

— Мы договорились далее посотрудничать с региональным центром «Мой бизнес», чтобы мне помогли сделать сайт,— рассказывает Екатерина. — Хотелось бы дальше развивать свой бренд, увеличивать продажи. Я принимаю участие в региональных ярмарках и фестивалях. У меня пока не массовая история, но хотелось бы развиваться. В перспективе хочу выйти на маркетплейсы.

На обучающем интенсиве Екатерина получила много разных советов по продвижению своего бренда, узнала о разных возможностях государственной поддержки, в том числе самозанятых.

— Я узнала, что при региональном центре «Мой бизнес» есть инжиниринговый центр, который помогает предпринимателям сферы легкой промышленности. Непременно буду пользоваться этими услугами. Сегодня удачное время для развития собственных брендов. А когда еще, если не сейчас?

Кстати

Инжиниринговый центр регионального центра «Мой бизнес» оказывает конструкторские услуги по оцифровке, разработке и печати лекал. Конструкторские услуги могут потребоваться производителям одежды, мебельной обивки, автомобильных чехлов и аксессуаров, детских игрушек и других швейных изделий, а также швейным мастерским и ателье.

Для оказания поддержки бизнесу здесь приобрели специализированное оборудование и специальное программное обеспечение.

Справка МК

Узнать подробнее о возможностях государственной поддержки в крае на всех этапах развития можно по телефону горячей линии регионального центра «Мой бизнес» 8 (800) 707-07-11 или на сайте www.moibiz93.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру