Алексей Юртаев: Кризис в экономике Кубани неизбежен, но как инвестиционная пауза

Алексей Юртаев: Кризис в экономике Кубани неизбежен, но как инвестиционная пауза
Фото: Министерство экономики Краснодарского края

Министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев рассказал «МК на Кубани» почему, несмотря на санкции, экономика региона побила мировые рекорды роста, как отразились атаки украинских БПЛА на работу нефтяной промышленность региона и что делается для того, чтобы решить проблему нехватки трудовых кадров.

По услугам вторые в России

— Недавно вы заявили, что валовый региональный продукт (ВРП) Краснодарского края составит в 2024 году пять триллионов рублей, что позволит экономике края выйти на пятое место в России. За счет чего будет достигнут такой результат? Как удалось обогнать традиционно стоящие выше в этом рейтинге Татарстан, Ямало-Ненецкий округ?

— Сейчас мы уже понимаем, что ВРП края составит около 5,4 триллиона рублей. С учетом той динамики, которую мы наблюдаем у себя и у других регионов, мы действительно обгоняем Ямало-Ненецкий автономный округ. Татарстан мы обогнали еще в 2022 году. Впереди нас будет Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ.

Основной наш драйвер — гражданское строительство (автомобильные дороги, модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, проекты по сортировке и утилизации мусора и т.д), то есть инфраструктурные проекты, которые, в общем-то, имеют самый высокий мультипликатор для долгосрочного роста ВРП.

Также ставка делается на обрабатывающую промышленность, в частности на такие виды деятельности, как металлургия, производство транспортных средств, строительных материалов и т.д. К примеру, объем производства фармацевтической продукции и медицинских изделий за последние пять лет увеличился в два с половиной раза. Обрабатывающую промышленность мы доведем до высоких темпов роста, она точно будет расти выше, чем средние темпы ВРП в реальном выражении.

Третье, на что мы активно делаем ставку, — транспортная логистика. По итогам 2023 года перевалка грузов в морских портах края составила 256 миллионов тонн. (наливные 145,2 млн т., сухогрузы — 110,8 млн т.). Из портовой инфраструктуры в приоритете сейчас Тамань, там реализуется один из флагманских проектов компании ОТЭКО с объемом инвестиций на один триллион рублей. Первая очередь уже запущена, планируется вторая. Это достаточно крупные инвестиции. Другой крупный проект в крае — скоростная трасса «Джубга-Сочи».

В 2024 году уровень инвестиций в крае достигнет почти 20 процентов от ВРП. Это психологический порог, после которого ключевой задачей следующих пяти лет будет довести объемы инвестиций в структуре ВРП до 25 процентов.

С учетом того, какими темпами мы развиваемся, с учетом динамики роста реальной заработной платы в Краснодарском крае (здесь она выше, чем средняя зарплата по России, ее рост превышает десять процентов в год), такие сферы как потребительский рынок, общепит, организация услуг для населения будут возрастать. Потребительский сектор в крае однозначно будет развиваться, мы в принципе и так по услугам населения вторые в России (первое место занимает Москва). Плюс туризм, который набирает обороты, в 2024 году мы перешагнем отметку 19 миллионов туристов. В крае растет количество и качество гостиниц. Выручка от туризма будет только увеличиваться. Ну и соответственно возможности туристического налога (фактически заменит курортный сбор, составит один процент от стоимости услуг по проживанию в гостиницах), с 1 января 2025 года все регионы будут его вводить, Краснодарский край, в том числе.

— Согласно прогнозам вашего министерства на 2024—2027 годы намечается хоть и незначительное, но все-таки снижение розничной торговли и туризма, также как и темпов строительства.

— Это темпы роста. В номинальном выражении производители Краснодарского края будут дополнительно зарабатывать на 500-600 миллиардов рублей больше в год. В текущих обстоятельствах для экономики региона важно сохранить фундаментальные темпы роста, которые основаны на внутреннем спросе и на реальном потенциале наших производителей. Это вопрос производственных мощностей, насколько они загружены. В любом случае, темпы роста в реальном выражении, безусловно, будут замедляться. Они не могут ускоряться, этого нет нигде в мире.

Важно, что экономика Краснодарского края сейчас рыночная. Она глубоко интегрирована как в российские, так и в международные рынки. Да, сейчас коридор поменялся, раньше экспорт шел в Европу, теперь на Ближний Восток, в Центральную Азию. Это страны, в которых уже проживает больше 60 процентов мирового населения, которые имеют соответствующую долю в мировой экономике, отличаются высокими темпами роста.

Экономика Краснодарского края — ориентированная на конечного потребителя, а не на промежуточное потребление, поэтому спрос на ее продукцию будет только расти. Стоимость нашей продукции также будет увеличиваться. В этом нет ничего плохого и странного, потому что в конечном счете компании зарабатывают на выручке, а не на физических объемах. Можно производить смартфон Xiaomi и продавать его за 15 тысяч рублей, можно выпускать iPhone и продавать его за 150 тысяч рублей — капитализация компании, как и капитализация экономики, будет зависеть от валовой выручки.

Метро в Краснодаре — слишком дорого

— Какие преимущества дает краю развитие инфраструктуры?

— Инфраструктурная составляющая имеет сейчас самый большой сдерживающий фактор. Скажем, пока у нас нет полноценной системы групповых водоводов, мы не можем вводить гостиницы. Потому что для этого есть определенные требования обеспеченности водой, размещения бассейнов и т.д. То же самое с мусором — невозможно построить гостиницу, если нет системы утилизации коммунальных и бытовых отходов, которые производятся на этой территории. Это одна из проблем, например, развития горного кластера, Красной Поляны. Там действительно проблемы с сортировкой мусора, с его вывозом и с мусорными полигонами, которые просто истощены. Схожая ситуация с энергетикой. Несмотря на то, что через территорию края проходят крупные энергетические нитки, мы энергозависимый регион. Стоимость электроэнергии в Краснодарском крае гораздо выше, чем, например, в Сибирском федеральном округе или на Урале. В регионе вводят в эксплуатацию Ударную ТЭС, которая должна отчасти решить вопрос энергетической независимости региона.

— Если государство охотно вкладывает в инфраструктуру края, что мешает ему вложиться в строительство в Краснодаре метрополитена, которого, очевидно, так не хватает городу?

— Если отвечать коротко, краснодарское метро — это слишком дорого. Вообще такой вызов с экономической точки зрения просчитан, вопрос в источнике финансирования. Агломерация Краснодара в ближайшее время составит около трех миллионов человек (сейчас она составляет около 1,7 миллионов человек). При таком количестве населения приоритет общественного транспорта неизбежен. Весь мир идет по такому пути — развивает трамвайное сообщение, электробусы, троллейбусы с запасом хода. Безусловно, самое тяжелое инфраструктурное решение в плане стоимости — метро. Один его километр сейчас стоит от пяти миллиардов рублей. Метро низкого залегания, как в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде стоит 15 миллиардов рублей за километр. Чтобы сделать одну десятикилометровую ветку, понадобится около 150 миллиардов рублей. Такие проекты сейчас невозможны без федеральной поддержки. С точки зрения проектно-технической стороны мы понимаем, что краснодарское метро реализуемо, но в текущих обстоятельствах пока таких денег нет. Возможно, по завершению программ строительства метро в Красноярске, Казани и Нижнем Новгороде эти источники появятся.

Внутренний рынок вызвал рост экономики

— В течение последних трех лет экономика Кубани только растет. Не связано ли это с инфляционными процессами?

— Экономика Краснодарского края растет в реальном выражении, темпы роста выше, чем среднемировые. Это реально физические измерения: штуки, килограммы, тонны, центнеры, километры и т.д. За пять лет мы приросли на 22 процента. Темп роста 122 процента. В России, если я не ошибаюсь, рост меньше восьми процентов, в мире — в среднем 16 процентов.

Инфляция, безусловно, есть, но нельзя сказать, что благодаря этому растет экономика Краснодарского края. Таких, как наш, диверсифицированных регионов в России около шести — семи. Остальные представлены крупными сырьевыми экономиками (газ, нефтедобыча и т.д.) Это объективные оценки. Статистика формируется Росстатом, статистические органы опираются на данные налоговой службы, физические сделки, сделки в банковском секторе.

Наш регион сделал ставку на базовую продукцию, на реальный сектор экономики, на продукцию, которая пользуется высоким спросом, у которой есть потенциал увеличения этого спроса. Эта те товары, без которых невозможно прожить. Например, сельскохозяйственные продукты. Другие сделали ставку на инновационную продукцию. Наша ставка оказалась более выгодной.

Сейчас Краснодарский край пожинает те плоды, которые закладывались в 2016—2017 годах в стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. В ней одним из приоритетов на последующие 13 лет было развитие инфраструктуры международного транспортного коридора Юг-Север. То есть продукция Индии, Ирана и других стран глобального Юга должна была идти в Европу. Но по факту западные страны отпали. Россия начала импортировать товары на юг и на восток. Да, вектор поменялся, но это по-прежнему тот же самый международный транспортный коридор. Поэтому один из самых быстрорастущих, доходных секторов нашей экономики — крупные транспортологистические комплексы. И этот сектор будет расти, он будет высокодоходным. В 2020 году по объему логистических парков на душу населения Краснодарский край в десять раз проигрывал Санкт-Петербургу. Теперь у нас темпы роста по объему инвестиций в этом секторе увеличились более чем в два раза. По объему услуг аналогичные темпы роста, даже выше.

— В регионе не работают три аэропорта, сюда прилетают украинские БПЛА. Добавьте уход многих западных компаний, снижение иностранных инвестиций. Неужели все это проходит для экономики Краснодарского края незаметно?

— Ограничения в экономике происходили в крае с начала пандемии. Вспомните, на месяцы останавливались целые отрасли. Потом пошли санкционные ограничения. Это затруднило замену, ремонт оборудования. Да, остановился достаточно большой объем инвестиций из Европы. Все это однозначно создало колоссальные проблемы для экономики не только в Краснодарском крае, но и во всей России, и даже в отдельных странах, наших торговых партнеров. Но вместе с ограничением технологий, финансовыми ограничениями, ограничениями на привлечение иностранных инвестиций вымылась импортная продукция. На март 2022 года, оценка ниши, которая высвободилась по причине политического решения руководителей Европы и США и других стран, составила в России больше двух триллионов рублей. В основном это были товары потребительского спроса. А экономика края зарабатывает сейчас именно на них. В этих отраслях у нас самый высокий темп роста. Это производство кожи, кожизделий, одежды, продуктов питания, напитков, лекарств, медицинских изделий и т.д. Основной эффект для роста экономики дал внутренний рынок, а не экспорт. Если посмотреть в долларах США, у нас экспорт сократился. Но и сократился вывод средств.

Важную роль сыграл указ президента о том, что даже иностранные компании должны размещать на специальных счетах свою прибыль. Бизнесу, который остался на территории края, в условиях санкций пришлось реинвестировать заработанные деньги в крае или в стране. Это стало одним из ключевых параметров роста экономики.

До введения санкций был существенный отток средств из России. Мы видели колоссальные цифры движения капитала. Прибыль выводилась из страны посредством договора займа. Это когда акционер, как правило, находящийся в офшорной стране (Кипр, Люксембург, Британские, Виргинские острова и т.д.), предоставлял заем, потом в форме его гашения выводились деньги, не облагаемые налогом на прибыль. Источник для развития вымывался из экономики страны. Сейчас мы видим, как второй год подряд у прибыльных компаний увеличивается объем прибыли. Мы уже побили все рекорды. У нас объем прибыли сейчас выше одного триллиона рублей. А прибыль — это один из ресурсов для инвестиций. В России и в Краснодарском крае структура источников для инвестиций была примерно пополам — собственные средства (прибыль предприятий) и займы (кредиты в банках). Сейчас это соотношение — 60 процентов собственных средств и 40 процентов банковских. Брать кредит дорого при рыночной ставке 24 процента. Собственные средства в этом отношении дешевле. Они есть здесь и сейчас, их можно реинвестировать. Мы создаем стимулы, чтобы предприниматель принимал положительно инвестиционные решения. При одном триллионе рублей текущей структуры мы понимаем, что у нас объем реальных инвестиций — потенциал — чуть меньше два триллиона рублей. Есть, конечно, проблемы психологические, где-то невозможно оборудование привезти, у кого-то есть желание разместиться в другом регионе. Но сейчас у нас есть все источники для того, чтобы инвестировать. И это как раз те деньги, которые раньше просто вымывались.

Край перешел к экономике предложений

— Недавно вы говорили, что в ближайшие два года экономику Краснодарского края ожидает кризис, связывали это с завершением цикла экономического роста. Возможно ли его избежать? Что, по-вашему, надо для этого предпринять?

— Кризис неизбежен, именно как инвестиционная пауза, этого никто в мире еще не избежал. Инвестиционный цикл у проекта длится семь лет, отсюда эта привязка. Для Краснодарского края тут точка отсчета —IV квартал 2020 года. Исходя из пессимистичного сценария, в 2026 году у нас будет некоторая пауза, связанная с тем, что старые проекты будут завершаться, новые не будут запущены. Тем, кто планирует инвестировать в основном на кредитные средства, при нынешней кредитной ставке (24 процента) нужно иметь рентабельность выше 36 процентов. Мало кто может себе позволить такие показатели, кроме разве что микробизнеса, индивидуальных предпринимателей, где нет масштаба, имеется штучное или малосерийное производство.

Если говорить о том, как этот кризис скажется на экономике — самый оптимальный сценарий для нас, это сохранение темпов роста на уровне трех процентов. Этого можно достичь путем одного, но достаточно серьезного решения — реализации крупных масштабных инвестиционных проектов, таких как трасса «Сочи—Джубга», высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) «Москва — Краснодар», «Новая Анапа», Северный обход Новороссийска, строительство предприятий по утилизации твердокоммунальных отходов. Один только ВСМ за счет того, что на действующих линиях железных дорог пойдут грузовые поезда, позволит нам увеличить загрузку действующих портовых мощностей на 200 миллионов тонн грузов.

Сейчас самый большой риск в наших инвестиционных проектах — международные платежи. Если санкции будут сохраняться и ужесточаться, будет тяжело просто физически проводить валютные расчеты. Банки Киргизии уже отказались работать с российской банковской системой. Китаю также тяжело работать с нашей страной. Эти страны подпадают под вторичные санкции. Мы видим, как долго осуществляются расчеты по счетам из Объединенных Арабских Эмиратов. Раньше платеж проходил за несколько минут, сейчас, бывает, он идет несколько недель, проходит проверку. Именно поэтому разрабатывается единая цифровая валюта стран БРИКС. В эту организацию входят быстрорастущие государства, это богатейшие рынки от сотрудничества с которыми Краснодарский край получит свои дивиденды.

— Что происходит с инвестициями в край?

— Те стимулы, которые были созданы 2022 году, сразу после введения санкции, позволяют в 2024 году получить объем инвестиций в основной капитал Краснодарского края около одного триллиона рублей. За предыдущие пять лет (2018-2023 годы) объем инвестиций составил 3,6 триллиона рублей. Сейчас мы ожидаем, что в течение трех лет (до конца 2027 года), с учетом заявленных и проектируемых объектов, объемы инвестиций ежегодно составят около 1,2 триллиона рублей. Это значит, что такими темпами мы зарабатываем 3,6 триллиона рублей инвестиций за три года, а не за пять лет. Бюджетные инвестиции Краснодарского края составляют 150 миллиардов рублей в год. Это так называемый бюджет развития. В 2015-2020 годах его объем был в среднем 12-15 миллиардов рублей в год, иногда доходил до 20 миллиардов рублей. За весь этот период экономика края росла порядка 1,2 процента. То есть бюджет развития не играл существенной роли. Практически 90 процентов всего прироста ВРП происходило за счет увеличения населения. В 2020 году подход был принципиально изменен, край перешел к логике экономики предложений. Мы объявили об этом, провели много бесед с бизнесом. Нам было важно добиться доверия, чтобы бизнес начал инвестировать в ту или иную отрасль. Это очень важная вещь, которая формирует ожидания экономического роста. Нужно показать инвесторам, что сам регион верит в свой экономический рост. Поэтому бюджет развития существенно вырос с 15 миллиардов рублей до 150 миллиардов рублей, то есть в десять раз.

В среднем каждый рубль бюджетных инвестиций порождает семь рублей частных. Вот 150 миллиардов, это примерно один триллион рублей частных инвестиций. Если этот паритет сохраняется, это значит, что институты и бизнес-климат сформированы в регионе достаточно адекватно.

С окончанием обстрелов нефтепром края восстановится

— Территория Краснодарского края обстреливается Украиной. Основные удары приходятся по нефтехранилищам и нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Разве это не влияет на инвестиционную привлекательность региона? Какой экономический ущерб принесли краю эти обстрелы?

— Все эти акты террористической направленности, удары по гражданской инфраструктуре, безусловно, несут ущерб экономической активности. Самый главный фактор, который можно увидеть в открытых источниках, это приостановка деятельности НПЗ. Они составляют 20 процентов промышленности региона. В Краснодарском крае за первое полугодие 2024 года объем производства нефтепродуктов сократился практически на четверть. Это достаточно существенная доля. Нефтяная промышленность была в крае всегда экспортоориентированной. Производство осуществляется, но есть остановки, связанные с рисками. По мере устранения угрозы со стороны Украины, у нас будет восстановление этого производства. Наши НПЗ не намерены прекращать реализовывать свою инвестиционную программу. Край выходит на производство нефтепродуктов высоких переделов, а это дает высокую добавленную стоимость.

— Россия прирастает территориями, очень близкими к Краснодарскому краю по почвенно-климатическим, курортно-туристическим условиям. Очевидно, что эти регионы будут оттягивать на себя господдержку, конкурировать с Кубанью. Как краю выиграть эту конкуренцию?

— По базовой продукции, которая формирует реальный сектор экономики края, мы не конкурируем с новыми территориями. Есть лишь ряд видов экономической деятельности, в которых конкуренция будет.

— Аграрии Краснодарского края жалуются, что их коллеги с Херсонщины, Запорожья, ДНР и ЛНР очень сильно демпингуют, предлагая свою сельхозпродукцию по таким ценам, по которым сельхозтвоаропроизводителям Кубани продавать совершенно невыгодно.

— Это неправда. Зерно в Краснодарском крае хорошо торгуется. Рентабельность крупных агрокомплексов на территории региона выше 36 процентов. По отдельным товарным группам растениеводства рентабельность достигает 60-65 процентов. Конечно, объемы производства малых фермерских хозяйств недостаточны, чтобы участвовать в крупных сделках, работать напрямую с международными трейдерами, им приходится прибегать к помощи посредников, которые получаются свою маржу. Для того чтобы от этого уходить, край реализует программу поддержки кооперации. Это единственный способ, благодаря которому малые фермерские хозяйства во всем мире остаются конкурентными. К сожалению, если раньше субсидии давали за сам факт кооперации, то сейчас по решению главы региона, денежная поддержка идет на инфраструктуру хранения и транспортировку той продукции, которая производится благодаря кооперации. Например, компенсируется строительство овощехранилищ, чтобы аграрии могли продавать свою продукцию тогда, когда на нее самая выгодная цена. Но все равно, рентабельность в этих хозяйствах по-прежнему достаточно высокая, даже для того, чтобы работать в тех рыночных кредитных условиях, которые сейчас есть. Даже при ставке за кредит 24 процента годовых предприятия сельского хозяйства в крае чувствуют себя экономически устойчиво.

— Аграрии говорят, что находятся на стадии выживания.

— Мы видим данные налоговых органов и понимаем, что это не так. Да, конечно, тяжело уходить с рентабельности, условно, 35 процентов на рентабельность 15 процентов. Продукция, которая есть в Краснодарском крае и на новых территориях — в первую очередь сельхозтовары — пользуется высоким спросом на мировых рынках. Временные трудности у аграриев Краснодарского края могут быть, благодаря определенным решениям, которые позволяют продавать пшеницу с новых территорий по ценам ниже, чем сложилось на рынке. Но мы верим в то, что в долгосрочном периоде это выровняется. К тому же налоговая нагрузка на сельхозпроизводство гораздо ниже, в среднем от одного до пяти процентов от выручки. В обрабатывающей промышленности уровень налоговой нагрузки будет 40 процентов. Сейчас важно инвестировать в новые технологии тем производителям, у которых есть такая возможность. У кого ее нет, приходите за соответствующим мерами поддержки. Краевой минсельхоз предоставляет около 13 миллиардов рублей в год прямой невозвратной поддержки для сельхозтоваропроизводителей. Это серьезная сумма. Для понимания, вся капитализация фонда развития промышленности с 2018 года составляет семь миллиардов сто миллионов рублей.

— В той же Херсонской области ипотека два процента, льготная система налогообложения, два процента с оборота. Таких льгот нет нигде. Разве это не может привести к тому, что трудовые кадры и бизнес будут перетекать туда?

— Пока мы не видим таких рисков. Понятно, что это связано, прежде всего, с тем, что на новых территориях идут боевые действия. В дальнейшем есть конкретная программа, которую объявил президент. Ее задача — к 2030 году обеспечить уровень социально-экономического развития новых регионов на среднем уровне от России. Напомню, что Краснодарский край — это, надеюсь, скоро уже пятая экономика в России. Средний же уровень — это 40-50 место в сравнении с 89 регионами.

Я не думаю, что мы стратегически проиграем конкуренцию. Да, есть определенные сферы, в которых наш край находится не в самой выгодном положении. Например, развитие туризма на побережье Азовского моря. Условия для реализации инвестпроектов на новых территориях гораздо привлекательнее. Но мы рассматриваем инструменты, в том числе создание особой экономической зоны в Кубанском Приазовье. Пока это все проработки, решений как таковых нет, есть понимание, что пока более конкурентные условия на северном побережье Азова.

Три из четырех мигрантов, приезжающих на Кубань, молодые люди

— В России не хватает рабочих рук. Их дефицит ощущается и в Краснодарском крае, что сказывается на экономике региона. Какие вы видите выходы из сложившейся ситуации?

— В России действительно существует демографическая проблема. До 2037-2038 годов страна ежегодно будет терять на рынке труда около миллиона человек. То есть за 13-14 лет мы лишимся 14 миллионов трудоспособного экономически-активного населения. И даже с учетом повышения, к сожалению, пенсионного возраста, вовлечения людей с ограниченными возможностями по здоровью, снижения фактического возраста выхода на рынок труда, мы все равно сохраним данную динамику. При этом мы прогнозируем, что за счет выстроенной в крае внутренней демографически-миграционной политики, ежегодное количество экономически-активного населения на рынке труда будет увеличиваться на один процент.

— За счет других регионов?

— За счет других регионов. Краснодарский край традиционно, начиная с 2003 года был миграционным регионом так называемого дожития. Сюда приезжали люди старшего возраста, которые заработали, условно, на севере, а на пенсию перебрались на юг. В такой ситуации росла нагрузка на социальное обеспечение нашего региона. Но так было до 2020 года. Сейчас три из четырех мигрантов (я говорю о внутренней миграции), которые приезжают в край на постоянное жительство — молодые люди 25-35 лет. Для этого был задействован колоссальный комплекс различных решений — повышение уровня качества жизни, развитие той же инфраструктуры и т.д. В итоге все вместе это дает один процент трудового ресурса края. Это работает уже сейчас и будет также работать.

— Но и этого прироста недостаточно для края.

— Этого, конечно же, недостаточно. Мы хотим расти, хотим, чтобы наш ВРП в реальном выражении физически рос примерно на 3,3 процента в год. Это наш основной долгосрочный параметр. С учетом возможных инвестиционных пауз. При этом трудовой ресурс растет только на один процент. В такой ситуации нам нужно обеспечить рост производительности труда. Для этого есть национальный проект, есть направления, которыми мы реализуем за пределами национального проекта. Как министр экономики края, я уверен, что в ближайшей перспективе еще большее увеличение экономически-активного населения практически невозможно, без изменения внешней миграционной политики. Из внутренних ресурсов мы выжимаем максимум для нашего экономического роста.

— Недавно вы сказали, что в Краснодарском крае скоро появится новая отрасль экономики. Можете назвать ее?

— Это креативная индустрия, производители, которые зарабатывают на своем творческом потенциале, своим умом (архитектура, промышленный дизайн, производство сложных цифровых продуктов и т.д.) Это коммерческая культура. Сейчас у нас доля креативной индустрии в ВРП — 3,6 процента. Мы хотим удвоить этот показатель. Для этого мы рассматриваем преференции, связанные с развитием коммуникационной составляющей — событийная линейка, нематериальная поддержка. Основная проблема сейчас — развитие пространств для реализации креативных индустрий. И, конечно, это финансовая поддержка, в том числе по масштабированию этого бизнеса. Особенность креативного бизнеса в том, что у него нет границ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру