Андрей Алексеенко рассказал о развитии Херсонской области

Андрей Алексеенко рассказал о развитии Херсонской области
Фото: архив

Председатель правительства Херсонской области Андрей Алексеенко рассказал о том, как Краснодарский край помогает новому региону России, почему бизнес охотно заходит на территорию бывшей Украины, а также о том, где можно получить ипотеку под два процента.

Территория была депрессивной

— Как идет интеграция Херсонской области и Россию?

— Семимильными шагами, как поручил президент. Цель — к 2030 году вывести регион на среднероссийский уровень.

— Сколько людей сейчас проживает на подконтрольной России территории Херсонской области?

— Сейчас на левом берегу Днепра в Херсонской области живет около 550 тысяч человек гражданского населения. Точных данных нет, это расчетные показатели.

— Какие самые главные проблемы в регионе?

— В первую очередь здесь нет нормативно-правовой базы. В конце 2023 года мы сформировали законодательный орган области, появились муниципалитеты. Но пока свои, местные законы здесь только принимаются. Помимо нормативных, есть инфраструктурные проблемы: за тридцать лет в области ничего практически не делалось, не реконструировалось, не ремонтировалось. Инженерная инфраструктура в упадке. Жилищного строительства практически никакого не велось.

Территория была откровенно депрессивной. Из новых объектов здесь либо то, что было построено, когда эта территория стала Россией, либо частные мини-гостиницы. Все или почти все дороги здесь во времена Украины были в страшном состоянии. Сейчас мы их активно ремонтируем. Таких темпов ремонта дорог и улиц населенных пунктов здесь не было никогда. Приводим в нормативное состояние все основные областные трассы, главные улицы райцентров. За прошлый год комплексный ремонт прошло больше пятидесяти улиц — в этом в работе больше тридцати. Полностью отремонтирована федеральная трасса Мелитополь — Джанкой в границах области.

— Как происходит переход собственности, которая принадлежала украинскому государству, или компаниям, которые утратили связь с регионом? Скажем, в области много ветряных электростанций. Кому они принадлежат сейчас?

— Что-то уже перешло в государственную собственность, что-то еще на стадии оформления. Те же ветряные электростанции, конечно, в собственности государства, эксплуатируются, вырабатывают энергию.

Культура земледелия не хуже, чем на Кубани

— Херсонская область — сельскохозяйственный регион. Что-то поставляется отсюда сейчас в Россию?

— Безусловно, регион агропромышленный в основе экономики, и в этом его большая сила с учетом климатической зоны. Херсонская область обязательно будет одним из опорных для продовольственной безопасности страны регионов России. Понятно, что за тридцать лет здесь была в значительной степени потеряна переработка и животноводство. Ставка делалась на простое выращивание зерновых, подсолнечника и экспорт их в сырьевом, по сути, виде. А что это значит? Это значит деградацию сельских территорий, в социальную и вообще инфраструктуру не вкладывалось ничего.

Поэтому сейчас при поддержке государства, минсельхоза России делаем ставку на развитие собственной глубокой переработки аграрной продукции, птицеводческих комплексов, баз хранения и консервной промышленности. Чтобы цикл аграрного производства стал полным и самодостаточным.

С прошлого года область адаптируется к работе аграрного сектора в условиях полного отсутствия орошения из Днепра. В силу климатических условий это необходимое условие для многих отраслей — того же овощеводства, которое с советских времен было визитной карточкой Херсонской области. Понятно, что после теракта на Каховской ГЭС на восстановление систем орошения потребуется значительное время — после освобождения правого берега Днепра. Поэтому пока работаем над оперативными решениями, как проекты локального орошения сельхозугодий из артезианских скважин. Перед нами стоит задача не только не потерять производство знаменитых херсонских помидоров, клубники, арбузов и многого другого, но и наращивать его.

Что касается поставок на внутренний рынок страны, в том числе Краснодарского края, то в основном это зерновые, овощные культуры.

— На каком уровне здесь, вообще, сельское хозяйство?

— Если говорить о растениеводстве, то культура земледелия здесь не хуже, чем в том же Краснодарском крае. Ведущие хозяйства оснащены современной техникой. В этом году у нас заработали семеноводческие центры, где районируются к условиям местных четырех климатических зон современные засухоустойчивые сорта зерновых и технических культур. Семена, к слову, мы получаем по федеральной программе из научных центров Краснодарского края, Ростовской области. Это семена отечественной селекции. Показавшие лучшую выживаемость и урожайность, качество будем запускать в массовое производство. Хозяйства смогут приобретать такой семенной материал при поддержке государства, что, конечно же, скажется на стабильности и качестве херсонских урожаев на годы вперед.

— Кубанские компании уже начали работать в регионе, в частности в аграрном секторе?

— Конечно. Половина трейдеров, если не большая их часть, здесь из Краснодарского края. Они покупают здесь сельхозпродукцию, транспортируют и продают. Что-то экспортируется через порты Краснодарского края.

— На Украине Херсонщину называли арбузной столицей. Но прошлым летом в Краснодарском крае херсонских арбузов не наблюдалось...

— Но это же не значит, что арбузов не было, правда? Тут скорее вопрос, куда выгоднее их было везти. Есть проблема с логистикой из-за Крымского моста. Большая часть товаров идет к нам и от нас через Запорожскую область, Донецкую Народную Республику. Так ближе на внутренний рынок России. Следовательно, это влияет на географию продаж херсонской продукции, тех же арбузов.

— Промышленность здесь есть?

— Тяжелая промышленность исторически находится в городах вдоль Днепра, то есть сейчас она в прифронтовой зоне. Там развитая портовая инфраструктура. Глубоководных морских портов у области нет. Степная зона традиционно аграрная, на побережьях, понятно, ориентация на туризм.

Сейчас индустриальную базу области мы создаем по факту заново. Работает фонд поддержки промышленности, который выделяет льготные займы на развитие производственных проектов в разных отраслях. От индустрии стройматериалов до мясопереработки. Во многом благодаря инструментам господдержки на сегодня заработало уже шестнадцать промышленных предприятий. Причем ориентированы они не только на внутренний рынок самой области — те же бетонные заводы обеспечивают строителей других новых регионов.

Ехать в Крым через север Азовского моря быстрее и комфортнее

— Какова криминогенная обстановка в Херсонской области, исключая 15-километровую прифронтовую зону, которая обстреливается Украиной регулярно?

— Уровень, так скажем, обычной преступности в Херсонской области сейчас невысок. Действует комендантский час, и в усиленном режиме работают правоохранительные органы. В регионе в целом действует более жесткая система охраны порядка, потому что введено военное положение. Так что ехать в Крым по северной стороне Азовского моря вполне можно и даже удобно. Особенно из центральной части страны это намного быстрее. На сегодня мы завершаем ремонт и так называемых альтернативных маршрутов в Крым — через Армянск. Так что этим летом появится возможность распределения потоков транзитного транспорта. Это уменьшит пробки в сезон.

— Вы бы рекомендовали ехать россиянам через новые регионы в тот же Крым?

— Не вижу никаких препятствий. Ехать в Крым через север Азовского моря гораздо быстрее и комфортнее. Я не вижу здесь каких-то проблем для россиян.

Буду работать сколько скажут

— Что тут с кадрами?

— В кадрах здесь есть дефицит, как в целом везде. Область лишь два года находится в правовом поле России. Времени для адаптации еще мало прошло. Но уровень квалификации специалистов растет.

— Вы и первый заместитель главы Херсонской области Игорь Чагаев приехали в регион из Краснодарского края. Назначение сюда кадров с Кубани связано с близостью двух регионов?

— Здесь сейчас работают специалисты практически со всей страны. Из Москвы, Ростовской области, Калининградской, много из Донецка, из Крыма. Есть и кубанцы, безусловно.

— Как долго вы рассчитываете здесь работать?

— Я на службе. Сколько нужно, столько и буду работать.

— Семью привезли с собой?

— Нет. Семья осталась в Краснодаре. Смена школы, другие жизненные вопросы — пока это проблематично.

Бизнес заходит охотно

— Когда едешь по Донецкой Народной Республике или по Запорожской области, цена на бензин везде одна и та же. Например, АИ-95 стоит везде 59,80 рубля за литр. В Херсонской области цены выше и скачут: 60,50 рубля, 61,90 рубля и так далее. Почему так?

— На территории области отсутствуют собственные нефтебазы, которые могли бы аккумулировать запасы. Я уже не говорю об НПЗ или нефтепроводах: в них не было и нет экономической целесообразности. В том числе потому, что нет глубоководных портов. Поэтому пока логистика, конечно, сказывается на ценах. Но ситуация выровняется, когда сюда зайдут крупные операторы.

— Когда они зайдут? С окончанием боевых действий?

— Когда все события завершатся, здесь уже, возможно, всё будет занято.

— Вы хотите сказать, что бизнес охотно сюда заходит?

— Да. В первую очередь это строительные компании. Уверен, в 2024 году мы будем наблюдать рост жилищного строительства. На новых территориях ипотека — два процента. Таких условий нигде больше нет. Это ниже уровня инфляции. Понятно, что инвестиционный спрос на жилье тут будет очень высокий. Здесь много тех, кто получает высокие заработные платы, это позволяет им приобрести здесь недвижимость. К тому же Херсонская область — это курортный регион. Его омывают два моря. Так что здесь большой потенциал. Думаю, что в 2024 году мы начнем его реализовывать.

— Какой бюджет региона?

— Немного меньше, чем в Краснодарском крае. Но над бюджетом надо работать. Бюджет — это налоговые и неналоговые поступления. С налоговыми мы уже работаем. С неналоговыми пока отстаем. Бюджетный эффект — работа экономики. Экономика начнет работать в полной мере, когда будет вся нормативная база. Мы принимаем законы, необходимые нормативно-правовые акты, создаем все условия для захода новых инвесторов, развития новых производств. Естественно, это повлечет за собой и рост доходов бюджета.

В Херсонской области льготная система налогообложения: два процента с оборота. Таких льготных налогов нет нигде. Здесь выгодно работать «вбелую». Зачем себе наживать проблемы из-за этих двух процентов? Даже с великих оборотов ты, уходя от такого маленького налога, не разбогатеешь, а проблемы наживешь серьезные. Понятно, что на Украине значительная часть неуплаченных налогов уходила «в карманы». Кто-то, возможно, привык так работать. Но в России это неприемлемо, с этим борются жестко. Поэтому люди здесь выбирают работать «вбелую», соблюдая законодательство.

Соседи нам серьезно помогают

— Семь регионов России взяли шефство над Херсонской областью, в том числе Краснодарский край и Адыгея. Чем и как помогают вашему региону?

— В этом году в программе регионов-шефов порядка тридцати объектов: это социальная сфера, инфраструктура. Нам помогают ремонтировать школы и больницы, строить новые спорткомплексы и здания МФЦ, модернизировать системы отопления и многое другое.

— В чем суть шефства? Почему государство сразу не может распределить суммы так, чтобы один субъект федерации не тратил свои средства на помощь соседу?

— Вопрос не по адресу, не по зарплате и не по званию.

— В каких суммах исчисляется помощь?

— Я, конечно, знаю эти цифры, но они идут с пометкой «для служебного пользования». Могу сказать, что регионы-шефы делают большие объекты. Тот же Краснодарский край в прошлом году у нас отремонтировал три корпуса в больнице, проводит капитальный ремонт в трех школах. Сейчас Кубань строит актовый зал в одной из школ. В этом году приступит также к строительству Дворца единоборств в Геническе. Также детей Херсонской области мы направляем в оздоровительные лагеря Краснодарского края и Адыгеи, Крыма. Республика Адыгея в прошлом году построила большое здание МФЦ, два спорткомплекса и открытые спортплощадки в школах Геническа, еще два спортивных комплекса возводит сейчас. Это серьезная и значительная помощь.

— Получает ли Краснодарский край какую-то выгоду от того, что зарегистрированные в нем компании работают в Херсонской области?

— С одной стороны, все предприятия, кто производит здесь какие-либо работы за счет бюджета, регистрируются в нашем регионе. Становятся здесь на налоговый учет. Это требование правительства России. С другой — СМИ, компании, безусловно, работают не в убыток себе, получают прибыль и оборотные средства. Так что это тоже важно.

Должна быть обратная связь

— У вас есть телеграм-канал. В нем вы часто спрашиваете людей о том, что им нужно. В чем больше всего нуждаются жители области?

— Это зависит от категории населения, районов, где живут люди. Очень много вопросов и проблем в сфере оформления и получения пенсий, транспорта, дорог, цен. В целом очень важна обратная связь, причем с населением всех категорий. Важно знать, чем живут люди в разных частях области, понимать, какой эффект мы получаем от реализации госпрограмм, программ регионов-шефов.

— Почему тогда вы не откроете свой канал для свободного комментирования?

— Это связано с вопросами безопасности. Со стороны Украины здесь идет активное информационное противодействие.

— Против вас в Евросоюзе ввели санкции. На вашей жизни это как-то отразилось?

— Что тут сказать? Постараюсь работать так, чтобы попасть и в следующие пакеты западных санкций. Все их мы воспринимаем как оценку нашей работы по восстановлению и развитию Херсонской области, повышению качества жизни людей, интеграции региона с российской экономикой и социальной системой. Наверное, этим стоит гордиться. Будем работать дальше.

Ранее «МК на Кубани» писал, чем поездка в Крым через ДНР, Запорожье и Херсонщину отличается от привычного пути через Керченский пролив.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру