Центробанк России готовит проект по сбору монет у россиян

Центробанк России готовит проект по сбору монет у россиян
mainfun.ru

Случится это нескоро — только в 2022 году. И сначала проект планируют попробовать реализовать в одном регионе, а в случае положительного результата его хотят развернуть на всю страну.

Зачем Центробанку понадобились монетки? Ответ прост. В последнее время, по подсчетам финансистов, в кошельках, карманах и копилках населения осело слишком много железных денег — устали новые штамповать. Последняя фраза — это шутка, конечно. Но факт остается фактом: народ заграбастал себе львиную долю монет и добровольно не отдает.

Вот что пишут на сайте Центробанка: «Если в 2019 году из обращения в кассы Банка России вернулось 63 процента от общего количества выданных монет, то в 2020 году возвратность монет в оборот снизилась до 46 процентов. Учитывая сохранение спроса на монету, Банк России регулярно заказывает изготовление и выпускает в обращение необходимые ее объемы. Так, в 2020 году в обращение выпущено более 1,3 млрд монет, то есть по девять монет на каждого жителя нашей страны».

Вон оно как. Девять монеток на человека — это ж по целому ожерелью на семью. И правда, как-то много.

Экскурс в историю

Пока я изучала ситуацию с оборотом железных денег в стране, попутно начиталась много интересного, в том числе об истории возникновения монет. Сделаю небольшое отступление, вам тоже расскажу.

В качестве расчетных средств древние люди использовали домашний скот, драгоценности, наконечники для стрел и копий, домашнюю утварь, а потом кусочки различных металлов, в частности золота, серебра.

Первые чеканные монеты появились в Малой Азии, в государстве Лидия, в VII веке до нашей эры, а уже через сто лет монеты чеканили во многих греческих городах и Древнем Риме. Название «монета», кстати, произошло от одного из имен богини Юноны. При храме, установленном в ее честь, существовал монетный двор.

На территории Древней Руси первые монеты появились в IX веке — их завозили купцы из Средней Азии и с Ближнего Востока в обмен на меха, мед и другие товары. Торговые связи с Византией и Западной Европой ввели в оборот еще больше зарубежных денег. А вот выпуск собственных монет на Руси начался только в конце Х века — во времена князя Владимира. Первые русские монеты назывались златниками и сребрениками.

Еще один интересный факт. Период с XII по XIV век на Руси называют безмонетным. Из-за нашествия монголо-татар торговля пришла в упадок и монеты не чеканили, вместо них использовались гривны серебра — шестиугольные слитки или длинные бруски. Тогда же появился термин «рубль»: гривну разрубали на четыре части для небольших покупок.

Вновь выпуск монет был начат только после Куликовской битвы — в 1380 году. Сначала они были только из серебра, а потом появились и медные.

Постепенно человечество пришло к выводу, что материал, из которого изготавливаются монеты, следует удешевить. В первой половине XX века в ряде стран, в том числе в СССР, чеканились монеты из никеля, алюминия, из медно-никелевого сплава и алюминиевой бронзы.

Из чего они сейчас?

Монетки достоинством одна копейка и пять копеек — это сталь, покрытая мельхиором; пятьдесят копеек — особый сплав из меди и цинка; один и два рубля — это мельхиор (до 2009 года), а сейчас их делают из стали, покрытой никелем; пять рублей — до 2009 года их изготавливали из меди и покрывали мельхиором, а последние одиннадцать лет их делают из стали, обработанной никелем; десять рублей — сталь, покрытая латунью.

Верхнее покрытие другим металлом — плакирование — используют для того, чтобы повысить износостойкость монет, снизить коррозию, а заодно сэкономить на сырье.

Теперь к делу

Двадцать первый век — эпоха высоких технологий. Человечество постепенно отказывается от «живых» денег: безнал рулит. Однако бумажные купюры и монеты все-таки до сих пор в большом ходу. Более того, в период пандемии в стране случился прямо-таки всплеск в обороте наличности, и при этом финансисты считают, что в ближайшем будущем, несмотря на массовый переход к расчетам по картам, объем реальных денег в обращении может вырасти на 19,4 процента. Даже конкретные цифры по этому поводу называются: к началу 2026 года, по расчетам Центробанка, объем живых банкнот и монет в обороте России может составить 13,6—16 триллионов рублей.

Это понятно. Цены-то растут как на дрожжах, инфляция, поэтому и рубликов нам надо всё больше, хоть виртуальных, хоть реальных...

Итак, наличность нам с вами всё еще нужна. Но если бумажные купюры активно участвуют в обороте, монеты всё чаще оседают у населения. Там завалялось, здесь закатилось, ребенку в копилку бросил — и всё, нет ничего.

А между тем изготовление железных денег — процесс недешевый, по сути, себестоимость монет даже превышает их номинал. Причем, чем мельче денежка, тем больше разница между затратами на ее изготовление и ее номиналом. Особенно дорого государству обходятся копеечки, но их в обороте уже почти не осталось.

В общем, это только кажется, что монеты — это мелочь. Для нас, рядовых россиян, оно, может, и так, а для Центробанка как раз наоборот.

Примерный сценарий

Планируется, что монеты у населения будут изымать с помощью специализированных устройств. Подобное оборудование присутствует на российском рынке, но успехом не пользуется — в основном потому, что такие аппараты берут комиссию при обмене монеток на безнал.

Агрегаты Центробанка будут работать «по совести», без всякой комиссии. Установить их хотят в крупных торговых центрах.

Какой регион выберут для апробации проекта, пока еще не решили. Может, и Краснодарский край окажется первым. Подождем — узнаем.

Если всё пойдет по плану, то со временем к проекту подключат всю страну. По прогнозам Центробанка, за несколько лет у населения получится изъять львиную долю того, что народ разложил по копилкам за пандемию.

Посмотрим, что там у них получится.

За и против

Не знаю, как вам, а лично мне непонятно, зачем такие сложности. Проекты, агрегаты... Монеты при желании и сейчас можно обменять на денежные купюры в любом магазине, многие супермаркеты на это идут: им вечно мелочи на сдачу не хватает, так что содержимое наших копилок им всегда интересно.

Говорю всё это как человек, который сам держит в баночке мелочовку. Причем это давняя привычка, которая осталась еще с детских лет. Пока в финансовом плане всё хорошо, я всегда кидаю всю мелочь в специально выделенную емкость. За несколько месяцев там набирается кое-какая сумма, а если вдруг становится совсем тяжко с деньгами, открываешь копилочку, а там сюрприз.

По молодости у меня тяжкие времена, конечно, случались чаще, чем сейчас. Поэтому мелочи у меня нынче скопилось прилично. Одними только «десюнчиками» тысячи, наверное, три. Лежат себе, чернеют от времени. В общем, несознательная я!

Но понесу ли я свои монетки в агрегат по обмену? Сложно сказать. Этот момент имеет один важный для меня психологический нюанс. То, что попало ко мне на карту, подлежит тратам. А потемневшие десюнчики я отнести в магазин решусь только в случае крайней нужды. Дай бог, чтобы она никогда не случилась.

Но это мое личное мнение. И я не считаю, что в этом права.

Немного лирики

Кстати, вспомнился случай из детства: в восьмидесятые годы в моде было копить копейки в бутылке из-под шампанского. Горлышко там было узкое, и проскакивали в него только копеечные монетки. И вот так я копила, копила годами... Набрала почти полбутылки. А потом эти монетки вышли из оборота и оказалось, что я не знаю, куда их деть.

Подруга выручила. Пришла в гости, увидела и попросила ей отдать: у нее сестра замуж выходила, а молодых по традиции надо осыпать монетами. Вот тут мои «просроченные» медяшки как раз и приходились. У подруги сестра очень хорошая была, мастер спорта, чемпион мира по акробатике, наш Краснодарский край на весь земной шар прославила — я очень ее уважала!

В общем, вот такая бессовестная я: не отдаю государству монетки, зажала и держу. А другие как? Не знаю. Может, если кинуть клич, народ проявит гражданскую ответственность и понесет свои заначки к новомодным обменным агрегатам.

Кстати, рассуждаю, а сама об уличных попрошайках вспомнила. Вот у кого монеток, наверное, всегда полно. Хотя... Недавно иду по Сочи — на обочине вижу инвалида в коляске с табличкой: «Подайте на лечение». А внизу на табличке номер банковской карты — для тех, у кого совесть и жалость есть, а наличности с собой нет.

И смех, как говорится, и грех. Научно-технический прогресс не щадит никого, даже уличных попрошаек. Уже и они у нас осовременились.

Короче говоря, лично у меня отношение к будущему проекту Центробанка очень неоднозначное. Будет ли толк? Вот сейчас я задумалась: сколько же стоит один агрегат по приему железных денег? Явно не пару тысяч. А окупит ли себя такой аппарат?

Недавно в одном супермаркете в Сочи установили аппарат по приему пластиковых бутылок. Обещали не деньги, а скидки на стиральные порошки.

Мне не лень и я вроде как за экологию. Собрала я бутылки, приношу, а аппарат... сломался. И пары месяцев не проработал. И не чинят его уже очень давно.

А еще я думаю, что наверняка он не сломался, а оказался невыгодным, поэтому его и отключили. Надо ведь аппарат обслуживать, тару собирать, потом куда-то ее отвозить. Траты, траты и траты. Как бы с монетками так же не получилось.

Поживем — увидим. А пока продолжаем кидать в копилки монетки. Лично меня забавляет этот процесс. Есть в нем что-то такое из детства — трогательно-наивное, волшебное: кидаешь в копилку по копеечке, а через месяц-два садишься считать, а там уже деньжищи. Радости море, и мама с папой тебя поздравляют — тогда еще веселые, молодые, и бабушка пока еще жива… Эх, нахлынуло...

Пойду загляну в кошелек да в копилку, что там у меня, ревизию проведу и подумаю, что же делать мне с мелочевкой. Может, и правда пойду да сдам. Кто еще позаботится о государстве, как не мы, сознательные граждане своей страны?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру