Хореограф-постановщик Краснодарского Молодежного театра Анжела Гаврилова (Сердюкова) отметила в июне свой юбилей. В театре ее поэтично окрестили королевой батманов и герцогиней фуэте. В этой доброй шутке большая доля правды. Талантливый балетмейстер достойна самых высоких похвал — от тех, с кем она уже много лет работает бок о бок, и зрителей, получающих эстетическое удовольствие от постановок, к которым юбиляр приложила свои творческие силы.
За годы служения театру и Терпсихоре Анжелой Гавриловой создано и достигнуто немало. Вот уже двадцать два года она бессменный балетмейстер Молодежного театра. Ею поставлены танцы и придумана пластика, раскрывающие и делающие незабываемыми черты персонажей в таких спектаклях, как «Отцы и дети», «Куколка», «Вечный муж», «Чудики», «Миледи», «Событие», «Гедда Габлер», «Самоубийца», «Цахес», «Любовь и голуби», «Горе от ума» и многих других.
Театр — дом родной
Анжела пришла на работу в Молодежный театр вместе с мужем, актером Ильей Сердюковым, сразу после окончания Краснодарского института культуры. До Анжелы, как оказалось, здесь очень часто менялись балетмейстеры. Но она смогла найти общий язык со всем членами коллектива.
Первый спектакль в Молодежном театре, для которого Анжела поставила хореографию,— «Отцы и дети» по роману Тургенева. Режиссером его был Владимир Рогульченко. Роль Евгения Базарова в этом спектакле играл ее муж Илья Сердюков. Задача перед ней стояла непростая: поставить несколько историко-бытовых танцев, в том числе вальс и мазурку.
— Именно в тот момент я поняла, как важно, что эти знания об историко-бытовом танце были даны нам, студентам, во время учебы в колледже,— вспоминает Анжела.
Ни она, да и никто в театре не может вспомнить ни одного серьезного конфликта за два десятка лет, который бы омрачил взаимоотношения в творческом коллективе.
Анжела считает, что ко всем актерам нужен особый подход. Каждый — индивидуальность, и это надо ценить и использовать, чтобы получить яркое творческое решение.
— В театре, как в родном доме,— говорит Анжела Гаврилова,— должна царить атмосфера созидания. Иначе нельзя. Я с большой теплотой отношусь к актерам. И, мне кажется, чувствую в ответ только добрые чувства.
Как рождается хореография
— Когда ставят задачу поставить какой-то танец,— рассказывает хореограф,— мне важно обязательно придумать что-то свое. Хотя, возможно, уже и до меня мои коллеги нашли какие-то эффектные творческие решения — могу посмотреть ранее поставленный спектакль, но только чтобы вдохновиться. Читаю материал, по которому ставится спектакль, ищу всю информацию, какую можно найти о том, что предстоит сделать. Мне важен сам процесс. Важен момент импровизации — когда актеру дается определенное задание — и тогда пластика персонажа рождается из его внутреннего состояния. И, отталкиваясь от этого, я уже начинаю выстраивать всю концепцию сценического движения. Во многих случаях это выходит круче, чем если бы мы работали на каких-то своих профессиональных штампах.
За годы работы в Молодежном театре Анжеле Гавриловой посчастливилось поработать со многими режиссерами.
— Это всегда работа в тандеме,— говорит она. — Я предлагаю свое решение, но всегда отталкиваюсь от общей концепции, которую предлагает режиссер. Именно он видит, каким будет новый спектакль — в целом. А я должна встроиться со своими идеями в его концепцию, чтобы у нас получилась единая история.
Сегодня в творческом багаже Анжелы Гавриловой много десятков спектаклей, которые она поставила в Молодежном театре, а также несколько постановок в краснодарском Театре Защитника Отечества: «В тридесятом царстве...», «Гриф секретности», «Лунный принц», «Поцелуй принцессы», «Все бегут, летят и скачут».
Учителя и ученики
У Анжелы Гавриловой огромный педагогический опыт. Среди ее бывших воспитанников и те, у кого уже есть собственные школы танцев.
— Когда мои ученицы горят танцами, хотят стать хореографами, я понимаю, что работаю как наставник не зря. Получается, что это я влюбила их в танец, как в свое время это сделали со мной мои учителя. Мой первый преподаватель — Ирина Сергеевна Сухинина. Я занималась у нее в станице Новопокровской с четырех лет. Сначала меня ставили в третьих линиях во время танцев: у нашего руководителя были другие любимчики. А мне же казалось, что я всё делаю хорошо. Мне хотелось быть впереди... И постепенно так и произошло, потому что я очень старалась. Для меня очень ценен момент в жизни, когда я приехала после учебы во владимирском колледже к своему первому педагогу и стала показывать ей одно из основных движений русского народного танца — «веревочку». И она мне тогда сказала: «Анжела, так ко мне еще никто не приходил! С такой подготовкой! С такой подачей!» Эти слова запомнились на всю жизнь!
Сейчас Анжела, помимо основной своей работы в театре, еще руководитель детского образцового хореографического коллектива «Импульс» МБОУДО муниципального образования город Краснодар «Детско-юношеский центр». В юности она даже подумать не могла, что будет педагогом, считала, что это не ее стезя. Но сейчас получает большое удовлетворение, когда ее ученики успешно участвуют в краевых, всероссийских, международных фестивалях-конкурсах, одерживают победы.
Годы учебы
Был момент в школьные годы, когда жизнь Анжелы могла развернуться по-другому и она бы выбрала другую профессию. Ее привлекали очень многие сферы: дизайн, иностранные языки, экономика. В седьмом классе девочка получила серьезную травму ноги — встал вопрос о том, сможет ли она нормально восстановиться после нее, не то что танцевать. Именно тогда Анжела точно осознала, что очень хочет именно танцевать. Она много занималась, разрабатывала ногу, могла часами делать необходимые для этого упражнения. И со временем удалось практически нивелировать последствия травмы.
Анжела благодарна родителям, которые в свое время отвели ее в музыкальную школу,— окончила ее по классу фортепиано. Она воспоминает, что в детстве посещала около дюжины различных кружков, в том числе шахматы, курсы кройки и шитья и многие другие. Родители поощряли любые ее занятия творчеством — и всё это потом пригодилось в профессии.
Желание стать хореографом перевесило по окончании школы.
Сначала Анжела Гаврилова окончила Владимирский областной колледж культуры и искусства. Это учебное заведение дало ей большие знания и немалый опыт. А потом был Краснодарский государственный институт культуры, где она уже точно знала, что правильно выбрала свою профессию. На руках у нее два красных диплома по любимой специальности.
Только вперед
Одна из черт Анжелы — постоянная жажда знаний. Она уверена, что учиться никогда не поздно. И свою мечту — изучать иностранные языки — воплотила уже позже. Она решилась учиться на факультете романо-германской филологии Кубанского государственного университета по специальности «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и успешно прошла обучение.
Удивительный дар схватывать всё новое помог Анжеле, когда она работала в Китае и Испании. В этих странах был получен ценный творческий опыт. Особенно в Китае, где Анжела и выступала как танцовщица, и работала как постановщик.
— Я люблю учиться,— говорит хореограф-постановщик. — Надо постоянно развиваться. Да, я выучилась в студенческие годы народному, классическому, историко-бытовому, джазовому танцам. Но сейчас изучаю и современные стили. Жизнь не стоит на месте, и мне интересно всё новое, что появляется в нашей сфере. И я ставлю танцы, используя и модные сегодня направления. Современная хореография стала более разнообразной, это уже, если можно так сказать, 3D-формат и насыщенная танцевальная лексика.
В хорошей форме
Анжела многих своих коллег и друзей удивляет хорошей физической формой, уникальной растяжкой. Она может без всякой подготовки, например, сесть на шпагат, хоть продольный, хоть поперечный. Когда ее спрашивают про ее удивительный секрет, как это ей удается, она, шутя, отвечает: «Возможно, это подарок от природы». Но потом всё же уточняет, что в свое время очень потрудилась, чтобы связки стали «послушными», ежедневно по несколько часов занималась, чтобы добиться нужного результата.
— Растяжка помогает сохранить молодость,— признаётся она. — Если у меня что-то болит, я только через движение восстанавливаю свое тело. По-другому невозможно сохранить здоровье.
Семья и мечты
Когда Настя, дочь Анжелы и актера Молодежного театра Ильи Сердюкова, была маленькой, играла в спектаклях Молодежного театра «Три года» и «Вечный муж». Она взяла от своих родителей всё самое лучшее. Творческие способности у девушки никуда не делись и сейчас. Анастасия выбрала творческую профессию. Но сейчас она живет далеко от Краснодара и родителей. Вышла замуж и уехала в Красноярский край.
Анжела уверена, что ее дочь со временем снова обратит внимание на театральное искусство. Ее же собственные мечты и планы связаны и с театром, и с детским творческим коллективом, которым она руководит. Ее вдохновляют успехи учениц, и она надеется, что в будущем «Импульс» ждут новые творческие вершины.
Возможность придумать и создать свой собственный хореографический спектакль Анжела Гаврилова тоже не отбрасывает.
— Сейчас прекрасное время, когда можно реализовывать свои мечты, в том числе детские. А ведь жизнь одна, и хочется быть счастливой,— признаётся Анжела. — Почему бы многое и не попробовать? Если есть что-то в голове, какие-то идеи, нужно обязательно пробовать и воплощать их в жизнь!