Она хрупкая, маленькая, звонкая. Она летящая Маргарита Булгакова, воздушная Наташа Ростова, она та, кто поставил жесткий спектакль о событиях Великой Отечественной войны «Живые и мертвые». Так, что в конце в горле ком. Она режиссер и актриса — Полина Агуреева. С Полиной мы встречаемся на XVIII Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета. На сцене известные актеры столичных театров: Илья Шакунов, Юрий Беляев, Иван Добронравов, Николай Чиндяйкин, Алексей Вертков, Федор Малышев, Варвара Насонова и другие. Вместе с ними маэстро Юрий Башмет и музыканты камерного ансамбля «Солисты Москвы». Одетые в военную форму, они словно стали полноценными участниками Сталинградской битвы.
— Полина, спектакль «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова впервые был представлен в 2023 году, к юбилею Сталинградской битвы. Как появилась эта идея, почему этот роман, почему Зимний фестиваль Башмета?
— Мы с Юрием Абрамовичем были знакомы, меня периодически зовут петь или читать сказки с оркестром. Выступали вместе на Мамаевом кургане, на Байконуре. А потом мне предложил сделать спектакль по Симонову — я согласилась. Взяла второй том романа «Живые и мертвые», он посвящен Сталинградской битве. Это событие переломное и в войне, и в истории.
— Вы родились в Волгограде. Получается, это личное?
— Действительно, я родилась в Волгограде, а выросла в Москве. Но Мамаев курган для меня — место святое. В романе Константина Симонова с документальной точностью показана военная реальность, например сюжет, как наши солдаты ждут соединения 111-й дивизии и 62-й армии, чтобы замкнуть кольцо окружения. Когда репетировали спектакль, летали в Волгоград. На Мамаевом кургане я увидела строчку, прочерченную кем-то из защитников: «Я из 62-й». Простые слова, которые для меня стали очень понятными и близкими. Они трогают до слез. Мы сжились с этим материалом. И что бы кто ни говорил сегодня, такие же эмоции испытывают очень многие, побывавшие там. Огромная очередь к Вечному огню говорит о многом. Я благодарна коллегам за то, что они отнеслись ко мне как к режиссеру с огромным доверием, но главное — мы совпали мировоззренчески. В этом спектакле нет и не может быть актеров, которым «стыдно быть русскими»...
— Женская режиссура отличается от мужской?
— Смотрю очень много интервью с актрисой, режиссером Ларисой Шепитько. Она очень цельный внутренне человек и здорово ответила на этот вопрос. Есть дамская режиссура, а есть просто режиссура. Вот это — дамское рукоделие, сентиментально, а если ты смыслы какие-то ищешь, это просто режиссура. Истины не лежат в области дамского — они лежат в области человеческого.
— Спектаклю «Живые и мертвые» уже два года. Изменились ли какие-то смыслы?
— Роман Константина Симонова очень честная книга, без лакировки, без отрицания проблем, но при этом чувство Родины для всех персонажей — это константа. Как и для меня тоже, и для моей семьи. Когда читала «Живых и мертвых», меня поразило, насколько книга стилистически похожа на телеграм-каналы военных корреспондентов, которые пишут документально, честно и с болью за страну. В реальности смыслы просты, их немного и они никогда не меняются: уметь делать выбор, служить другому, быть честным, беречь людей, сохранить в себе человека несмотря на то, что ты в условиях, в которых нельзя это сделать.
— Постановка получилась очень пронзительной. Она про войну?
— Очень рада, когда кому-то нравится спектакль. Мне хочется, чтобы люди почувствовали что-то, а это так редко бывает. Сама как зритель тоскую по таким спектаклям. Наш спектакль, конечно, про войну, но прежде всего про человека. Война — это ускоренная жизнь. И в жизни люди умирают, и на войне, только скорость другая, а сохранить в себе человека в жизни тоже непросто, это мало у кого получается. Сейчас снимаюсь в картинах про блокаду, пересмотрела кучу фильмов: «Проверку на дорогах», «Восхождение» и даже венгерское «Балтийское небо». До слез. Неужели эти настоящие и подлинные люди где-то остались там, а сейчас их нет? Мне кажется, очень страшно, когда человек сомневается в простых вещах. У нас сейчас всё относительно. Правда, а вроде бы и не правда, честность, а вроде бы и не честность. Такое время, которое всё сделало симуляторами. Можно так, а можно и не так. Относительность всего меня очень мучит. Я бы не хотела, чтобы мои дети так жили. Я испытываю тоску по Гайдару, по «Что такое хорошо и что такое плохо?». Кажется сейчас время, когда надо говорить о простых вещах. С людей, прошедших боль и страдания, слетает всё ненужное, они остаются такими, как их задумали.
— Особую роль в спектакле играет музыка...
— Я хотела диалога с музыкой, иногда она контрапункт, иногда поддерживает, в любом случае это выражение внутреннего мира. Мне хотелось показать главное желание героя Серпилина: спасти людей вокруг себя. Музыка в спектакле ни в коем случае не фон. Вообще, воспринимаю любую постановку как музыкальную партитуру. Наверное, потому что так относился к этому мой учитель Петр Наумович Фоменко.
— Спектакль «Живые и мертвые» тесно связан с Зимним фестивалем искусств в Сочи, это уже его второй показ. Что вы чувствуете?
— Это замечательная традиция, которую нам подарил Юрий Башмет. Конечно, меня поругает охрана природы, но очень жду, когда завершится выступление, мы пойдем и нарвем мимозы. Мы стали настоящими единомышленниками. Мне очень нравится слово «товарищи»: это люди, которые подставляют плечо, когда их не просят. И я чувствую, что здесь у нас такая компания, хотя мы редко играем вместе спектакли. Хотелось бы в этом году показать постановку «Живые и мертвые» во всех наших городах-героях. Но к сожалению, пока очень много сложностей, это остается только задумкой.
— Ваши дети видели спектакль? К сожалению, «Живых и мертвых» сегодня не изучают в школе...
— Младшему — Тимофею — девять лет, он пока не видел. А старший — Петр, конечно. Он учится во ВГИКе — будущий сценарист. Надеюсь, что он изменит что-то, это можно сделать, если ты живешь по существу, со смыслами. Сегодня происходит много странного и страшного. У нас про Сталинградскую битву всего одна строчка в учебнике истории. У нас вообще за последние тридцать лет произошло столько странностей, так промыли людям мозги, что удивляться можно бесконечно. Война из Великой Отечественной превратилась во Вторую мировую. Праздник 9 Мая для кого-то стал «победобесием». Понятия девальвировались и потеряли свою изначальную сущность. Надо их возвращать, возрождать, иначе у нас не останется ни памяти, ни страны, ни людей, готовых ее защищать.
— А для своих детей вы мама или звезда?
— Если честно, я ни для кого не звезда. Я человек.