Персональная выставка члена Союза художников России, участника краевых, зональных, всероссийских выставок, призера и победителя конкурсов (Межрегиональный конкурс «Биеннале-2013»), дипломанта Межрегиональной выставки «С Россией вместе» Валентина Алексеевича Чёрного «60 лет на пленэре» в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко стартовала в конце января и завершится в середине февраля. Все эти дни можно наслаждаться истинным, подлинным искусством, которое присуще этому великолепному художнику. Званий и наград у мастера натурной живописи из Крымска, увы, почему-то нет, но зато есть огромный авторитет как среди коллег, так и знатоков самой живописи. На выставке было представлено более 60 произведений, выполненных в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта. Любовь к родной земле особенно видна в пейзажах, возможно, неброских, размеренных, но в этой простоте, умиротворенности без всякой сентиментальности и присутствует тот эмоциональный сюжет, который не отпускает тебя и заставляет картину читать и перечитывать. Но, помимо всего, Чёрный обладает исключительным слухом, так как уловить музыку природы дано только избранным и очень одаренным людям.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/08/15/articlesImages/image/32/a3/88/8c/1cf9e18410f8b3ec76ec62fda4ab2e5d.jpg)
Возьмите любую работу, будь то «Плавня», а кубанские плавни прекрасны с их камышом и высокой зарей, или тенистый, с лужицей и островком неба, какой-то шишкинский «Старый парк», мудрый древний дольмен из «Письма из прошлого», выписанный, словно страж времени, или «Девчата», где мы видим каменистый берег моря с женскими фигурками, обозначенными мазками, – и во всем взгляд человека, влюбленного в природу, с этаким пришвинским зрением. И еще удивительное небо, а Валентин Алексеевич видит его по-особому, на его холстах оно создает настроение, дышит. А вот, казалось бы, коза идет испить водички, как на картине «Дорога на родник», но мало того, что сама работа является образцом мастерства, но сколько внутренней нежности и искренности перед нами.
Чёрный по-левитановски смотрит на натуру, а особенно на ту, что ему роднее родных, как на полотне «Здесь научился плавать», где изображена милая сердцу речка Адагум. Вообще, у художника мы видим Кубань, которую не встретишь у современных авторов, она бесконечно лиричная, сокровенная, вневременная.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/08/15/articlesImages/image/de/ff/f8/98/9304b43a25b72686106007ada6285805.jpg)
Родившись в Крымске 1948 году, в нелегкое послевоенное время, мальчик еще в школе обнаружил дар к рисованию. Валентин Алексеевич до сих пор с благодарностью вспоминает своего учителя Ивана Макаровича Филипенко, который и начал развивать способности паренька, росшего без отца, как и многие тогда в той стране, и стал хвалить за первые успехи. Он-то и сказал: что видишь вокруг, то и переноси на бумагу. После армии школьный учитель посоветовал поступать в Краснодарское художественное училище, куда конкурс был десять (!) человек на место. Чёрный сдал экзамены лучше всех и после окончания учебы был даже направлен работать директором Усть-Лабинской художественной школы. Однако, сразу поняв, что административная стезя ему не по душе, сославшись на домашние проблемы, покинул директорский пост, вернулся на родину, в Крымск, и четверть века преподавал в детской школе искусств. С одной стороны, судьба типичная, а с другой – верность родной земле и любовь к ней сегодня случай, наверное, не частый.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/08/15/articlesImages/image/f3/30/8c/7e/ec7bd4a459ea72214879f623186ba57d.jpg)
Несмотря на такую оседлость, география работ художника самая широкая, от предгорий Кавказа, горных пейзажей до равнинной центральной России. И его морские виды не менее красивы и изящны. В них же опять сочетается необыкновенная простота и изысканность. Отчасти творчество Валентина Чёрного в каком-то смысле камерное, с картинами хочется остаться один на один, и в дом они несут сердечность, душевный комфорт и безмятежность.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/08/15/articlesImages/image/88/c2/dd/14/09ec49d205c0f806b666f28fa3eaaa75.jpg)
Безусловно, он один из хранителей академических традиций пейзажной и пленэрной живописи. Несмотря на импрессионистическую условность письма, за ней скрывается абсолютная свобода владения масляной живописью. Многие работы выполнены на пленэре, а это непременно разговор с природой по душам. Здесь мы ощущаем и вкус воды, и аромат трав и зрим причудливость тех же облаков. И сей этюдный полет дает невероятную свежесть и воздух.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/08/15/articlesImages/image/e7/73/6f/3d/603bb0870798506e6e3aa6cedc66ac7d.jpg)
Его картины невозможно не заметить, как в свое время не смог пройти мимо небольшого портрета, висевшего в кочегарке академической дачи, президент Академии художеств Борис Сергеевич Угаров. Выяснив, что это творение принадлежит земляку истопника, знаменитый мэтр попросил передать автору холста обязательно найти его. Так Валентин Алексеевич познакомился с Угаровым; при встрече они проговорили несколько часов, что оставило заметный след в жизни художника.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/08/15/articlesImages/image/a6/ac/30/80/f227ec76d0ec5cdc92ff9bf35d447511.jpg)
Сегодня Валентин Чёрный сам дает мастер-классы, куда записываются и любители, и студенты, и уже состоявшиеся мастера кисти. Но самый главный мастер-класс – все-таки творчество, полное души, теплоты и красоты.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/08/15/articlesImages/image/24/a2/34/ad/c4de61c728b791b8e3a037dc73117d4b.jpg)