На Кубани всю неделю проходят концерты, веселые игры и угощения блинами

На Кубани всю неделю проходят концерты, веселые игры и угощения блинами

Масленицу зовут традиционным славянским праздником. И уже не одно столетие отмечают не день, не два, а целых семь дней подряд. В старину казачество гуляло неделю, называя ее Масленой, Сырной, чуть реже — Масныци. Как в давние времена, так и сейчас, этот праздник на Кубани справляли весело и с размахом. От того и добавляли Масленице второе определение — широкая.

Не было у праздника проводов зимы и встречи весны определенной даты. Его начало определяли по православному календарю, отмеряя ровно 56 дней перед Пасхой. В нынешнем году православные верующие отметят Пасху пятого мая, а значит, Масленица, или мясопустная неделя, стартовала в понедельник, одиннадцатого марта, а закончится в воскресенье, семнадцатого марта.

Народные гуляния по случаю Масленицы в нашем казачьем крае продолжаются. К празднику подготовили особые концертные программы больше двух с половиной тысяч учреждений культуры. По всему краю, в городах и станицах, с одиннадцатого по семнадцатое марта для взрослых и юных зрителей пройдут концерты любимых творческих коллективов, театрализованные представления, викторины, мастер-классы, веселые игры и много-много других ярких и зрелищных мероприятий. Разумеется, гости праздника не останутся без традиционного масленичного угощения — горячего душистого чая и блинов, без которых представить Масленицу просто невозможно.

Что предсказали народные синоптики

Масленица — удивительный праздник, самым что ни на есть естественным образом сочетающий в себе и народные, и православные традиции. Последнюю седмицу (неделю) перед Великим постом народ зовет Масленицей, а церковный православный календарь именует сыропустной. Смысл этой седмицы, как отмечает в своих трудах православный просветитель XVIII века, богослов и чудотворец святитель Тихон Задонский, состоит в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным подвигам, которые, конечно же, у каждого христианина свои и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья, профессией.

Интересно также, что праздник встречи зимы с весной отмечается примерно в то же время, и Сретение Господне, а видоизмененные обычаи этого дня стали церковными канонами.

Главный из них — освящение свечей на Сретение. По традиции их освящают во время праздничного богослужения в церкви, а после раздают прихожанам. Такие свечи, называемые громничными, высоко ценились казаками, их обязательно приносили домой и хранили в течение года.

Верили станичники, что они способны оберегать дом от бури и смерча, посевы — от града и буйного ветра, а человека — от удара молнии, сглаза и болезней. Громничную свечу зажигали сразу после прихода домой из церкви, желая, чтобы половодье весеннее не вредило посевам, а заморозок деревья не побил. Потом берегли ее на крайний случай, зажигая, к примеру, когда над хатой бушевала непогода, или рядом пожар случался, или прихватила хозяина тяжелая хворь.

На Сретение Господне наблюдали казаки за поведением домашнего скота и птицы. К примеру, если собака валялась на соломе или утки бегали по двору, жди ветра, а скот ревел — к буре. Ждали заморозка, если кошка скреблась когтями или лежала на печи. Ходил по казачьим станицам и такой обычай: на Масленой неделе предсказывать погоду по тому, кто выиграет шутливое состязание. Боролись между собой два молодых казака, одного из которых называли Зима, а другого — Лето. По победителю определяли, будет ли зима затяжной или же весна наступит рано.

Впрочем, предсказаниям станичных синоптиков сами казаки не слишком верили. «До Святого Духа не скидай кожуха»,— поговаривали старожилы, имея в виду, что на приметы, праздничные они или нет, полагаться всё же не следует.

Глина на полу — это к деньгам

Бытовали в казачьих станицах масленичные традиции, которые больше нигде не встречались. К примеру, в некоторых станицах полагалось печь блины только в первый день, чтобы деньги водились. Приманивая достаток, станичники «примазывали» глиной пол в хате. Исследователи казачьих традиций описывают и такой уникальный обычай: хозяйке дома предписывалось верхом на кочерге «объезжать» вокруг хаты, читая молитву перед постом.

А еще на Кубани на Масленицу «вязали колодки». «Колодки» вязались неженатым парням и незамужним девушкам, вдовам, вдовцам. В этом качестве выступало полено с проделанным в нем отверстием для прочной тонкой веревки. Конец этой веревки в разных станицах могли привязать на спину, на шею, к ноге или руке. От такого «удовольствия» можно было откупиться только обильным угощением. Бывало и так, что «колодку» не привязывали к кому-то, а «тягали», для чего незамужнюю казачку сажали в запряженную лошадьми телегу, давали ей в руки гребень и пряжу и так возили по станице. В бывших линейных станицах женщины водили от хаты к хате «козу» в шубе наизнанку, с колокольчиком или «кобылу» с головой из пня. «Козу» или «кобылу» в каждом дворе полагалось «накормить» — одарить пришедших съестным.

На Масленицу казаки устраивали праздничные катания на лошадях, наряженных ленточками, цветами, платочками. Обязательным условием участия в таких катаниях было то, что молодые казачки и казаки катались раздельно. Исключения делались лишь для пары, да и то, если казак считался надежным.

По станицам устраивались на Масленицу скачки, джигитовки, соревнования по стрельбе в цель, рубке чучел, кулачные бои. А победителям дарили сукно на черкеску или материал на бешмет.

Скачки да пальба

В казачьей Масленице главное — не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. Как отмечал в конце позапрошлого столетия историк Василий Сухоруков в своем труде о жизни казаков в XVII—XVIII веках, на Кубани и Дону праздник не обходился без джигитовки и состязаний по владению оружием.

Масленица у предков наших, писал Сухоруков, праздновалась великолепным образом: целую неделю от малого до старого весь город веселился. Кроме приятельских бесед мужчин и женщин, которые в эту неделю почти в каждом доме распевали псалмы и богатырские песни.

Во многих станицах на Масленицу собирались так называемые гулёбные компании, которые организовывались по принципу ранних казачьих военизированных сообществ. Казаки собирались группами, выбирали атамана, вручали ему насеку — знак власти — и шли к атаманскому правлению, чтобы получить у станичного атамана знамя. Выбирали также «праздничного есаула», которому вручали трость с привязанным к ней пучком сухих васильков. После этого начиналось «хождение со знаменем» — обходы дворов, которые часто продолжались до поздней ночи.

По мнению исследователей, главное отличие масленичного веселья составляли скачки и пальба. Приготовления к этому действу начинались почти целым месяцем ранее. Во всё это время молодежь не выходила из конюшен, недосыпала ночей. С наступлением первого дня Масленицы вооруженные наездники со всего города собирались к назначенному месту на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством. И только после всего этого, устав от скачек, отдавали должное казаки мастерству хозяек, готовивших к празднику всевозможные лакомства.

Масленица — объедуха

Масленица — это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Блины хозяйки пекли всю Масленую неделю, приглашая гостей на обильные застолья. Дорогим гостям предлагали блины с маслом, со сметаной, с маком и медом, вареньем, с творогом, икрой, семгой, мясом — не исчерпать всех возможностей праздничного стола! У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов.

Первым блином на Масленице обычно поминали умерших, он был за упокой родительских душ. Этот блин оставляли на слуховом оконце и приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок!»

Утром первого дня Масленой недели казаки шли в церковь «на заутреню», а после отправлялись к родственникам, друзьям, поздравляли их с приходом Масленицы, угощались. Гости приносили с собой угощение, а хозяева ставили на стол всё, что было. Хозяйки в этот день начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Кроме блинов на праздничный стол на Масленицу хозяева подавали вареники с творогом, блины, яичницу или просто сваренные вкрутую яйца. Причем блины не всегда становились главным украшением праздничного застолья. В некоторых станицах предпочтение отдавали вареникам. Как правило, еды было так много, что ее не съедали. Остатки праздничного застолья полагалось скормить домашней скотине или закопать в землю.

Самый обильный ужин полагалось собрать на стол в последний день Масленицы — Прощеный. После застолья в Прощеный день станичники ходили к родне и каялись: «Кума — сваха, прости меня Христа ради!» — «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает — и я тебя прощаю!». Причем первым проявить инициативу должен был тот, кто считал себя виноватым. Прося прощение, полагалось низко поклониться, трижды поцеловаться или даже припасть на колено.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру