«Снегурочка» растаяла, администратор «вырос»… Заметки о прошедшем театральном сезоне

 «Снегурочка» растаяла, администратор «вырос»… Заметки о прошедшем театральном сезоне
«16 мм: обратимая». Фото: Игорь Чураков

Театральный сезон практически завершен и хочется очертить какой-то результат. Перед самым Новым годом я подводил определенные итоги, не очень радостные, сейчас хочется вспомнить события уже 2023 года.

Хуторская самодеятельность

Краснодарский академический театр драмы выдал аж 8 новых спектаклей, и, казалось бы, должен же быть хоть какой-то просвет в этой эстетической мгле. Но начиная от «изысканий » главного режиссера Арсения Фогелева – его новогоднего «Буратино» («кощунство и преступление», по отзывам зрителей) и до, как писал ранее, хуторской самодеятельности «Как Степан Грищенко за горилкой ходил» в постановке Ирины Васильевой, театр очередной раз расписался в художественной недальновидности и дурновкусии.

«Месяц в деревне» И. Тургенева в изложении Даниила Безносова театральные острословы окрестили «циклом подъема и падения гормонов», что вполне понятно. Чтобы так вульгаризировать пьесу «ласкового гиганта с глазами умирающей газели», как классика характеризовал в свое время Алексей Писемский, надо изрядно постараться. К тому же маковые заросли, которые Безносов распростер на сцене, явно попахивают полем Дмитрия Чернякова из оперы «Князь Игорь». Мне жаль, что бенефис Марии Грачевой, актрисы, заслуживающей более уважительного отношения, превращен в фарс и насмешку. Поняла ли это сама Мария Викторовна, мне неизвестно. О спектакле «Двенадцать стульев» по И. Ильфу и Е. Петрову Георгия Цнобиладзе я уже высказывался. Понятно, что полотно в 4,5 часа (таков случился на премьере хронометраж) поджали, но от этого вряд ли в нем появились какие-то внутренние эманации. Здесь все понятно, как и истерика Цнобиладзе, который свой провал пытался свалить на директора театра.

Писал и о творении Елизаветы Бондарь «16 мм: обратимая» по пьесе Екатерины Августеняк, посвященный актрисе Валентине Караваевой. Идея была интересная, но режиссер ее не довела до ума, да и драматургический материал (все ваялось во время репетиций) откровенно слаб. Однако сама Елизавета Бондарь, безусловно, владеет профессией...

«Как Степан Грищенко за горилкой ходил» Фото взято с сайта театра

В театр в плавках?

Впрочем, мне поначалу показалась любопытной работа Артема Устинова «Снегурочка» по пьесе А. Островского, выросшая из лаборатории. И если набросок отличался легкостью, то на премьере Снегурочка «растаяла» и превратилась в этакую тяжелую «залепуху» (мокрый и липкий снег). Хотя я видел и удачи у Устинова, ему не откажешь в фантазии, в умении включать воображение. Но от театра драмы, к сожалению, при нынешнем беспомощном художественном руководстве особо и не жду каких-то откровений.

Вернемся к Даниилу Безносову, который сегодня в Краснодаре стал постановщиком номер один и уже добрался до Театра защитника Отечества, где показал совсем недавно «Двенадцатую ночь» У. Шекспира. Опять мы увидели его бесконечный песок на сцене – как пошутил один театрал, на безносовские спектакли надо привыкать ходить в плавках. Вновь начало было замечательным, а дальше все превратилось в примитивный капустник. С актерами, как и с содержанием, режиссеру, по-видимому, недосуг работать, и все силы ушли на дешевые трюки-смешки, вроде топора в спине. Лишь костюмы, особенно женские, заслуживают внимания (художник Надежда Кривомазова), но даже изысканный гардероб не спасает режиссерской анемии. А ведь Даниил Безносов от спектакля к спектаклю уже с огромным трудом поспевает даже за ремеслом. Мне кажется, он сам осознает это. Если же нет, то положение тогда совсем трагичное. Кстати, ситуация непростая и в самом театре, так как продолжается конфликт между художественным руководителем Александром Николаевым и руководителем театра Екатериной Лукович. В свое время Александр Геннадьевич «привез» Лукович из Туапсе и помог ее, так сказать, «расцвету». Что ж, бывший администратор вырос… Ситуация знакомая и почти классическая….

Юрий Дорожняк

Пенсионно-травмированный балет

Истинным событием в Краснодарском музыкальном театре стал юбилей народного артиста России Юрия Дрожняка. Юрий Эдуардович легко и красиво отметил свой праздник опереттой Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», которую он поставил более 20 лет назад. А его появление в образе забавного генерала Фраскатти буквально взорвало зал. Таким искренним аншлагам и такой народной любовью вряд ли кто из ныне живущих артистов в нашем крае может похвастаться. Да, сегодня личностей, подобных Дрожняку, в труппе музыкального нет, видимо, потому что они никому не нужны: театр заполонили гастролеры, которые поют даже в рядовых спектаклях.

Кстати, о гастролерах! В театре балета Юрия Григоровича тоже приглашаются звезды со стороны, правда, не всегда первого ранга. Так, после выступления в балете «Спартак» Ирины Сапожниковой (Эгина), ведущей солистки Башкирского государственного театра оперы и балета, я позволил себе высказать не совсем восторженное мнение о ней, и на меня обрушился «праведный гнев» одного из руководителей балета. Эти выпады после другой статьи о проблемах коллектива продолжились в виде хамских СМС на мой телефон. Странно, когда пишу о театре хорошо, а ведь мной сказано немало положительного, то сие воспринимается как должное. Говорить же о насущных вопросах и высказывать собственное мнение, оказывается, считается страшным грехом. Любитель грозить за критику санкциями вообще не стесняется в выражениях и рассказывает направо и налево, как его везде боялись и как он может всех «закатать в асфальт». Согласитесь, интересная манера общения. Лучше бы «гроза балета» навел порядок в подведомственном ему хозяйстве, где публику уже некому покорять (я имею в виду солистов, и особенно это касается худосочного, пенсионно-травмированного мужского состава). И когда артисты – хорошие артисты! – лишь в 37 лет получают возможность танцевать то, что могли бы прекрасно исполнять лет 15 назад, в этом проблема.

Вопросов много во всех наших театрах и в отрасли тоже, и региональный фестиваль «Кубань театральная» им. М. А. Куликовского, прошедший в апреле, выявил все очень наглядно. Сам фестиваль, как писалось мной в прошлой статье, напомнил по манере проведения заседание «правления колхоза», и более беспомощного мероприятия трудно представить. Вот какие насущные проблемы надо решать, вот на что надо обращать внимание, а не тратить время на выяснение отношений с пишущими.

Балет «Жизель»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру