Вслед за «Дон Кихотом» «взрослый» репертуар Краснодарского краевого театра кукол пополнился «Каменным гостем» – спектаклем по одной из пьес пушкинского цикла «Маленькие трагедии».
Александр Сергеевич, как известно, наше все, поэтому ставить его нужно бережно, с чувством меры и вкусом. К счастью, постановочная команда из Санкт-Петербурга и режиссер Татьяна Вдовиченко этим тактом и вкусом обладают. Ее вариация «Каменного гостя» – интересное сочетание классической драматургии и в общем-то современного взгляда, хотя, казалось бы, многое нас отсылает к тем векам, откуда и родилась легенда о многоликом и романтичном любовнике. Эффектно разыграна куклами (режиссер кукольных сцен Дмитрий Лемберский) оперная сцена (цитата из «Дон-Жуана» В.А. Моцарта). Забавен в роли слуги Лепорелло и Виталий Лобузенко, артист, обладающий даром гротеска, и умеющий играть комедию.
Сам спектакль можно отнести к поэтическому театру: трагедия здесь соседствует с иронией и юмором, сарказм с самоотверженностью и наивностью, что вкупе с гениальным поэтическим словом удачно отражает философскую мудрость пушкинского произведения.
А начинается все с процессии людей в масках, впереди которой само «солнце русской поэзии». Шествие, надо сказать, больше печальное, чем радостно-ликующее. Хореограф из Краснодара Надежда Секачева больше работала над жестом и позой, над мелким движением, выверяя пластическую ткань сценического полотна.
Сюжет, как и полагается, строится вокруг похождений Дон Гуана. В исполнении Владимира Золотаря он статен и изящен и совершенно лишен банальности, и даже в какой-то степени его определенная развязность пристойна. Вообще, театр в лице молодого актера заполучил эффектного героя-любовника и даже больше – романтичного героя. Cцены с Донной Анной сыграны замечательно.
Софья Лапаева, актриса красивая и тонкая, ее героиня и добродетельна, и в то же время кокетлива. Донна Анна получилась не легковерной вдовой, а женщиной, осознанно идущей навстречу Дон Гуану. А вот Лаура Адели Закировой – девушка бесшабашная и отчаянная, способная «вольно предаваться вдохновенью». И воздыхатель Лауры Дон Карлос (Демид Бахур) – очередная жертва, мгновенно убитая главным героем – прошлым поклонником. Гробовщики лишь собирают трупы, складывая их в тележку.
Повозка смерти на протяжении всего действия то появляется, то со скрипом удаляется. Инфернальная возница явно из другой пьесы, из «Пира во время чумы», и тема рока, смерти и фатальности еще один образ постановки. Безусловно, спектакль Вдовиченко довольно-таки мрачный, и чувство надвигающейся беды, катастрофы тебя не покидает.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальная концепция «маленькой трагедии» Натальи Бухариной – четкая, точная, улавливающая и оттеняющая все интонации и настроения героев. Своя «мелодия» присутствует и у художника-постановщика Ирины Зайцевой. Ее «Каменный гость» просто красив. Костюмы между эпох, даже не совсем театральные. Донна Анна в черно-прозрачном, накидки закрывают ее всю, но при этом платье подчеркивает красоту линий. Главный герой не менее живописен. Тот же черный изысканный цвет; галифе, стильные сапоги, многочисленные вставки и детали, большой ремень придают влюбленному отчасти рыцарско-матадорский вид, но в то же время сохраняют стиль героя-одиночки на века.
Не менее выразительна и образна сценография с резной решёткой, фигурными перилами. Всё работает и играет, включая реквизит. Действие происходит на кладбище, в склепе, где господствует опять же цвет ночи. Очень эффектна и последняя сцена, когда каменная рука обрушиваешься на Дон Гуана и он погибает под тяжестью обломков статуи Командора.
О чем «Каменный гость» театра? Мне все-таки кажется, что о любви - по крайней мере, сцены Донны Анны и Дон Гуана настолько чувственны и страстны, что иное и не приходит в голову.