Музыкальный театр, в столичном обрамлении, нам предъявил своего «Бориса Годунова»

Музыкальный театр, в столичном обрамлении, нам предъявил своего «Бориса Годунова»
Фото: Иван Семенец/опера М. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Краснодарского музыкального театра

Три года назад, когда из Краснодарского краевого музыкального театра просочилась информация, что есть задумка поставить оперу М. Мусоргского «Борис Годунов», все сразу задались вопросом, а петь кто будет? Ведь «Годунов» – наисложнейшая фактура, и исполнять ее необходимо именно в оперной стилистике, а не опереточно-мюзиклной. Но курс на русскую оперу театра, видимо, настойчив, и как результат мы получили в постановке Ольги Ивановой одну из версий, а их немало, и все они «гуляют» по миру, и, безусловно, интересную работу. Ольга Тимофеевна уже ставила в нашем музыкальном: в ее прочтении 12 лет идет «Пиковая дама». И надо отметить, что режиссер за эти годы нисколько не утратила профессиональной хватки. «Борис Годунов» – спектакль очень компактный, режиссерски строго выстроенный, и, самое важное, зритель понимает, что скрывается за трагедией царя Бориса.

Несмотря на определенные сокращения (удалена та же бытовая сцена в корчме), это все-таки не экспресс-вариант, вся хронология здесь умело сложена, и постановка обращена совсем не в наше прошлое, а скорее в настоящее и, может, даже в будущее. На сцене мы видим купола, которые служат, то лестницей, то клеткой, то вдруг разламываются и опять соединяются. Не зря в начале оперы перед нами вырастает образ Иверской Божьей Матери, святой лик появляется и в финале оперы. Вообще, работа художника Виктора Герасименко выше всяких похвал. Портрет спектакля и цветово, и композиционно монолитный, цельный, перед нами этакая застывшая, барельефно-серая Русь – и в то же время художнику удалось пробиться сквозь века в день сегодняшний. Удивительно роскошные костюмы в польской сцене: черно-белое с серебром, с их холодностью, отчасти надменностью и отстранённостью. «Годунов» в этом плане невероятно стильное, красивое и изысканное полотно. Хореография Екатерины Мироновой опять же высший пилотаж - спектакль все время пульсирует как ртуть. Если это танцы, то они не вычурны, если это пластический ход, он логичен. И, конечно, для меня главным героем стал в опере народ, нет, не толпа, а именно народ. И здесь Иванова с ним управляется легко, и даже ложи, которые люд занимает, естественно вписываются в общую идею. Хор театра на сей раз просто на высоте, он звучит мощно и едино.

Фото: Иван Семенец/опера М. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Краснодарского музыкального театра

Все премьерные дни за пультом стоял главный дирижер национального оркестра Республики Башкортостан Дмитрий Крюков. Я бы отнес его к дирижерам грамотным, разборчивым, рассудительным, соответственно и оркестр под руководством маэстро звучал аккуратно, выверенно, опрятно-«подстрижено». «Первая авторская редакция Мусоргского, представленная нами, – уникальный артефакт, отражающий подлинные намерения великого композитора, задача которого состояла не в том, чтобы пленять наше ухо, но в том, чтобы добраться до многогранной и неоднозначной исторической и духовной миссии», – признается в рекламном буклете дирижер. На самом деле Мусоргский заставляет думать, размышлять и чувствовать, его музыка исключительно работа для души.

Фото: Иван Семенец/опера М. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Краснодарского музыкального театра

Что касается исполнителей, то к нам прибыл десант из столичных вокалистов, и мы с удовольствием их послушали. Когда мы еще сможем насладиться незабываемым звукоизвлечением лирико-драматического тенора Игоря Вялых (Василий Шуйский), царским пением Владимира Кудашева, исполнившего Бориса Годунова, приятным, даже благородным вокалом Артема Борисенко (Пимен)! Понятно, столичный уровень никуда не спрячешь, хотя и наш местный Игорь Горбань исполнил своего Юродивого так, что его образ не потерялся среди приглашенных солистов и его «Нет, нет, Борис, нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» прозвучало скорбно и искренне.

Заключительный монолог и сцена смерти Бориса, его трагедия и муки совести – впечатляющая картина, как и скипетр и держава в торчащих на сцене руках, которые в свою очередь проткнуты копьями. Метафора замечательная и горькая.

Фото: Диана Павленко/опера М. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Краснодарского музыкального театра

Увы, такова природа царской власти в России. Об этом и говорил в своей трагедии А.С. Пушкин, по которой написана опера.

Три дня шла премьера, три дня отпевали «Бориса Годунова» московские гости – дальше дело за нашими вокалистами. Как это будет выглядеть, думаю, мы скоро увидим и услышим.

Фото: Станислав Телеховец/опера М. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Краснодарского музыкального театра

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру