Краснодарскому Театру Защитника Отечества недавно исполнилось пять лет. Образованный распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края в 2016 году театр был призван средствами сценического искусства сохранять и развивать духовно-нравственные и культурные ценности, воспитывать патриотов России.
Основная целевая аудитория театра — дети и молодежь. К своему маленькому юбилею театр подготовил к постановке спектакль по повести Валентина Катаева «Сын полка».
Известно, что во время Великой Отечественной войны, когда Катаев работал фронтовым корреспондентом, он заметил в одном воинском соединении мальчика, облаченного в солдатскую форму: гимнастерка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребенка. Из разговора с командиром писатель узнал, что мальчугана, голодного, злого и одичавшего, нашли в блиндаже разведчики. Ребенка забрали в часть, где он прижился и стал своим. Так родился замысел этой замечательной повести...
Посыл — прочесть книгу
Режиссер-постановщик спектакля «Сын полка», главный режиссер Театра Защитника Отечества Александр Николаев рассказал о том, как идет работа над спектаклем.
— Александр Геннадьевич, случаен ли ваш выбор пьесы «Сын полка»? Тема «Ребенок и война» насколько актуальна сегодня?
— С самого первого моего дня работы в этом театре мне хотелось поставить именно эту пьесу. И вот время настало. Театр имеет свою сцену, и состав труппы позволяет осуществить сегодня эту постановку. Мы начинаем отходить от малой формы, а материал пьесы позволяет показать масштабные и даже батальные сцены. Вообще, «Сын полка» — вещь хрестоматийная. На мой взгляд, никто не смог превзойти Валентина Катаева в озвучивании темы ребенка на войне. И у него это не просто ребенок, а мальчик, который становится защитником Отечества. Разве это не созвучно самой идее Театра Защитника Отечества?
— Как вы считаете, почему юный зритель Краснодара просто обязан посмотреть ваш спектакль?
— На мой взгляд, повесть Катаева должен знать каждый гражданин России. А вот обязан ли юный зритель посмотреть наш спектакль? Я не уверен. Но мы хотим, чтобы наш спектакль — история, рассказанная языком сцены,— зародил у юных желание взять с полки книжку и прочесть эту замечательную повесть. Рефреном к спектаклю звучит фраза: «Это многих славный путь». И мы хотим, чтобы для нашего зрителя просмотр спектакля тоже стал частью пути к прочтению этой бессмертной книги.
— Чем ваш спектакль способен удивить искушенного зрителя?
— Со дня своего основания Театр Защитника Отечества старается удивить зрителя, используя современные технические средства. Этот спектакль не исключение. Используется видеопроекция, дым-машина — генератор тумана, необходимый для показа батальных сцен. Удачно, на мой взгляд, художник спектакля придумал условное сценическое пространство для показа объемных сцен. Но главное не в спецэффектах, а в искреннем, доверительном разговоре режиссера, актеров и всех причастных к сценическому волшебству с нашим зрителем. Зрителем Театра Защитника Отечества.
Мир мальчишки
Исполнительница главной роли спектакля — актриса Мария Васюхно — поделилась впечатлениями о своей новой работе.
— Маша, вы такая женственная, симпатичная! Наверное, трудно играть роль мальчика?
— Безусловно, это очень необычный и интересный опыт для меня. И как для актрисы, и как для девушки. И знаете, работая над ролью, с каждым днем я всё больше и больше погружаюсь в психологию мальчика, и мне это очень интересно, потому что с помощью этой роли для меня открывается новый мир. Мир мальчишки, в чье детство вероломно ворвалась война.
— Внучка писателя Валентина Катаева рассказывала, как ее подружке в школе задали написать сочинение о том, что именно Катаев вложил в образ Вани из повести «Сын полка». Подружка пришла к Катаевым в гости и спросила об этом самого писателя, взяв его слова за основу своей работы. В итоге за сочинение она получила тройку с минусом и комментарием о том, что Катаев думал совсем о другом. А вы не пытались, создавая образ Вани Солнцева, угадать, о чем думал автор?
— С этого я и начала. Дело в том, что наша задача с режиссером и другими артистами спектакля была донести до зрителя образы, которые создал именно автор. Поэтому первое, что я сделала перед началом работы,— это прочитала несколько раз книгу. И кстати, книга, написанная яркими, сочными красками, меня очень заинтересовала. Я пыталась смотреть на разведчиков и, естественно, на своего героя глазами фронтового корреспондента Валентина Катаева. Но как получилось, судить зрителю.
— Вы наверняка читали эту повесть Катаева еще в детстве. А вам самой не хотелось стать, скажем, дочерью какого-нибудь полка? Все-таки такая романтика...
— Да, я читала ее в детстве. И конечно, в своих фантазиях ставила себя на место Вани и думала, справлюсь ли я с этими испытаниями, которые выпали на долю Вани. В моих фантазиях я ходила с разведчиками на боевые задания и даже отражала с артиллеристами танковую атаку. И всегда справлялась, всегда побеждала, потому что характер у меня всегда был «не девичий». Мне очень хочется, чтобы наш юный зритель, посмотрев спектакль или прочитав книгу Катаева, тоже мог мечтать о подвигах. Но только пусть эти подвиги остаются исключительно в детских мечтах, чтобы никогда на нашей земле не было бы войн и понятие «сын полка» оставалось лишь на страницах книги и сценических подмостках.
Премьера спектакля «Сын полка» на сцене Театра Защитника Отечества намечена на 18 и 19 декабря.