Танцевальная группа кубанского казачьего хора может потерять часть финансирования

Будет ли казачий балет на Кубани?

Танцевальная группа кубанского казачьего хора может потерять часть финансирования
Гендиректор, худрук и главный дирижер Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко

В культуре Кубани есть темы, которые не принято обсуждать с проблемной стороны, любое критическое слово, сказанное в адрес «священных коров», будет восприниматься как покушение на что-то святое и «чудотворное». Таким неприкасаемым объектом у нас считается Государственный академический Кубанский казачий хор, вернее, его генеральный директор, художественный руководитель и главный дирижер Виктор Гаврилович Захарченко.

Культ Виктора Гавриловича сегодня достиг фараонских масштабов, каких только наград у нашего прославленного земляка нет, мне кажется, только генсеки могли бы составить конкуренцию по «похоронным принадлежностям», как их называла сверхостроумная Фаина Раневская. Более того, в честь Захарченко названы улицы, школы и даже уже при жизни сотворен памятник. Здесь поневоле голова закружится, и ты себя представишь в лаврах, венках и нимбах. Однако еще несколько веков назад кто-то очень точно высказался, что «мудрость желает одобрения, тщеславие требует похвал». И с каждым разом к непридуманным и придуманным юбилеям порции фимиама увеличиваются, да так, что туман закрывает всякую видимость реальной картины. А реалии прославленного бренда с каждым годом все печальнее. Об этом три с половиной года назад в прессе уже говорил публицист и прозаик Петр Ткаченко. Поводом для его очень, по моему мнению, деликатной и уважительной статьи послужило выступление нашего коллектива в Москве, на главной сцене страны, в Кремлевском дворце.

Приведу цитаты из опубликованного: в отличие от юбилейных выступлений в Краснодаре, встречаемых восторженно, в Москву народный хор приехал, по сути, без народных песен. С одной песней – «Сонцэ нызэнько» в исполнении талантливой Софьи Бовтун. Да другая песня «Витры буйни» была исполнена по заявке зрителей. Естественно, зрители стали демонстративно уходить. Тем более что руководитель хора «по традиции» начал читать им длинные, нудные и неуместные лекции о большом значении патриотизма… «Удивило почти полное отсутствие танцевальных номеров. А в тех, что были, исполнители предстали с плётками, нагайками».

Кстати, поводом для моей статьи как раз и послужила ситуация, сложившаяся именно с танцевальной группой хора, которую сегодня хотят вывести из основного коллектива и сделать вроде самостоятельной. Казалось бы, что здесь плохого, будут сами себе зарабатывать на жизнь и не чувствовать себя довеском в общих концертах. Но если говорить о финансировании, то тогда танцоры лишатся солидной прибавки, которую им обеспечивает Президентский грант. Вот такая простая арифметика. И все это делается в преддверии 85-летнего юбилея танцевальной группы, которая была создана в 1936 году. Раньше они назывались просто казаки-плясуны. Да и само понятие Кубанский казачий хор тоже было создано тогда же, до этого существовал Войсковой певческий хор. Сейчас в группе почти 38 человек, и, отделив ее, внук Виктора Гавриловича Захарченко – Виктор Витальевич, который является его первым заместителем, желает присвоить ей звание «Кубанский казачий балет».

Вообще, Кубанский казачий хор без виртуозных, зажигательных и вдохновенных танцев смотрится довольно-таки пресно, поэтому люди, вынужденные слушать лишь песнопения Виктора Гавриловича, особого энтузиазма не испытывают, тем более надо признать, что как композитор Захарченко явно не Григорий Пономаренко, песни которого распеваются во всем мире.

Обидно, что хореографическое отделение стало просто разменной монетой и началось это даже не вчера, а когда из коллектива ушел великолепный балетмейстер Николай Кубарь. Николай Васильевич был не очень удобной фигурой, так как он все время отстаивал интересы своей, так сказать, труппы, требуя для них достойной оплаты, массажистов, удобного режима. Сегодня Кубарь трудится в Краснодарской филармонии, где с него пылинки сдувают и не на словах, а на деле дорожат истинным талантом. Но тот золотой фонд хореографии, оставшийся после Кубаря, планка, заданная мастером, так и остались никем не превзойденными.

Я не знаю, что в результате обещанной реструктуризации станет с танцевальной группой, как она будет существовать автономно, так как ей, чтобы давать полноценные концерты, необходимо пополнение, и не без певческого состава (чтобы танцоры хотя бы успевали сделать передышку и переодеться). Казачий балет – это, конечно, звучит гордо и пафосно, но все-таки балет – немного иная структура. Знает ли об этом родственник Виктора Гавриловича? А пока сам верховнокомандующий занят увековечиванием собственных заслуг, своей земной или неземной миссией, его клан – а ныне, увы, Кубанский казачий хор – это что-то вроде семейного предприятия, где работают жена, дочери, зять, как видим, и внук прославленного маэстро, – сегодня и решает судьбу коллектива с дивной историей и уже непонятным будущим. Понятно, если бы это был авторский проект, но пока Кубанский казачий хор существует на деньги налогоплательщиков.

Танцоры группы работают в жестком режиме, когда не всегда удобные автобусы сменяются гостиницами, с концертных площадок приходится сразу отправляться в дорогу, – однако все это уходит на задний план ради любимого дела. Но когда тебя хотят еще просто лишить заработка, то, естественно, любому терпению приходит конец. Немудрено, что люди уже подыскивают себе другую работу, вернее, другие коллективы, куда их берут с великой радостью. К сожалению, уходит профессионализм и мастерство, на их место, здесь я уже говорю не только о творческой части, приходит дилетантизм и махровая любительщина. Боюсь, что если так пойдут дела и дальше, то от гордости Кубани и России вскоре может остаться только одна вывеска.

Солисты Государственного академического Кубанского казачьего хора на сцене

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру