В Краснодарском академическом театре драмы прошла режиссерская лаборатория

Творческая лаборатория «Достоевский. О главном», состоявшаяся в Краснодарском академическом театре драмы имени Максима Горького, стала настоящим культурным событием уходящего лета.

В Краснодарском академическом театре драмы прошла режиссерская лаборатория
Персонажи «Записок из Мертвого дома».

Новое прочтение

В режиме нон-стоп труппа Театра драмы вместе с режиссерами Арсением Фогелевым, Александром Огаревым, Дмитрием Егоровым и Ярославом Рахманиным, погрузившись в изучение творчества Федора Михайловича Достоевского, пыталась найти решение целого ряда творческих задач. В результате этого было создано четыре непохожих друг на друга эскиза, в рамках которых тексты Достоевского получили новое прочтение, а знакомые герои классических произведений были показаны даже под новым углом.

Для инсценировок были выбраны в том числе неожиданные для зрителей пространства. Сценические наброски были созданы в самых разных жанрах. После каждого показа публика могла поучаствовать в обсуждении увиденного, а свое экспертное мнение каждый раз озвучивали приглашенные критики Татьяна Джурова (Санкт-Петербург) и Павел Руднев (Москва).

Финальная часть лаборатории началась с паблик-тока «Театр & Достоевский». То, что произведения Достоевского актуальны всегда, а сегодня как никогда, никто не спорит. Но насколько понятен язык классика современной молодежи? Какие сценические приемы в настоящее время стоит выбирать режиссерам, чтобы раскрыть текст Достоевского и показать всю сложность характеров его героев на сцене? Почему по каким-то произведениям писателя часто ставятся спектакли и снимаются фильмы, а какие-то так и остались без внимания театральных и кинорежиссеров?

Об этом и многом другом говорили во время дискуссии театральные критики Павел Руднев (Москва), Татьяна Джурова (Санкт-Петербург), Вера Сердечная (Краснодар), профессор КубГУ, доктор филологических наук Юрий Лучинский, председатель Краснодарского отделения Союза театральных деятелей РФ Анатолий Дробязко, директор Краснодарского театра драмы Ирина Репина, главный режиссер театра драмы Арсений Фогелев.

Актриса Тамара Родькина в образе Федора Карамазова впечатляет

Глазами Алеши Карамазова

Достоевский, по словам Павла Руднева, не устает говорить о бесконечной сложности человеческой натуры. Его произведения очень полифоничны. И как показать эту Вселенную, создаваемую классиком что в романах, что в относительно небольших повестях, средствами театрального искусства — большой вопрос.

Главный режиссер Краснодарского театра драмы Арсений Фогелев на камерной сцене представил зрителям эскиз «За Алешей» по роману «Братья Карамазовы». Для сценического наброска была взята только линия Алеши Карамазова. Режиссер попытался разобраться в жизненных хитросплетениях персонажей произведения как будто через призму восприятия происходящего главным героем-наблюдателем. В роли Алексея выступил Роман Бурдеев, в эскизе были заняты заслуженный артист России Сергей Калинский, заслуженная артистка Кубани Татьяна Водопьянова, Анна Еркова и Юлия Романцова, заслуженная артистка Киргизии Тамара Родькина и актрисы театра Татьяна Башкова, Олеся Богданова, Екатерина Бушина, Виктория Лукина, Арина Савельева и Татьяна Голоперова. Необычным оказался ход режиссера, при котором он предложил сыграть ряд мужских ролей актрисам. Получилось очень экспрессивно и неожиданно.

На обсуждении критики отметили ряд удачных актерских работ, в том числе Сергея Калинского, выступившего в роли старца Зосимы, и Тамары Родькиной, представшей перед зрителями в ипостаси Федора Карамазова.

Яков Голядкин в исполнении Михаила Дубовского и другие персонажи «Двойника»

Мистика темных пространств

Эскиз Ярослава Рахманина «Двойник» был представлен в жанре хоррора. Ранняя повесть Достоевского в свое время вызвала бурную реакцию и жесточайшую полемику литературных критиков. В ней чувствуется влияние на автора «Петербургских повестей» Гоголя. Мистический Петербург и трагедия маленького человека читаются в эскизе Ярослава Рахманина. А еще чувствуется горькая ирония зрелого писателя Достоевского.

Для создания сценического эскиза впервые было использовано пространство подвала Театра драмы с его мрачными переходами, темными закоулками и неровным освещением. И на контрасте — фойе второго этажа, пронизанное яркими солнечными лучами. Режиссер предложил зрителям стать практически живыми свидетелями погружения главного героя — титулярного советника Якова Петровича Голядкина — в полнейшее безумие. Роль его была отдана Михаилу Добовскому, и он исполнил ее пронзительно и достоверно. В эскизе были заняты также Виталий Пичик (Рутеншпиц), Ольга Вавилова (Клара Олсуфьевна), заслуженный артист Кубани Сергей Мочалов (Андрей Филиппович), Иван Романюк (Владимир Семенович), Андрей Тройницкий (Петрушка), Елизавета Вареникова и Анастасия Поддубная (коллежские регистраторы) и Ольга Погожева (музыкант на балу). Хорошо бы было, если бы режиссерский опыт Ярослава Рахманина вылился в полноценный спектакль для кубанской публики.

Алексей Мосолов в роли генерала Иволгина

Достоверно до боли

Эскиз «Записки из Мертвого дома» в жанре документальной драмы создал на авансцене большого зала Театра драмы режиссер Дмитрий Егоров. Краснодарским зрителям он знаком по спектаклю «Я умер от варенья» по стихам Олега Григорьева, поставленному в «Одном театре».

В этот раз на основе материала Достоевского режиссер представил достоверную галерею портретов каторжан, одним из которых был, как известно, и сам писатель. Настолько ясно прорисованы на сцене их истории, что временами мурашки бегают по коже и хочется закрыть глаза, чтобы не видеть, пусть и сценическое воплощение, истязаний человека человеком. Режиссер использовал интересный прием — когда каждый персонаж «Записок из Мертвого дома» одновременно является и тем, о ком ведется рассказ, и тем, кто ведет повествование. В эскизе были заняты заслуженный деятель искусств Забайкальского края Юрий Волков, заслуженные артисты Кубани Алексей Сухоручко и Георгий Хадышьян, артисты Виталий Борисов, Филипп Душин, Михаил Золотарев, Руслан Копылов, Александр Крюков, Владимир Подоляк, Андрей Соломыков, Виталий Стеблецов и Асир Шогенов.

Критики отметили ценность опыта работы с таким материалом для артистов, а также глубину проработки образов и актуальность вопроса соразмерности преступления и наказания. Как сказала Татьяна Джурова, если есть необходимость на театральной сцене представлять энциклопедию преступлений и наказаний за них, то работа Дмитрия Егорова — это как раз то, что нужно.

От комедии до трагедии

Лаборатория «Достоевский. О главном» закончилась показом композиции в семи сценах Александра Огарева «Генерал» по роману «Идиот».

Режиссер, хорошо знающий труппу Краснодарского театра драмы (в 2011—2013 годах он был здесь главным режиссером), сосредоточил свое внимание на линии генерала Иволгина. Персонаж, на первый взгляд комичный, в конце истории предстает перед зрителями как полнейшее воплощение трагедии человеческой жизни.

Показ прошел на планшете основной сцены. Можно сказать, что наиважнейшую часть сценического пространства заняла фреска Сергея Аболмазова, созданная для спектакля «Идиот» 1994 года. Символично, что именно на ее фоне был показан эскиз, пожалуй, о безысходности человеческого существования.

В эскизе были заняты Алексей Мосолов (генерал Иволгин), Евгения Белова (князь Мышкин), Евгений Женихов (Лебедев), Кирилл Симоненко (Ипполит), Егор Любарец (Ганя), Елизавета Велиган (Варя), заслуженная артистка Кубани Ирина Хруль (Марфа Борисовна Терентьева), Сюзанна Акопджанян (Сутугина) и юный артист Александр Раченко (Коля Иволгин).

Критики высоко оценили работы Евгения Женихова, Алексея Мосолова, Евгении Беловой и Александра Раченко.

По итогам зрительского голосования, которое проходило после каждого показа, наибольшее количество положительных отзывов набрали «Двойник» и «Записки из Мертвого дома». Ну а выльется ли хотя бы один из созданных сценических набросков в полноценный спектакль Краснодарского театра драмы, покажет время.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру