Сцены у моря
Морской пейзаж – жанр живописи, требующий от художника не только идеального воображения, но и обязательного чувства гармонии. Понятно, что одно и другое дается свыше, но без умения превратить стихию в законченный образ вряд ли художнику удастся открыть нам тот удивительный мир, который мы видим на полотнах маринистов.
Одним из таких живописцев, проживающим, вернее курсирующим между Горячим Ключом, Ростовом-на-Дону и Сочи, является Сергей Владимирович Бровкин. В этих городах он работает, осмысливает свое творчество и создает собственный мир. А он у него именно свой. Поразительно, но даже буря и шторм у художника не рвут белый свет на части и не раскалывают все на куски. В их «неспокойствии» чувствуется идиллия и соразмерность. Морские виды у Сергея — мир грез, мечтаний, мир, куда хочется улететь и уйти навсегда.
У Такеши Китано есть прекрасный фильм «Сцены у моря» о глухонемом мальчике-мусорщике, для которого море – это волшебство, прекрасный собеседник и возможность раствориться в нем навечно. Море Сергея Бровкина тоже обладает какой-то особой силой и манит к себе именно теплотой и нежностью, как и небо, которое словно садится и перетекает в водные глубины.
Но путь к морю у художника не был простым. Это сейчас он член Союза художников России, член правления, вице-президент, официальный представитель Российской ассоциации художников-маринистов (РАХМ).
Сергей родился в Сибири, рисовать начал еще мальчишкой в хуторе Коржевском на Кубани, где ему школьным учителем был подарен планшет, с которым он успешно и отходил художественную школу в Шахтах. Оставил физфак Ростовского университета, закончил Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова, отделение дизайна. Работал фотографом, долгое время не писал, но природу сложно обмануть, и море Сергея не отпускало и снилось ему каждую ночь. У художника есть картины, где лунный свет, звёздное небо, морская гладь дают возможность увидеть и почувствовать мир как вечность и бесконечность.
Ангельские ночи
Сергей Бровкин обладает даром опоэтизировать самые простые вещи, делая все без натурализма и приторности, чем нередко грешат его коллеги. Здесь я говорю даже не о маринистах. Сейчас у нас в Краснодаре проходит выставка всем известного художника, у которого каждая картина аж подсвечена. Но подлинное искусство светится изнутри, и его не надо обставлять посторонними предметами. Ничего лишнего нет у Сергея Бровкина, даже эмоции у него тихи и сдержанны, в них просто любование природой и красотой мира.
Конечно, море и океан – совершенно разные энергетические типы. Море для Сергея более суетливый объект, океан отличается степенностью и величественностью. Однако больше всего художника поразила вода Персидского залива – необыкновенным бирюзовым оттенком, необыкновенной прозрачностью, и эту «воду» он непременно добавляет в свои родные моря.
И еще ощущения нечаянности, какой-то призрачности присутствуют в его картинах. Сколько почти неземного великолепия в той же «Ангельской ночи»! Есть и чайки, они так нежны и эфемерны, словно парящие души. И странно было прочитать о художнике как о современном Айвазовском.
Понятно, что Айвазовский сверхудивителен, но Бровкин пошел своей дорогой, дорогой поэта и лирика. Его красота не раскладывается на составляющие, как, к примеру, у автора прославленного «Девятого вала», и пейзажи Сергея зачастую похожи на эссеистические зарисовки – с их легкостью, свободой композиции и изяществом. Сам же живописец не без доли иронии говорит, что самое сложное – добиться, чтобы на полотне вода была мокрой. К счастью, в этом художник преуспел, как и в другом, не менее важном умении уловить главное – атмосферу и состояние, притом не перегружая, хотя и уплотняя цвет и свет того же ночного востока, как в полотне «Дубай ночью», или выделяя холодную синеву севера, как в картине «Старый порт». А вот «Лунное безмолвие» заполнено светлой, но немного усталой, умиротворенной тишиной, которая обычно бывает после жаркого, знойного дня...
Сцены у моря Сергея Бровкина уводят нас в мир, где одиночество тебе не в тягость, где море только твое и ты можешь спокойно и безмятежно гулять по лунной дорожке и встречать и провожать взглядом чудесных чаек.