В Краснодарском театре драмы представили новую постановку «Аритмия человечности»

В Краснодарском театре драмы представили новую постановку «Аритмия человечности»
Краснодарский театр драмы

Хроники ковида

Спектакль-вербатим Краснодарского театра драмы «Аритмия человечности» родился из трагической ситуации, в которую сегодня попала планета людей, то есть все мы. Режиссер-постановщик Елена Журавлева, казалось бы, ничего нового не придумала, она просто выстроила монологи врачей в единую хронику, за основу взяв их биографии и рассказы о своей жизни и работе в условиях пандемии.

Спектакль-монолог, спектакль-исповедь местами выходит на уровень, я бы сказал, молитвы, мессы, когда ты внутренне обнажен и переходишь в другую сферу. Вообще, Елена Журавлева умеет работать на этой высоте – на уровне внутреннего крика, щемящей боли и катарсиса. Здесь мало иметь мастерство и интеллект, здесь должно работать сердце. А учитывая время, в которое создавался спектакль, конец лета, когда еще не совсем понимали, что будет дальше, и лишь страх и горечь были нашими спутниками. Это сегодня мы как-то попривыкли, приноровились, подстроились. Но можно представить, что чувствовали те, кто оказался в «красной зоне» и принял первый удар на себя.

Так случилось, что в моем близком кругу есть врач, который с первого дня надел знаменитый защитный костюм. Именно ему я и показал видеоматериал, ведь премьера спектакля состоялась онлайн, и он, человек совершенно далекий от искусства, поставил высший бал «Аритмии». Правда, смущенно заметив, мол, мы в постановке немного приподняты и романтизированы. Возможно, он и прав, но даже документалистика не отменяет художественные и поэтические преувеличения.

На самом деле спектакль местами получился на разрыв аорты, и труппа театра, которую я хорошо знаю, вдруг предстала в ином качестве. Ощущение правды в этих свидетельствах такое, что ты забываешь о себе на какое-то время.

День прожит не зря

Истории врачей, в своем большинстве, начинаются с детства, и кто-то пошел по семейным стопам, как героиня Марии Грачевой. Ее сказка о мальчике, мечтавшем остаться в городе без людей, явилась великолепным штрихом к портрету о человеческом одиночестве… Ведь болезнь и одиночество почти синонимы. И именно из уст доктора с экрана звучит потрясающая фраза о пустоте: «Ты идешь на бал, а попадаешь на кладбище». Но врачебные страхи все-таки явление кратковременное – им некогда бояться...

Героиня Анны Ерковой маленькой девочкой попала в больницу с ангиной, откуда и начался путь врача, который длится до сих пор, и лучше профессии для нее в мире нет.

Доктор же Евгения Женихова вышел из фельдшера, прошел через армию. Кстати, армейский быт режиссером показан одним «кадром»: актер виртуозно, хлопками ровняет углы постели. Мелочь, но невероятно верная и острая. Его врач с юмором повествует о своей работе, он реаниматолог, для которого смерть стала чуть ли не обыденностью. Когда человека удается спасти, то день прошел не зря, заключает медик.

Кардиолог Натальи Арсентьевой вовсе натура романтическая и влюбилась в свою профессию после просмотра фильма «Неоконченная повесть» с Элиной Быстрицкой. Вот такая сила искусства.

Все эти истории объединены невероятной верой в мощь человеческого духа и любовью к жизни. Но спектакль был бы скучен и монотонен, если бы не умение режиссера выстраивать текст так, что он воспринимается на одном дыхании. Елена Журавлева, как никто, умеет работать с мелочами, паузами – ведь это атмосфера и пульсация спектакля.

Художник Татьяна Баранова, на первый взгляд, очень просто, однако точно собрала образ больницы в одном пространстве. Здесь и каталки, и белые халаты, и мигающие люминесцентные лампы, и свисающие передачки (яблоки, апельсины…). Кроме всего, на большом экране мы видим имена и лица истинных героев, врачей больницы скорой помощи города Краснодара. А в глубине сцены зияет отверстие-дверь, откуда периодически льется призрачное туманное сияние, потустороннее и безжизненное. Но это там, а здесь идет борьба за каждую человеческую жизнь, самое дорогое, что у нас есть.

Краснодарский театр драмы