Новый проект Галины Хайлу «Если долго смотреть в темноту» возник как рефлексия на поездку в Петербург, город, в мифологии которого играют одинаково важную роль и заполненные сиянием золота и хрусталя залы великолепных дворцов, и мрачные крохотные комнатушки, громоздящиеся вокруг темных колодцев дворов. Это сосуществование двух противоположных начал, «светлого» аполлонического и «темного» дионисийского становится одним из основных сюжетных лейтмотивов выставки.
Галина Хайлу работает в несколько приглушенной цветовой гамме, преимущественно в теплой тональности, и организует холст подобно художникам-графикам – используя пустоту, отсутствие краски для создания пространства и элементов изображаемого. Свободными широкими мазками она извлекает из темноты холста, как из небытия памяти, то образы сияющих залов Эрмитажа, то заполненные бледным светом одинокого фонаря питерские ночные подворотни, то уходящие в темноту железнодорожные пути.
Объединяемые в проекте образы разных стилевых регистров, от «высокого» (с парадными интерьерами Зимнего дворца и готическими сводами Собора Парижской Богоматери) до «низкого» бытового (настольной красной лампы и тускло освещенного подвала) образуют характерную для современного искусства ситуацию эстетической равноценности любых объектов. Неважно, насколько красив сам по себе изображаемый предмет. Важно то, что, попадая в фокус внимания художника, он, заново воплощенный на холсте, приобретает новое эстетическое значение.
Немаловажную роль в создании этого значения играет и выставочное пространство. Неоклассический интерьер здания, в котором расположен новый корпус музея имени Ф.А. Коваленко, вступает во взаимодействие с живописным высказыванием автора, находящимся в дискурсе современного искусства. Это соседство создает, с одной стороны, некий визуальный диссонанс, момент столкновения разных культурных парадигм, а с другой, позволяет органично соединить современное и классическое в одно визуальное и смысловое пространство.
