«Торжествующая Юдифь» в Краснодаре

Сказать, что поклонники Муниципального концертного зала КМТО «Премьера» соскучились по его незабываемым концертам и программам, - значит ничего не сказать. Ведь живая музыка – это прежде всего непосредственное общение, что-то вроде задушевной беседы. Когда откроются наши музыкальные залы, неизвестно, и что нас ждет дальше, тоже тревожный вопрос. Наши филармонии и концертные организации просто скромно репетируют и спокойно, в рабочем порядке готовят новые программы, надеясь когда-нибудь показать их без всяких эфирных трансляций, на живого зрителя.

«Торжествующая Юдифь» в Краснодаре
Премьер-оркестр и Даниил Червяков

Так и в МКЗ взялись за постановку оригинальной вещи – оратории Антонио Вивальди «Торжествующая Юдифь», которая впервые будет поставлена на отечественной сцене, и мы ее сможем увидеть и услышать в концертном варианте, вернее, в формате двухактной semistage, то есть в формате полуконцерта.

Работает над барочной оперой постановочная команда из Москвы и Краснодара. Автор идеи, перевода либретто – режиссёр-постановщик Игорь Бондаренко, а дирижёр-постановщик – художественный руководитель «Премьер-оркестра» Даниил Червяков.

Игорь Бондаренко – выпускник РАТИ-ГИТИСа по специальности «режиссер музыкального театра», ученик профессора, народного артиста России, художественного руководителя Государственного академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Александра Тителя.

Игорь – наш земляк, вырос в Ейске, в 2013 году окончил с отличием Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «вокальное искусство» – квалификация: артист хора, ансамбля. Какое-то время работал в краевом Музыкальном театре, где даже удостаивался сольных партий, но «киснуть» в хористах ему все же не очень хотелось, тем более молодого человека манила режиссура. Попасть к Тителю было не очень просто, но он, взяв для поступления Вагнера, видимо, тем и обратил внимание мастера на себя. Потом были стажировки в Большом театре, в Италии, был Московский международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (театр «Геликон-опера»), где вышел в финал. Сегодня Игорю 28 лет, и в общем-то у него достаточно для молодого человека опыта, чтобы заявить о себе.

Валентина Мошко

Итальянская опера эпохи барокко – непростой материал, так как большой процент произведений даже очень известных композиторов XVII–XVIII веков остался неизданным: рукописи хранятся в архивах и библиотеках, что резко ограничивает доступ к ним и они стоят немалых денег.  

Формально «Торжествующая Юдифь» и названа ораторией, но по своей   сути это скорее опера, созданная по законам барочного оперного искусства, с чередованием арий, речитативов и хоровыми номерами. Библейский сюжет о героической красавице Юдифи, победившей языческого полководца, перекликался с победой венецианцев над турками на Корфу в 1716 (году написания оратории), по случаю которой Вивальди и заказали это произведение. Лаконичный сюжет и экспрессия станут понятны и нашему зрителю.

- Конечно, – говорит Игорь Бондаренко, – родные стены помогают, я имею в виду, что все же работаю на родине, на Кубани. С оркестром я хорошо знаком, знаком и с Даниилом Червяковым, и это облегчает задачу, если так можно выразиться. Сложности возникли со старыми инструментами. Это виола, добаховские трубы, лютни, клавесин, но по крупицам их собрали в Краснодаре - у знатоков и любителей старинной музыки.  

Главное – найти форму подачи, ключ к произведению. Сама музыка необычная и трудная для исполнения, ведь у нас искусству вокального барокко не обучают, как в Европе, где есть целые барочные факультеты. Из солистов Музыкального театра я взял Наталью Арзяеву (Юдифь) и Марину Шульгу (Абра), из "Премьер-оркестра" Марину Сташкевич (Вагаус). Поют у меня и талантливые дебютанты, это Валентина Мошко (Озиас).

Не последнюю роль играет и «матчасть», «подсказывая» место действия драмы, образы персонажей, время. Сценографию и костюмы для «Торжествующей Юдифи» создает молодая и интересная художница Елена Микулинская, выпускница мастерской Станислава Бенедиктовича Бенедиктова в Школе-студии МХАТ. А, учитывая формат нашего проекта, мы еще усилили образы персонажей с помощью пластики. Мой чудесный педагог по сценическому движению в ГИТИСе Руслан Насибулин предложил свое пластическое решение спектакля. Но спасибо руководству КМТО «Премьера», которое поверило в меня и предоставило мне свободу выбора. И, конечно, я еще раз повторюсь, рад работать с Даниилом Червяковым.

Игорь Бондаренко

Что из нашей затеи получится, покажет время?

Заканчивая наш разговор с Игорем Бондаренко, собеседником умным, интеллигентным, я подумал, что ученик Тителя – это хороший задел на будущее для кубанского музыкального театра и культуры вообще. Мы зачастую плачем, что у нас нет своих достойных кадров, – они есть, просто их надо видеть и приглашать. Поет же в музыкальном театре К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и даже в Большом, Ксения Дудникова. И прекрасно поет, тоже выросшая в Ейске, правда «забракованная» Краснодарским музыкальным колледжем имени Н.А. Римского-Корсакова. В общем, кадры есть, главное быть в них заинтересованными, и тогда у нас появятся и талантливые режиссеры, редкие оперы, и солисты европейского уровня.