Игорь Бутман: «Пришло время российского джаза»

История джазового фестиваля в Сочи началась в 2010 году во время Культурной олимпиады. С тех пор этот музыкальный форум не только стал одним из центральных в культуре страны, но и по праву составил конкуренцию многим международным. Возможно, поэтому, а может, потому, что число любителей джаза растет год от года, фестиваль решили не отменять и на этот раз. Правда, пандемия внесла некоторые коррективы, но это не помешало знаменитому джазмену Игорю Бутману в очередной раз подарить курорту настоящий праздник музыки. О джазе и не только он рассказал нашему корреспонденту.

Игорь Бутман: «Пришло время российского джаза»
Игорь Бутман

— Игорь Михайлович, традиционный джазовый фестиваль в Сочи в этом году несколько изменил свой формат. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

— Несмотря на все ограничения, фестиваль, как всегда, прошел с успехом. При этом нам удалось соблюсти все требования Роспотребнадзора. Так, вместо традиционного Зимнего театра основные концерты прошли на открытой сцене зала «Фестивальный», заполняемость которого составляла пятьдесят процентов. Несмотря на то что в этом году в фестивале не смогли принять участие зарубежные исполнители, программа была очень насыщенной. На сцену вышли Лариса Долина, Сергей Мазаев, Валерий Сюткин. Многие знают их как популярных исполнителей, но это артисты, которые замечательно чувствуют джаз, так что для некоторых зрителей это стало настоящим открытием. На открытой площадке «Сириуса» выступил талантливый джазмен Олег Аккуратов. Джаз-бенды из Ростова-на-Дону, Краснодара, Сочи, Челябинска, Москвы дали концерты на центральной площади города. Также в этом году к нам присоединился BBSea club, где состоялись джем-сейшены, прошли выступления Анны Бутурлиной, Антона Горбунова, Олега Бутмана. Впервые мы организовали образовательную программу для студентов Колледжа искусств и учеников музыкальных школ. Так что можно смело сказать, что фестиваль удался.

— Отсутствие зарубежных исполнителей только подчеркнуло, что в России тоже есть джаз. Как вы оцениваете русских исполнителей?

— Сегодня молодые русские джазовые исполнители играют на самом высоком уровне. Это подтверждают победы на международных конкурсах таких исполнителей, как Олег Аккуратов, Евгений Побожий. Сегодня российский джаз находится на уровне новых свершений. Многие инновации пришли в джаз из США, потом что-то добавили европейские исполнители. Сейчас наша очередь сделать что-то прорывное. Российский джаз очень интересен, он самобытен, и у нас уже есть исполнители, которые могут заявить об этом на весь мир.

— Долгое время считалось, что джаз — музыка не для всех, но, судя по количеству зрителей на фестивале, такая музыка становится всё более популярной…

— С тем, что джаз — музыка не для всех, не соглашусь. Возможно, он требует небольших усилий для понимания. Но в этом состоит задача музыканта — добиться того, чтобы на концерты стояли очереди. К сожалению, иногда бывает просто не очень хороший джаз. Но в таком случае главное — не идти на музыкальные компромиссы. Всё зависит от музыкантов, от ансамбля — они должны создать такой рассказ, который слушателю будет интересен.

— В этом году в рамках джазового фестиваля вы провели специальную образовательную программу для сочинских студентов и молодых исполнителей. Планируете сделать ее традиционной?

— Мы вообще уделяем очень много внимания образовательным программам. Например, в Москве в рамках фестиваля «Триумф джаза» мы проводим очень интересные образовательные мероприятия в музеях и музыкальных образовательных учреждениях, сейчас ведем переговоры с Челябинском и Самарой об открытии кафедр джаза на базе музыкальной школы и Института культуры. Сегодня мы видим интерес к джазовой музыке со стороны как преподавателей, так и региональных министерств культуры. Обычно наш фестиваль в Сочи проходит летом, во время студенческих каникул. Но в этот раз, учитывая перенос мероприятия на осень, мы встретились с молодыми сочинскими музыкантами и провели серию мастер-классов. Всем очень понравилось. Мы даже думаем о том, чтобы полностью перенести фестиваль на осень, поскольку в Сочи в это время очень комфортно и наша образовательная программа может стать традиционной. В ближайшее время у нас пройдет фестиваль в Южно-Сахалинске, где также запланирована образовательная программа для студентов. Такие вещи помогают развитию джаза и поиску новых талантов, к тому же сегодня в стране есть не только интерес, но и достаточно много интересных преподавателей этого направления в искусстве.

— А вы сами помните свои первые шаги в джазе? Кто оказал на вас большое влияние?

— Я занимался в музыкальной школе, играл на кларнете. В то время в нашей стране только начали появляться отделения джаза. Про джаз я узнал от отца, он был музыкантом-любителем. И конечно, огромное влияние оказал мой педагог Геннадий Гольштейн. Он дал мне первые пластинки с джазом — тогда достать их было очень сложно. Благодаря этому я услышал квинтэссенцию джаза и полюбил такую музыку.

— Сегодня появилось очень много приложений, через которые пользователи скачивают музыку. Как считаете, могут ли технологии помочь развитию джаза или обилие альтернативных предложений делает его неконкурентоспособным?

— Всё, что способствует популяризации музыки, неплохо. Людям больше не приходится покупать диски, за небольшие деньги они получают достаточно интересный контент. Сегодня основная задача джазовых музыкантов — быть конкурентоспособными. Для этого необходимо много и качественно работать над произведениями, чтобы исполнение вызывало восторг: только так мы можем показывать всю прелесть музыки и продвигать джаз. Иногда мы выступаем на сборных концертах, и джазовых исполнителей встречают даже теплее, чем других артистов. Так что уверен, что джазовая музыка может смело конкурировать с другими жанрами.

— А взаимодействовать?

— Естественно. Мы постоянно ищем новые формы джаза. Например, наш ансамбль исполняет несколько классических произведений, включая сюиты Чайковского, Бизе, Бородина, Мусоргского. Есть в нашем репертуаре и произведения Германа Лукьянова, которые сочетают и классику, и русскую народную музыку. Так что мы постоянно ищем новые формы и находим их.

— Какие у вас ближайшие планы?

— Прежде всего — фестиваль в Южно-Сахалинске. К сожалению, в этом году в нем не смогут принять участие джазмены из Японии, как это было обычно, но тем не менее мероприятие состоится. Затем пройдет фестиваль «Будущее джаза», который объединяет молодых исполнителей из разных стран и открывает новые имена. Планируем принять участие в большом культурном форуме в Санкт-Петербурге, где представим российский джаз и российских исполнителей всему миру. Начиная с этого года, если форум состоится в офлайн-формате, мы организуем профессиональную премию для джазовых музыкантов. Это позволит создать конкурентную среду и стимул для работы.

— И в завершение позвольте личный вопрос. Что сами предпочитаете слушать?

— Я слушаю очень много джазовой музыки — и старинной, и современной. Люблю классику, в которой постоянно открываю для себя много нового. Но иногда слушаю рок, особенно Deep Purple.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру