На новой сцене краснодарского «Одного театра» прошла первая премьера

В новом сценическом пространстве краснодарского «Одного театра» состоялась первая премьера. Свой спектакль-эксперимент «Квазифутбол» на суд зрителей представил Дмитрий Волкострелов — известный питерский режиссер, лауреат «Золотой маски» и многократный номинант этой премии, ученик Льва Додина.

На новой сцене краснодарского «Одного театра» прошла первая премьера
Фото: Алиса Есикова

«Квазифутбол» необычен, нетрадиционен как спектакль: в нем нет главной сюжетной линии и нет персонажей, за перипетиями которых можно следить. Но есть главные темы и смысл, есть мысли, которые могут быть близкими вам, а могут вызывать отторжение. Их как-то надо осмыслить и либо принять, либо отторгнуть. Девяносто с лишним минут — столько, сколько длится футбольный матч с дополнительным добавленным временем, зрителям, пришедшим в театр, необходимо работать над собой.

«Квазифутбол» — это игра квинтета: пять актеров всё время, пока идет спектакль, находятся на сцене, и каждый из них примеряет в тот или иной момент времени роль арбитра. «Ударную дозу» судейства берет на себя актриса Дарья Женихова, ей удается держать, что называется, в кулаке ведение игры и направлять (хотя это, может быть, и обманчивое впечатление) ее ход. В игре также участвуют Татьяна Башкова, Юлия Платонова, Елизар Хавцев, Михаил Хмыз. И они ведут разговоры… Зрители их слышат обрывочно. Возможно, речь идет об одном футбольном матче ФК «Краснодар» (во всяком случае, имя его основателя проскальзывает за беседой не раз). А вполне возможно, что и нет…

Иногда можно понять суть сказанного, иногда — додумать. Это разговоры о футболе, обо всём, что связано с ним, о любви к нему и неприязни, какие-то детские воспоминания, связанные с этим видом спорта, и недавние впечатления. Это, можно сказать, отражение той жизни, которую ведут люди, в обыденном существовании которых присутствует… или не присутствует футбол. Иногда кажется, что кто-то переключает телевизионные каналы и задерживается на спортивном… Иногда создается впечатление, что ты подслушиваешь чей-то душевный разговор, который ведется за чаем на кухне…

Конечно, это может показаться утомительным, некоторым захочется уйти со спектакля и даже придется, наверное, сделать усилие над собой, чтобы не сделать этого… Это своего рода проверка театром, которой определяется в том числе зрелость зрителя, его способность воспринимать что-то новое, необычное, настроенность на нелегкий эксперимент.

Тем, кто жаждет только легкого развлечения, не стоит идти на «Квазифутбол», как и не стоит смотреть этот спектакль тем, кто только постигает театр, еще не так много видел даже классических постановок. Ну а уж кто, как говорится, дотерпит до конца, обязательно вынесет из увиденного какой-то урок. А может, и не вынесет, может, испытает какие-то очень сильные, но необходимые для познания себя и мира эмоции.

Кстати

Сам режиссер Дмитрий Волкострелов когда-то сказал так: «Должно пройти еще какое-то время, чтобы зрители, особенно в отдаленных от столицы городах, смирились с тем, что есть что-то, находящееся за пределами среднестатистических представлений о том, каким должно быть искусство. К сожалению, многие люди до сих пор уверены, что искусство должно их развлекать. Требуется длительная кропотливая работа по воспитанию зрителя…»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 13 ноября 2019

Заголовок в газете: Восприятие мира и себя через искусство

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру