«А зрителю нравится!»
К сожалению, много лет Краснодарский музыкальный театр обходился без чарующего кальмановского шедевра, и только сегодня его главный режиссер Александр Мацко, можно сказать, восстановил справедливость, воплотив заодно, по собственному признанию, и свои далекие детские мечты. Об этом и о том, как он чуть ли не младенцем самоотверженно играл в цирк, мы в очередной раз прочитали в буклете, по которому щедро рассыпаны фотографии его собственной персоны. Эти воспоминания чувствительны и сентиментальны, как и поистине детское, лучезарное, непосредственное восхищение собой! Но каждый самовыражается, как умеет, главное, чтобы дело не страдало. А спектакль-то как раз проблемный. Правда, у постановщиков из кармана сразу вываливается весомый аргумент – «А зрителю нравится!». Нравится, когда нет выбора и каждый день показывают одно и тоже. Однако разговор о нравах театральной публики – отдельная и очень больная тема.
Я не буду сейчас вдаваться в подробности выбора перевода и постановочной версии, при умелом подходе и должной фантазии можно и из полуфабриката сделать качественный продукт. Кубанский режиссер-постановщик, отчасти переработав материал, устроил карусель с действующими лицами, что-то переставив, переиначив, добавив, и мы даже увидели некий новый персонаж – интриганку Шанталь (подобная находка, но под другим именем есть в «Принцессе цирка» московского «Театра Мюзикла»). У нас очаровательная, элегантная Наталья Бызеева в этой роли, увы, ходила лишь манекеном с жестами заводной куклы и смотрелась неуклюжим довеском.
Субретка и простак
Классическая пара субретки и простака – Тони и Мари в исполнении Натальи Арзяевой и Станислава Баксараева вообще по значимости встала со своей историей любви вровень с главными действующими лицами, по крайней мере, у меня до сих пор перед глазами стоит именно их забавный дуэт. Барон Владимира Кузнецова чаще фланировал высокородным памятником, а порой вовсе напоминал Евгения Онегина в томлении. Александр Григорьев (Шпрехшталмейстер), разряженный на манер маскарадного факира, со свойственной ему энергией и горящим глазом, показывал «чудеса» темперамента и экспрессии, но Каролина и Пеликан Оксаны Авакян и Сергея Тесли, кажется, своим галопом затмили всех.
Чуть спокойнее вела роль Карина Петровская, но все же такого массового перебора в игре и полного отсутствия ансамбля давно на сцене не приходилось лицезреть. Все увиденное напомнило скорее пародию на «легкий и веселый» жанр, где гротеск подменялся чудовищным шаржированием, а отдельные мизансцены выглядели первоапрельским капустником. Введенный режиссером в спектакль квартет безмолвных Пьеро (надо понимать, слуги просцениума) банально занимался примитивной иллюстрацией, вернее этаким сурдопереводом того, о чем пели и говорили герои. А в трагическую минуту, вообще, печальные любовники заключили в свои объятия всеми брошенного Мистера Маску.
Спектакль снабжен и изрядной порцией танцев, телодвижений, которые мы уже неоднократно видели и в «Анне Карениной» в сцене скачек, и в череде нескончаемых утомительных «новелл». Практически по каждому пункту можно удивляться и недоумевать, но все же основная претензия к главным героям.
Ангажемент из Петербурга
На роль Мистера Икс был ангажирован вокалист из Санкт-Петербурга Ростислав Колпаков. Простоватый на вид, без всякой аристократической изюминки и обаяния, свою роль питерский гость отбывал, словно нелегкую повинность. Ни романтического, таинственного налета, ни благородных манер, ни особой стати в нашем герое и близко не наблюдалось, более того, как вокалист Колпаков тоже не блистал – его «прононс» – пение в нос, неумение петь верхи, конечно же, лишили людей с хорошим слухом истинного наслаждения. Видимо, для приглашенного артиста высокие ноты – это серьезная головная боль. Одним словом, вместо отчаянного смельчака и таинственного героя-любовника, «играющего со смертью», мы заполучили этакого мужичка-крепыша.
Его партнерше Теодоре Вердье в исполнении Татьяны Ереминой ничего не оставалось, как следовать за своим возлюбленным. Это касалось и Гульнары Низамовой, но если выбирать между двумя актрисами, то я бы предпочтение отдал в вокальном плане Ереминой, пение которой было более точным и изящным, но внешне эффектней выглядела все-таки Низамова. Вот только гардероб наших красавиц отдавал блестящей дешевизной и провинциальностью. Кстати, Мистера Икс обмундировали не лучше, хотя во время премьерных спектаклей ему даже поменяли обувь с коричневой на черную, но кардинально срочное переобувание ситуацию не изменило.
Оборочки и блеск
Как и ожидалось, спасала музыка Кальмана (дирижер-постановщик Денис Ивенский) – не просто красивая, а чувственная, изысканная, ностальгирующая, с широким лирическим распевом и законченная по форме. В краснодарском Кальмане, я имею в виду работу режиссера и балетмейстера, эти пропорции не соблюдены – мы получили и не оперетту, и не мюзикл, а увидели скучный, манерный, с длинными провальными игровыми сценами спектакль, где ни опереточной легкости, ни изящества, ни бравурности и в помине нет. Визуально «Мистер Икс» – яркий спектакль (художник-сценограф Ирина Долгова), но ее же костюмы – это сплошь оборочки и блеск, с такой цветовой мешаниной, что сей калейдоскоп никак не складывается в общую картину. Понятно, любит Александр Мацко много красок, но эта цветовая пулеметная очередь почти во всех его постановках разит наповал безвкусицей. Лишь когда костюмами занималась художник Ольга Резниченко, ее чувство стиля отчасти уберегало визуальный ряд от полного художественного безобразия.
С одной стороны, на сцене всего много и чересчур, понятно, что мир цирка требует многофигурности, а с другой – поражает статика в массовых сценах, режиссура в линеечку, неумение придать форму как крохотным номерам, так и большим ансамблям.
Да, привезенный из Питера Мистер Икс – герой спорный, но боюсь, что силами нашего театра невозможно показать и такого. Отчего Максима Рогожкина, прописанного в программке, так и не выпустили на сцену? Театр, который не в состоянии предъявить своего вокалиста, а вынужден приглашать исполнителя со стороны и давать ему все премьерные дни, вряд ли можно назвать успешным, в чем, вопреки реалиям, неустанно нас убеждают. Согласитесь, ситуация парадоксальная, ситуация фикс, но в ней сегодня, и уже не первый год, Краснодарский музыкальный театр работает и живет.
Фото Алексея Есикова и Юрия Иванова