«Музыку кино» представят в МКЗ «Премьер-оркестр» и Алексей Двоеглазов

16.08.2019 в 12:38, просмотров: 1535

Дню российского кино оркестр КМТО «Премьера» и кинообозреватель посвя-тят саундтрек-концерт в Муниципальном концертном зале (ул. Красная, 122).

«Музыку кино» представят в МКЗ «Премьер-оркестр» и Алексей Двоеглазов

«МК» на Кубани» поговорил с киноведом и кинолюбом Алексеем Двоеглазовым о том, что связывает Краснодар с кинематографом, об истории саундтрека в когда-то «великом немом» искусстве и о том, как родилась идея концерта «Музыки кино» с артистами городской «Премьеры».

- Алексей, помимо того, что вы являетесь организатором показов авторского кино и создателем кинопортала StrangeFilm.org, вы - ещё и автор книги-гаджета «Кинопоход: Краснодар». Расскажите тем, кто не читал её, какой след наш город оставил в кинематографе?

- Есть идея переиздать эту книгу. Второе издание, как и первое, вышедшее два года назад, будет рассказывать о фильмах, снятых в краевой столице. А их, поверьте, много: от «Кочубея» Юрия Озерова (1958) и «Сережи» Георгия Данелии и Игоря Таланкина (1960) до «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Эрнеста Ясана и Николая Лебедева (1979) и «Француза» Веры Сторожевой (1988) - всем этим картинам наш город послужил декорацией. Но теперь первым фильмом, открывающим книгу, будет картина «Честь» Евгения Червякова (1938), а последним - «Тренер» Данилы Козловского (2018): то есть новый «Кинопоход…» проследит киноисторию нашего города не за полвека, а уже за 80 лет!

Кроме кадров из снятых в Краснодаре фильмов и сериалов, воспоминаний очевидцев съемок и связанных с топонимикой города киноляпов, для «Кинопохода…» я в свое время расследовал один факт, который очень любят журналисты и краеведы: якобы изобретателем кино, показавший в Екатеринодаре на год раньше братьев Люмьер «живые картины», был Алексей Самарский. Ответ найдете в книге.

- Связанные с кинопрошлым Краснодара факты узнают и гости концерта «Музыка кино»?

- Безусловно. Расскажу только об одном. В Екатеринодаре родилась, училась в гимназии и работала тапером в кинематографе, то есть кинотеатре братьев Бомммер Нина Агаджанова-Шутко - сценарист одного из самых цитируемых и «влиятельных» фильмов всех времен, «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна (1925). Памятник Нине Фердинандовне, между прочим, установлен в Пекине, а в Краснодаре нет даже мемориальной таблички с её именем. Дело в том, что дом, где Агаджанова жила, снесен. Однако мы точно знаем, что первые показы «Броненосца Потемкина» проходили в кинотеатре «Великан», он же «Кубань», а ныне магазин одежды. Тогда огромный муляж корабля «выплывам» прямо из здания кинотеатра, о чем сохранились фотосвидетельства. Мне кажется, что мемориальная доска Нине Фердинандовне на этом здании была бы очень кстати.

Раз уж мы заговорили о «Броненосце Потемкине», то с музыкой из него связана любопытная история: в любом киносправочнике вы найдете упоминание Дмитрия Шостаковича как автора музыки к этой картине. Однако Дмитрий Дмитриевич её не писал: изначально фильм был немым, и в 1976 году в качестве саундтрека к нему была сделана компиляция из сочинений Шостаковича. Эйзенштейн же видел в качестве композитора фильма Сергея Прокофьева, но не срослось. В итоге музыку к фильму написал немец Эдмунд Майзель: он сам нашел Сергея Федоровича и предложил ему партитуру, которую до отмечавшегося четыре года назад 90-летия «Броненосца…» (тогда фильм специально восстановили согласно авторскому замыслу для показов на нескольких кинофестивалях) мало кто слышал.

- Эта музыка прозвучит в концерте «Музыка кино»? И как, кстати, родилась его идея?

- Можете представить себе фильм «Дети капитана Гранта» без заглавной темы Исаака Дунаевского, а картину «Два бойца» - без «Темной ночи» Никиты Богословского в исполнении Марка Бернеса? Нет? И никто не может. А ведь когда-то кино звалось «великим немым», а «саундтреком» любому фильму служила игра тапёра: выбор мелодии мог не соответствовать происходящему на экране. Сегодня же музыка, в том числе и классическая, часто становится популярной после того, как прозвучит в фильме или сериале.

Мне показалось интересным проследить историю и развитие саундтрека, поэтому когда директор Муниципального концертного зала Мария Тернавская написала с предложением сделать что-то совместное с артистами КМТО «Премьера» ко Дню российского кино, я особо не раздумывал. Когда мы впервые встретились вместе с музыкантами, с которыми делаем эту программу: худруком и дирижером «Премьер-оркестра» Даниилом Червяковым, первой скрипкой оркестра и аранжировщиком Александром Кирющенко, пианисткой Екатериной Рыбальской, то решили не ограничиваться музыкой только из отечественных фильмов в нашем саундтрек-концерте «Музыка кино».

- Чем саундтрек-концерт отличается от обычного?

- Саундтрек-концерт позволит с помощью моего мультимейдиного рассказа, кадров из фильмов и музыкальных номеров из звуковых дорожек фильмов в исполнении артистов «Премьеры» проследить историю музыки в кино. Вот вы знаете, что музыка в кинематографе появилась на 30 лет раньше, чем звук: речь актеров, шумы, эффекты? А это так, ведь на сеансах немых фильмов играли таперы. Еще слушатели «Музыки кино» узнают, например, какой фильм больше полувека назад снимался там, где сегодня работает Муниципальный концертный зал.

- И все-таки, какие мелодии прозвучат в «Музыке кино»?

- Для наглядности мы разделили 130 с лишним лет истории кинематографа на десятилетия, и в каждом из них постарались найти знаковую музыку, связанную с новациями в кинематографе и одновременно - несущую дух эпохи. К примеру, мы знаем, что на первом киносеансе братьев Люмьер «Прибытие поезда» показывали под аккомпанемент трио: ансамбль играл прямо в зрительном зале - чтобы заглушить треск проекционного аппарата. Или взять первый фильм Чарли Чаплина - кстати, он был противников появления звука в кино - в роли маленького бродяги «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл»: это немое кино, музыку к которому таперы выбирал на свое усмотрение…

На самом деле, каждый может составить свой саундтрек для истории кино и, уверен, он во многом совпадет с программой «Музыка кино», потому что в нем будут и мелодия Исаака Дунаевского из «Детей капитана Гранта», и I Wanna Be Loved By You Герберта Стотхарта и Гарри Руби из «В джазе только девушки», и заглавная тема Фрэнсиса Лэя из «Истории любви», и мелодия Энио Морриконе из «Профессионала», Miserlou из «Криминального чтива» и музыка Рамада Джавади из «Игры престолов».