Сказки Туапсинского ТЮЗа

12.07.2019 в 10:35, просмотров: 852

Туапсинский театр юного зрителя существует самым загадочным образом: театр есть, а многие горожане о его наличии не знают. И на самом деле в городе самый мизер рекламной продукции, приглашающей посетить ТЮЗ, более того, даже на фасаде здания не сможете увидеть никакого логотипа. Стоит этакое безымянное, практически ничем не обозначенное помещение.

Сказки Туапсинского ТЮЗа
Фото Анны Бурлаковой

Елена Журавлева, приглашенная возглавить художественную часть театра, теперь, наверное, должна решать и эти вопросы, которые, правда, в ее компетенцию входят менее всего. Это мысли удивленного критика, который посетил пусть и малотеатральный город, но не медвежий же угол. Но театр вопреки всему существует и даже готовит премьеру, которая обещает быть любопытной, так как за спектакль «Сказка о рыбаке, его жене и рыбке» взялась постановочная команда из Москвы – режиссер Владимир Жуков и художник Данила Травин. Постановщики такого уровня в ТЮЗе, кажется, впервые.

Я встретился с режиссером и задал ему несколько вопросов.

– Владимир, вы первый раз в Туапсе?

– Да, я впервые на Кубани и с удовольствием принял приглашение Елены Александровны, так как полагаю, что опыт, который получу здесь, очень и очень ценный. Это интересно профессионально, интересно по-человечески. С проблемами и трудностями, которые меня ожидают здесь, вряд ли можно столкнуться в Москве, и я совершенно не понимаю молодых режиссеров, сидящих в столице годами и выжидающих хоть какую-нибудь постановку. В Москве неудачу страшно получить, а чем дальше от столиц, тем можно быть более свободным. Нет, не халтурить, а именно иметь ту степень простора, позволяющую тебе развиваться, экспериментировать и пробовать что-то новое.

– Что вас удивило в Туапсе?

– Многое. Поразительно красивая природа, очень своеобразный город. Однако театр живет какой-то своей жизнью, которая исключена из общего процесса. Очень маленькая труппа, такая крохотная и специфичная, что с трудом удалось сделать распределение. Видимо и атмосфера приморского города сказывается, так как некоторые артисты прибывают в этаком «курортном» состоянии, что для меня непривычно.

– Кстати, о золотой рыбке, спектакль у вас называется «Сказка о рыбаке, его жене и рыбке», то есть вы соединяете в своей инсценировке Александра Сергеевича Пушкина с братьями Гримм?

– Совершенно верно. В «померанской» сказке братьев Гримм «О рыбаке и его жене» много иного и старуха требует сразу дом, а у Пушкина – корыто, и если она там возжелала стать Богом, то у нас – владычицей морскою. Осознаете степень «благодарности» бабки: превратить свою благодетельницу в прислужницу? Александр Сергеевич смог гениально перевести немецкую сказку в истинно русскую.

– Вы пригласили художника, выпускника школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова Данила Травина, с которым сейчас работаете над спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» в «Сатириконе»…

– Данила – интересный художник, у него за плечами работа в театре Маяковского, Ленкоме, и его опыт, знания, думаю, очень помогут, по сути, он соавтор спектакля.

– Вы – ученик гениального режиссера Камы Гинкаса, скажите, главное, чему Кама Миронович вас научил?

– Он нам всегда говорил и говорит, что режиссер в театре отвечает за все, вплоть до внешнего облика. А уж если ты взял актера, не пеняй, что он слабый или чего-то не умеет. Значит, придумай ход, прикрой его, подай так, чтобы это было интересно или хотя бы не видно. Плохая у тебя драматургия, значит, сделай так, чтобы это было незаметно, так как ты ее выбрал, то есть никогда не ищи виновных. Вот сейчас мы делаем спектакль за месяц, сроки очень сжатые, но опять же, раз пошел на это, значит, за все в ответе я и никто другой.

– И все же, если вернуться к сказке, о чем она для вас?

– О том, как люди первый раз соприкоснулись со счастьем и не сумели им распорядиться. Люди есть люди, в разных обстоятельствах проявляют себя по-разному, и мне их всех жалко, и я их всех люблю, ведь все они хотят счастья.