В Краснодаре прошел фестиваль современного танца «Тенденция» и состоялась премьера балета «Оазис»

22.04.2019 в 10:16, просмотров: 709

Современный танец на Кубань, в частности в Краснодар, буквально проламывается всякими правдами и неправдами. Путь его к нам нелегок, но даже те прорывы, которые случаются, уже радуют.

В Краснодаре прошел фестиваль современного танца «Тенденция» и состоялась премьера балета «Оазис»
Фото Сергея Беспалова

То, что наш благословенный край в плане современной культуры консервативен и не очень податлив, увы, грустная реальность. Что касается современной хореографии, то главный балетмейстер Краснодарского краевого музыкального театра, объявивший себя миссионером в этом направлении, не является, еще раз повторюсь, его представителем. К танцу модерн и тому подобному труппа музыкального театра никакого отношения не имеет. Все вышедшее, так сказать, из-под пера уездного хореографа – это и не танец, и не эксперимент, а всего лишь эрзац, этакое «культур-повидло», чем нас уже много лет усердно пичкают.

И в этом плане спасибо организаторам фестиваля современного танца «Тенденция», танцевальной компании «Воздух», которые уже 4-й раз проводят его на территории «Одного театра». Фестиваль очень скромный, малобюджетный, но дает возможность прикоснуться именно к технологии современного танца, его направлениям. Мне на сей раз удалось посмотреть работу Ксении Михеевой «В ожидании Годо». Это такая пластически-танцевальная одноактовка, в которой артист предстает в нескольких ипостасях. Небывалый темп, смена эмоций, выражений, ракурсов, порой сбивчивый ритм являют нам картину ожидания, созерцания, томления и отчаяния. Печально, что возможности площадки не позволили использовать видеопроекцию, выстроить стену – думаю, тогда бы впечатление от произведения питерского хореографа было более полным и ярким. Я и раньше видел работы Михеевой, особенно запомнилась «Гроза» (по мотивам пьесы А. Н. Островского). Ее танцпьеса саркастична, горька и проникновенна, и это совсем не изложение классика, а скорее разработка темы. Но подобный спектакль требует другого уровня сцены, и пока лишь за пределами края мы можем вдыхать этот особенный воздух. Хотя в Краснодаре есть люди, последовательно идущие в этом направление, правда, немного по-иному.

Так, 19-20 апреля на сцене Краевого музыкального театра прошла премьера, но опять же вопреки планам театра и его нынешнему курсу. В прошлом году, практически в это же время, мы посмотрели замечательную трогательную работу Константина Кейхеля на музыку Константина Чистякова «Маленький принц». Сегодня инициатор и руководитель проекта и детского театра современного танца Наталья Маслова представила нам уже другой спектакль - балет «Оазис». Идею осуществили хореограф Ольга Лабовкина и композитор Сергей Новицкий. Тема постановки самая животрепещущая – Интернет и зависимость современного человека, особенно детей, от него. Интернет-плен – акт добровольный, но не менее коварный и опасный для детских неокрепших душ.

Спектакль получился нервным, пульсирующим, динамичным. Плотность движения, сложность хореографии, и не только контемпорари, непростые поддержки, сплетение комбинаций и небывалый энергетический посыл родили умную, будоражащую душу работу. Наконец-то на сцене музыкального театра я увидел и интересный свет (художник Сергей Новицкий). Свет, который работает по нюансам, рождает эмоцию, помогает действию и продлевает его. В танец точно вмонтирована и музыка – компьютерная и одновременно уходящая от заставочного формата (опять же композитор – Сергей Новицкий). Радость, печаль, страх, постоянное напряжение мы слышим в музыке, и те же эмоции рождает хореография, наполненная пластикой отчаяния и надежды.

Поразительно, как дети освоили и точно донесли рисунок танца (надо признать, за год ребята выросли и в профессиональном плане). Само действие происходит в виртуальном мире, где наши герои вынуждены вести борьбу уже за собственное человеческое «я». Здесь же происходит и массовая битва с искусственным разумом, и многое другое, что и подразумевается другой реальностью. Сценография, вбирающая в себя немало важных деталей, точно сконструированная и состоящая из кубиков-пикселей, зеркальных листов, не просто играет на образ спектакля, а создает единую живую картинку, целый мир.

Ольга Лабовкина в хореографии учла и подростковость труппы, когда тема отношений не переходит за непозволительный рубеж, а все остается на грани нежности и порыва. Постановочная команда, куда еще вошли художник-декоратор Татьяна Баранова, художник по костюмам Анна Арутюнова, смогли создать довольно убедительную атмосферу как виртуальности, так и реальности, найдя нужную палитру и интонацию.

Что ж, мы еще раз увидели, что можно рождать, работая вне системы, тихо, без всякого пиара. И, как ни парадоксально, современную хореографию в нашем крае достойно представляют не взрослые, так сказать профессионалы, а дети, показывая и нужный класс, и недетское мастерство.

Фото Сергея Беспалова и Алексея Есикова