Кому на Кубани музейные ценности дороги

Профессиональный праздник исследователи древности и летописцы современности отмечают 28 марта

Благодаря исследователям-подвижникам, жителям Кубани открыты многие события из ее «биографии»

Профессиональный праздник исследователи древности и летописцы современности отмечают 28 марта
Фото: Мария Юрченко

Путешествие во времени

Где в первую очередь стоит искать хранителей истории Кубани? «Конечно же, в музее имени Фелицына», — ответит без запинки любой житель края.

 

Действительно, историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына — один из первых музеев, открытых на Северном Кавказе. В нынешнем году он отметил свой 138-й день рождения. Много это или мало в рамках временной перспективы? И много и мало одновременно.

 

Открытый в 1879 году музей носит имя своего основателя — войскового старшины Евгения Дмитриевича Фелицына. Он, по отзывам современников, был настоящим фанатом истории Кубанского края. Собранная им коллекция находок из области археологии и этнографии и стала базовой для краеведческого музея, который сегодня может похвастаться самым крупным собранием экспонатов на юге России. В музейных фондах в наши дни хранятся более 400 тысяч материальных свидетельств истории Кубани. Указом президента России музей имени Фелицына отнесен к объектам федерального значения.

 

Эстетического флера добавляет музейному комплексу и то, что он расположен в одном из красивейших исторических зданий Краснодара — особняке купцов братьев Богарсуковых. В середине 80-х к архитектурному ансамблю музея добавилось здание бывшей гостиницы — «Гранд-отель» мадам Губкиной XIX века.

Музей Фелицына — это место, где оживают (именно оживают, а не пылятся на забытых полках) экспонаты из древнего (и не слишком давнего) прошлого. В его залах выставлена уникальная археологическая коллекция, реликвии кубанского казачьего войска, дары императоров и императриц, символы власти атаманов, одежда, которую носили наши предки, мебель и предметы быта, которыми они пользовались.

 

Здесь можно поглядеть на настоящую казачью хату и даже саму основательницу Екатеринодара — Екатерину II или почувствовать то же, что и жители Краснодара в дни немецко-фашистской оккупации города. Перечень, конечно же, далеко не полон.

Временной охват непостоянных выставок — самый широкий. К примеру, несколько столетий разделяют экспонаты двух экспозиций, прямо сейчас открытых в музее Фелицына — выставок «Футбольный марафон» и «Два берега — одна история».

 

«Футбольный марафон», открывшийся 16 марта, как и следует из названия, посвящен чемпионату мира по футболу — 2018. Посетителям представлены афиши, эмблемы, талисманы, мячи прошлых 20 первенств, фото команд-чемпионов, лучших игроков и так далее. Изюминка экспозиции — коллекция шарфов европейских и российских футбольных клубов.

 

А с 22 марта по 1 июня в музее работает выставка «Два берега — одна история». Здесь вниманию жителей и гостей края представлена экспозиция артефактов, найденных при строительстве  моста через Керченский пролив на территории Кубани. Сотни находок, переданных в фонды Таманского музейного комплекса, теперь могут увидеть все желающие.

 

Среди находок — архитектурные детали, древнегреческая столовая расписная, чернолаковая и красноглиняная посуда, амфоры и предметы быта. Украшение экспозиции — уникальная амфора с нефтью V века до н. э., обнаруженная при строительстве энергомоста в поселке Ильич.

 

Человек, который дал имя музею

Современники называли Фелицына «энциклопедией Кавказа», «живой летописью». Евгений Дмитриевич в совершенстве знал историю и географию края, археологию и этнографию, картографию, изучал геологию, ботанику и минералогию.

Евгений Фелицын потомкам известен не только как исследователь Кубанского края, историк, археолог и составитель карты Кубанской области, но и как человек, чьим именем назван крупнейший на юге страны историко-археологический музейный комплекс.

 

Родился будущий историк 17 (5 — по старому стилю) марта 1848 года в Ставрополе в семье обер-офицера. Способный к разным наукам мальчик с успехом окончил гимназию и в 1864 году поступил на военную службу. Служил юный Фелицын в пехотных 74-м Ставропольском и 76-м Кубанском полках. 

 

В 1872 году получил чин прапорщика, окончив Тифлисское юнкерское училище. Тремя годами позже был переведен в Кубанское казачье войско. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-78 годов. Позднее зачислен в казаки станицы Северской — был офицером для поручений в штабе, адъютантом военного отдела, правителем канцелярии начальника Кубанской области.

 

И все же не службу считал Евгений Фелицын своим призванием. Мысли и чувства его занимала Кубань — ее история и география, геология и ботаника, археология и этнография. На приобретение всевозможных артефактов Фелицын тратил свое небольшое жалование, часто влезая в долги. К примеру, им собрана одна из лучших в мире коллекций каменных «половецких» изваяний, которые Фелицын свозил на подводах со всей Кубанской области.

 

Фелицын с энтузиазмом занимался выявлением и сбором археологических памятников. В 1879 году он обнаружил в Екатеринодаре и отправил в Москву две греческие плиты, на которых значились имена Левкона, царя синдов, и Ксеноклида (IV в. до н. э.). Фелицын является автором уникальной археологической карты древностей Кубанской области, изданной в 1882 году Императорским Московским археологическим обществом.

 

Особо бережное отношение Евгений Дмитриевич проявлял и к памятникам русской истории, памятным местам. Осенью 1879 года Фелицын совершил поездку в Тамань, где провел изыскания о пребывании великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Им были сделаны рисунки и описана хата казака Мысника, где останавливался поэт. Эти исследования историка помогли в 1976 году в создании историко-этнографической экспозиции музея М. Ю. Лермонтова в Тамани.

 

В марте 1880 г. император Александр II за особые труды наградил Е. Д. Фелицына орденом Станислава III степени. Историк ушел из жизни в декабре 1903 года.

 

Фелицынское собрание предметов, относящихся к сфере археологии и этнографии Кубани, стало базовой коллекцией основанного при Кубанском областном статистическом комитете в 1879 году Кубанского Войскового этнографического и естественно-исторического музея.

 

Сегодня Краснодарский историко-археологический музей-заповедник носит имя Евгения Дмитриевича Фелицына.

Историки «черные» и «белые»

У артефактов, попадающих в музейные фонды, судьбы разные. Одни находятся стараниями ученых на археологических раскопах. Другие становятся вожделенной добычей «черных копателей». Недавно в музей Фелицына были переданы предметы, обнаруженные во время незаконных раскопок на территории Усть-Лабинского и Апшеронского районов.

 

На этот раз добычей «черных» археологов стали около двух тысяч предметов. Это оружие, предметы быта, украшения, монеты, которые ученые датируют разными эпохами: от Античности и Средневековья до начала прошлого столетия. В руки «копателей» попали и несколько предметов, представляющих особую ценность для науки. Например, меотский глиняный сосуд с редко встречающимся рисунком, топор хазарской эпохи, бронзовый ключ от шкатулки позднеантичного времени.

 

В числе спасенных артефактов — фибулы, наконечники стрел, пули, амулеты, кольца, части конской упряжки и даже сосуд для благовоний. Все находки переданы в музейные фонды. Их детальное изучение — еще впереди, но в скором времени самые интересные из них можно увидеть на стендах музейных выставок.

Передача музею артефактов, добытых на местах незаконных археологических раскопок, фактически является спасением культурного наследия Кубани, рассказывают сотрудники музея. Все эти свидетельства древней истории могли быть разрушены при раскопках (которые, к слову, «черные археологи» иногда ведут с использованием экскаваторов, попросту уничтожая культурный слой в поисках, например, ювелирных украшений) или проданы за рубеж в частные коллекции.

 

Передача незаконно добытых артефактов в музей в 2018 году — далеко не прецедент. К примеру, в декабре 2013 года сотрудниками ФСБ в музей имени Е. Д. Фелицына были доставлены около тысячи двухсот предметов, добытых «черными копателями» на Кубани, в декабре 2015 года фонды пополнились двумя сотнями артефактов с мест варварских раскопок. Еще раньше, в 2010-м, силовым структурам удалось пресечь деятельность целой сети «черных археологов», орудовавших на территории края.

 

Впрочем, угроза получить реальный срок «черных» археологов не останавливает. Только в 2016 году, по данным ФСБ, оперативникам удалось изъять у незаконных добытчиков больше двух тысяч древних артефактов. В результате были задержаны 11 человек, нескольким из них предстоит побывать в местах лишения свободы.

 

Время, которое держишь в руках

К счастью, артефактами занимаются не только «черные» копатели. Сколько усилий требуется приложить, чтобы земля поделилась своими древними тайнами, не понаслышке знают участники комплексной археологической экспедиции Института археологии РАН. Студенты-волонтеры археологического отряда «Наследие» Кубанского госуниверситета каждое лето в буквальном смысле попадают в историю с лопатой в руках.

Они приезжают на Тамань, в окрестности поселка Сенного, чтобы поработать на раскопе древнего городища Фанагории. В сезон на раскопе работают около 200 человек. По несколько часов в день на солнцепеке археологи ищут в земле материальные следы древней культуры, существовавшей на этом месте столетия назад.

Ищут — и находят. Особенно богатыми на открытия были последние два археологических сезона, рассказывают участники экспедиции. К примеру, в сезон-2016 на раскопках Фанагории были найдены части уникальной столовой амфоры, якорь византийского времени (в затопленной морем части городища) и серию редких монет.

 

Самой громкой сенсацией лета-2016 стало открытие на территории города храмового сооружения, древнее которого могут считаться лишь египетские скальные гробницы. Загадочный эллинский храм на территории раскопа обнаружили под фундаментом другого, более позднего храмового сооружения, которое ученые относят к V веку до нашей эры. В числе сенсаций занял свое место и фрагмент стелы персидского царя Дария I (550-486 гг. до н. э.), открытый на раскопках в «Верхнем городе».

 

Сезон-2017 добавил к списку находок свинцовый жетон-тессеру, служивший жителям Фанагории входным билетом на праздничные мероприятия, керамический резервуар-лутерий глубиной около полуметра, утопленный в пол одного из домов поселения, и фрагмент кувшина-килика, расписанного известным античным мастером Тлесоном.

Возможно, именно находки сезона-2018 позволят участникам археологической экспедиции на Тамани вписать свои имена в историю. Для ответа на данный вопрос стоит дождаться лета. А пока можно поздравить волонтеров с профессиональным праздником — Днем историка, поскольку к истории работающие на раскопках люди имеют самое прямое отношение. Впрочем, с праздником их можно будет поздравить еще раз — 15 августа, когда в России будут отмечать День археолога.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру