Кубанцы рассказали, в пользу чего отказались от машин

22 сентября отмечается день без автомобиля

Владельцам машин предложили на 24 часа отказаться от личного транспорта в пользу пеших прогулок, велосипедов и автобусов

22 сентября  отмечается день без автомобиля

Праздник родился в Англии в конце 90-х. Владельцам машин предложили на 24 часа отказаться от личного транспорта в пользу пеших прогулок, велосипедов и автобусов. «Город и провинция — пространство для людей», — с таким лозунгом вышли на улицы организаторы акции. Они напомнили, что ежесекундно автомобиль разрушает биосферу планеты и жизнь самого человека. Каждый год в авариях по всему свету гибнет не менее миллиона граждан. В России День без автомобиля впервые отметили в 2005 году в Белгороде. Мы решили узнать, готовы ли жители Краснодарского края отказаться хотя бы на время от машин, в пользу чего и есть ли для альтернатив в регионе условия. Также кубанцы поделились мнением, решит ли отказ от машин актуальную для края проблему пробок. Вот что получилось.

Экономная ходьба
Кристина Белова живет в Краснодаре. Вот уже четыре месяца она ежедневно проходит пешком не менее трех километров. Или семь остановок общественного транспорта по ул. Ставропольской на пути от работы к дому. По словам 26-летней Кристины, сейчас это так же естественно, как чистить зубы утром и вечером. А начинала… из-за банальной экономии денег.
 — На моем предприятии возникли временные трудности. Нас предупредили, что будет серьезное сокращение зарплат и даже задержки с начислением суммы. Я начала получать 20 тысяч рублей на руки. Копейки, учитывая, что съемная квартира съедает десять. А тут еще и проезд подорожал до 23 рублей. Подсчитала: катаясь на трамвае по маршруту «дом-работа», буду тратить 46 рублей в день, полторы тысячи в месяц. Это минимум. Мы, краснодарцы, вынуждены мириться с поломками транспорта, его неожиданным следованием в депо. Конечно, в экстренных ситуациях нам предлагают пересесть со старыми билетами во впереди стоящий вагон… Но тем, кто не хочет чувствовать себя сельдью в бочке, приходится платить снова. На машине ездить нет возможности. Автомобиль в семье имеется, но его эксплуатирует муж. Он рано уезжает на работу и трудится 6 дней в неделю. В общем, я решила ходить пешком. 
Кроме того, Кристина решила провести маленький эксперимент. Все освободившиеся от поездок деньги начала откладывать. Каждый раз, когда в обычной банке из-под кофе оказывалась очередная порция мелочи, муж Кристины отпускал шуточки. А в начале лета в доме появилась поющая свинья-копилка с прорезью на брюшке. Проглатывая монетки, Кормилица (так окрестил супруг) издевательски хрюкала и затевала песню: «Бросай-бросай, не стесняйся… А че так мало?» Недавно Беловы ее опустошили. Оказалось, Кристина за четыре месяца «находила» около трех тысяч рублей. Или 10 билетов в кино. Беловы решили потратить деньги именно на совместный просмотр фильмов в кинозалах.
— Когда есть маленький ребенок, на многом приходится экономить. А тут вроде как лишние деньги образовались. В чем еще польза ходьбы? Похудела с 48 до 46 размера, возвращаться из офиса стала бодрая, а не будто с картофельного поля. И на нервах ходьба положительно сказывается. Если в течение дня ругаюсь с коллегами и начальством, то пешие три километра сжигают весь негатив. Приходишь домой и думаешь: «Какие мелочи!» 
А не вредно ли ходить каждый день минимум три километра? Этот вопрос «МК на Кубани» задал врачам. Оказалось, подобное расстояние полезно любому человеку. Главное, чтобы ходьба была не медленной, а в хорошем темпе, уверенной. Заведующий кардиологическим отделением НИИ ККБ № 1 Алим Намитоков объяснил:
— Ходьба полезна для сердца, сосудов нижних конечностей. Она также может помочь диагностировать недуг, о котором человек не знает. Например, у людей, страдающих ишемической болезнью сердца, при ходьбе может возникнуть боль за грудиной… Важно во время пеших прогулок ориентироваться на собственные ощущения. Устали — отдыхайте. Также следует ходить в удобной обуви, например, с супинаторами. В балетках большое расстояние без болевых ощущений в суставах преодолеть невозможно.

И Кант, и Толстой
Есть и другие плюсы ходьбы. Ходьба способствует активности мозга. Недаром пешие прогулки очень любили Кант, Ницше, Аристотель, Сократ и другие философы. Гулять пешком обожал и Лев Толстой, известный всему свету в первую очередь четырехтомником «Войны и мира». В литературных дневниках писателя сохранились записи о том, как он ходил из Москвы в Ясную Поляну. А это не менее 200 километров. Кстати, на момент совершения «пеших» подвигов Льву Николаевичу было почти 60 лет!
Кроме повышения активности мозга, ходьба обладает и другими положительными факторами: усиливает иммунитет, укрепляет мышцы, формирует выносливость. Существует мнение, что полтора пеших километра равны по затратам энергии 10-минутному заплыву, 12 минутам игры в футбол и четверти часа аэробики. Кроме того, этот вид физической активности почти не требует затрат. Разве что на кроссовки придется потратиться…
Существует и другая сторона медали. Если время на ходьбу еще можно найти, то как быть с местом? Да, на ул. Ставропольской Краснодара можно гулять (Кристине Беловой повезло с районом жительства и работы). 
А что делать краснодарцам с ул. Коммунаров, на которой полно рытвин, или Московской, которая местами после дождя превращается в реку? Как быть жителям краевого центра, чьи тротуары близ дома захвачены небрежно припаркованными машинами? О людях из небольших населенных пунктов (Тимашевска, Кореновска, станицы Северской) и не говорим. Им вообще гулять негде. Марина Скворцова из Крымска рассказала:
— У нас большая часть города — это частный сектор. Я, как владелица частного дома, могу ежедневно гулять, не считая парков, только вдоль чужих заборов под лай собак… А осенью-зимой выбираться куда-либо пешком — только грязь месить. По вечерам еще и в темноте. Живем в XXI веке, а будто электричество только вчера появилось.

От велосипеда до свадьбы
Для тех, кто не готов или не может ежедневно топать три километра, еще в начале XIX века изобрели велосипед. По данным разных источников, в 1817-м немец Карл фон Дрез создал двухколесный самокат, в 1840-м шотландец Киркпатрик Макмиллан добавил к нему педали и седло. На протяжении десятилетий модель велосипеда претерпевала изменения. Перемещаться на двухколесной машине предпочитали Марк Твен, Конан Дойл, Альберт Эйнштейн, Владимир Ленин. В наши дни этим видом транспорта нередко пользуются известные политики (Джордж Буш) и артисты (Ани Лорак, Вера Брежнева). Среди жителей Краснодарского края тоже много заядлых велосипедистов. Например, Виталий и Яна Антиповы из Новороссийска познакомились во время велопрогулки. Виталий на полном ходу врезался в «дуру в наушниках». Оба получили серьезные ушибы и вышли из травмпункта в зеленке и хромая. Врач сказал, что велосипедисты должны расписаться в качестве компенсации морального ущерба. Мол, кому вы теперь нужны. Так и получилось. Теперь Антиповы учат кататься на двухколесном транспорте трехлетнего сына Матвея. Также супруги раза три в неделю ездят на велосипеде на работу — в автомастерскую и магазин парфюмерии. Антиповы говорят, что велосипед позволяет не томиться в пробках. Есть и другие плюсы.
Кататься на велосипеде в удовольствие можно в любое время суток. Во многих странах люди отправляются на двухколесном транспорте на работу, многие службы используют его. Например, в Германии, Венгрии и России велосипедисты доставляют почту. В Великобритании и Эстонии на велосипедах, которые комплектуются всем необходимым, перемещаются врачи скорой помощи (инициатива была реализована в 2000-х). Велосипеды нередко позволяют сократить время от получения вызова до оказания помощи.
Однако есть и свои «но», о которых многие почему-то забывают. Водители двухколесного транспорта — такие же участники дорожного движения, как и автомобилисты. То есть на них распространяются почти все действующие ПДД. Например, велосипедисты должны следить за исправностью руля и тормозов транспортного средства, при попытке повернуть или остановиться делать жест вытянутой в нужную сторону или поднятой вверх рукой. Наконец, велолюбителям запрещено управлять транспортом навеселе. Штраф за нарушение запрета достигает полутора тысяч рублей. Столько же — за вред, нанесенный здоровью человека. За помехи в движении транспорта закон наказывает велосипедиста штрафом в тысячу рублей.
Еще один нюанс — пространства, где разрешено перемещаться на велосипеде. Это вовсе не «где хочу», как считают кубанские велосипедисты. Часто их можно увидеть на середине тротуара — маневрирующими между прохожими. Только и успевай отскакивать в сторону. А по правилам велосипедисты должны ездить по специальным дорожкам. Если их нет — по правой стороне проезжей части или обочине. По тротуару можно ехать, только сопровождая другого велосипедиста в возрасте до 14 лет или провозя ребенка до семи лет на специальном сиденье.
— Велокультура у нас пока отсутствует. Проводятся акции типа «Велоночь», люди общаются на форумах, и только. Нет и условий. В Краснодаре можно найти велодорожки, а где вы их видели в Апшеронске, например? Поэтому велосипеду будет очень трудно заменить собой автомобиль, — считает житель Белореченска Михаил Сычев.

На коньках по асфальту
Добраться в нужное место можно и на роликах. Кстати, одна из первых попыток изобретения роликовых коньков принадлежит англичанину Джону Мерлину. В начале XVIII века он представил свои наработки на светском рауте. К сожалению, конструкция была практически неуправляемой. Изобретатель на глазах у испуганной публики врезался в большое зеркало, разбил его. Чопорные англичане решили, что пока не готовы к такому небезопасному ноу-хау. Со временем роликовые коньки претерпели изменения и стали разновидностью не только досуга, но и полноценного передвижения на большие расстояния. Доказано, что человек на роликах может развивать скорость 25-30 километров в час. Так что плюсы от роликов, бесспорно, есть. Среди них — укрепление разных групп мышц. Когда человек едет на роликах, у него одновременно работают ноги, спина, пресс, плечи, руки. Кататься на таком виде коньков следует в средствах защиты (в шлеме и наколенниках), а учиться — под контролем инструктора или опытного приятеля. Не исключены падения. По данным травматологов, любители роликов чаще всего обращаются в больницу с травмами рук, так как выставляют их вперед по инерции.

И немного о пробках
При подготовке этого материала мы спрашивали у жителей Краснодарского края, поможет ли хотя бы временный отказ от автомобилей решить проблему с пробками. Ответ был однозначный: «Нет». Потому что отказ этот никогда не будет массовым. Во-первых, люди привыкли к комфорту. Сегодня в семьях есть и две, и три машины. Комфорт этот в большинстве случаев вынужденный. Многим кубанцам приходится искать занятость в соседних городах или успевать на две работы, параллельно забрасывая детей в садик и школу. А куда можно успеть на маршрутке, которая ходит раз в полчаса или выглядит так, что оправдывает народное название «капсула смерти»? Нет у нас не только условий для отказа от авто, но и культуры жизни без автомобиля. Автошколы существуют, а вело- или посвященные физической активности как-то не встречались. Так, может быть, начать с себя? А там, глядишь, и проблема пробок разрешится. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: Без авто и жизнь не то?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру