Такую меру пресечения в отношении подозреваемого в крупном мошенничестве казака-бизнесмена по ходатайству следствия избрал Первомайский районный суд Краснодара. Как отметил в судебном заседании следователь, оставаясь на свободе Нестеренко может «воздействовать на свидетелей». И это не просто формальная предосторожность – зная амбиции и возможности кошевого атамана Анапы, не первый раз оказывающегося на скамье подсудимых, от него можно ожидать что угодно.
Сегодня администрация Краснодарского края и, в первую очередь, губернатор Вениамин Кондратьев уделяют особое внимание поддержке казачества. По инициативе краевых властей в каждой школе появились казачьи классы, а мужчины в папахах охраняют учебные заведения, вместе с полицейскими дежурят на улицах и футбольных матчах. Казачество стало лицом нашего региона. Поэтому, как никогда важно, чтобы ряды кубанских казаков сегодня очищались от сомнительных дельцов, надевших черкеску не по роду и убеждениям, а для лоббирования своих корыстных интересов. И история Николая Нестеренко – живой тому пример.
Как пишет официальное издание Правительства РФ – «Российская газета», кошевой атаман Анапы был задержан в конце прошлой недели в одном из санаториев Кисловодска, где находился на отдыхе. Следователь же утверждает, что Нестеренко попросту скрылся от заинтересовавшихся им правоохранительных органов. Поводом для возбуждения уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») стал земельный участок в 2205 квадратных метров в селе Сукко под Анапой. На нем предприимчивый кошевой атаман построил хозблок, затем потребовав от мэрии города-курорта передать ему землю под строением. Именно этот участок и стал поводом для нового разбирательства, в ходе которого прошли выемки документов в офисе рынка «Восточный» - он принадлежит казачьему полковнику Нестеренко, в штабе городского казачьего общества и строительной фирме, которой владеет младший брат Николая – Игорь Нестеренко. Как оказалось, это не первое столкновение с законом высокопоставленного казака. Но, делятся предположениями сами анапчане, каждый раз связи Николая Нестеренко помогали ему выйти сухим из воды.
Итак, казачий полковник хорошо известен в Анапе. Являясь заместителем атамана – кошевым атаманом – он фактически распределяет финансовые потоки районного казачьего общества. В отличие от собратьев во многих остальных районах Кубани, реестровые казаки Анапы неплохо устроились в новых экономических условиях. За казачьим обществом числится несколько рынков, гостинично-офисные здания, другие объекты – все это приносит неплохой доход.
Есть, например, у казаков собственный рынок в поселке Сукко, прилегающий к Всероссийскому детскому центру «Смена». На входе в рынок висит плакат «Помни, брат, что у казаков дружба-обычай, товарищество – традиция, гостеприимство – закон». Вероятно, в соответствии с законами гостеприимства здесь, в нескольких метрах от спальных корпусов детского центра, вовсю гремит музыка, шла бойкая торговля спиртным и сигаретами. Несколько лет назад прокуратура уже возбуждала пять административных дел и подала четыре иска о запрете продажи табачных изделий вблизи «Смены». Также надзорный орган выявил 51 торговый роллет, возведенный на казачьем рынке в нарушение закона. Но не прошло и месяца, как опечатанные приставами роллеты вскрыли, а алкогольно-табачный бизнес успешно продолжался.
«В 90-е Нестеренко решил заделаться казаком – это позволило ему стать директором казачьего рынка в Анапе, правда от казаков тогда начались претензии – деньги от прибыли до них не доходили. В середине двухтысячных тогдашний атаман Анапы Александр Матеркин стал задавать Нестеренко вопросы по этому поводу и хотел созвать казачий круг для публичного обсуждения ситуации» - сообщает любопытные подробности биографии кошевого атамана независимый портал Тheins.ru.
К слову, Николай Нестеренко не раз и сам оказывался не в ладах с законом, всегда чудесным образом избегая тюрьмы. Согласно открытой информации, с 1997 года он 40 раз упоминается в качестве подозреваемого в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП). Причем подозревался он в таких преступлениях, как «хулиганство», «самоуправство», «вымогательство», «угроза убийством», «побои». Например, согласно сообщению за май 1997 года, будущий кошевой атаман вымогал у гражданина Алексея Алексеева 1,8 млн рублей. Он же в последующем фактически открыто грабил торговцев, не соглашавшихся переходить под «казачью крышу» и торговать на его личном рынке – у предпринимателей казаки среди бела дня незаконно забирали товар. В одном из сообщений о правонарушении, как передают СМИ, говорится, что Нестеренко с молодчиками «умышленно повредил сувениры и столы для торговли», принадлежавшие 73-летней пенсионерке, при крохотной пенсии пытавшийся таким образом заработать средства на лекарства.
Не стеснялся Николай Нестеренко обирать и своих же братьев-казаков. Запись в Книге учета сообщений о преступлениях говорит, что он, будучи заместителем окружного атамана, «по фиктивным документам присваивал денежные суммы, поступающие в виде добровольных взносов в АКО (Анапское казачье общество – прим.авт.)». Неоднократно Николая Дмитриевича ловили и на предоставлении подложных документов.
Резюмируя свою деятельность, Нестеренко в одном из телефонных разговоров (аудиозапись опубликована «Новой газетой»), не скрывает: «Мы, казаки, немножко бандиты. Надо ему систематически прокалывать колеса… Сразу все это резко, а так по одному колесику». Речь идет о стоянке для автомобилей, вероятно, незаконно захваченной анапскими казаками, собирающими деньги с водителей. Тем же, кто указывает на незаконность таких сборов кошевой атаман прямо предлагает прокалывать колеса.
Биография более чем примечательная, поэтому остается только удивляться, почему правоохранительные органы защелкнули на нем наручники только сейчас.
Но рынки и гостиницы только часть мини-бизнес-империи главаря казаков. В 2010 году они выставили пост в заказнике Большой Утриш, объясняя это соображениями безопасности – мол, люди в папахах будут бороться с незаконной вырубкой краснокнижных деревьев. А заодно они же собирают мзду за проезд в реликтовый заповедник. Среди горожан ходит байка: однажды туда пытался проехать экс-министр обороны Анатолий Сердюков, с которого бравый казак также стал требовать 250 рублей. Министр деньги отдал, но когда возвращался ни казака, ни веревочки через дорогу уже не было.
«Щипание» проезжих, естественно, не основной бизнес на Утрише. Как сообщают СМИ, оградив территорию от конкурентов и посторонних глаз, Николай Нестеренко начал там незаконную стройку. Летом 2015 года прокуратура Анапы заявила, что городское казачье общество самовольно захватило почти два гектара земли на самом берегу Черного моря. «Незаконным захватом земельного участка, являющегося особо охраняемой природной территорией, руководил заместитель атамана Анапского городского казачьего общества Н. Д. Нестеренко», – отметили в надзорном ведомстве.
Официально постройку назвали «Учебно-оздоровительным центром», но за бетонным забором можно увидеть пару десятков домиков, которые обычно сдают в аренду туристам. Год назад городской суд обязал Николая Нестеренко снести эти незаконные сооружения, это решение подтвердила апелляция Краснодарского краевого суда, но выполнять его в полном объеме кошевой атаман не спешит.
Как стало известно редакции от источников в Анапе, пострадавшие в разное время от противоправных действий кошевого атамана собираются вновь дать ход документам, которые по странному стечению обстоятельств легли «под сукно» в кабинетах правоохранителей. По-видимому, теперь у них появилась реальная возможность добиться справедливости. Как ни крути, но сколько веревочке не виться, каких высокопоставленных силовиков в своих покровителях не иметь, все равно придет конец. И точку во всех этих «нестеренковских делах» должны поставить следствие и суд.