Судьба Бабочки

Почему Краснодар забыл Нину Агаджанову

05.11.2014 в 17:03, просмотров: 1503

125 лет назад, 8 ноября 1889 года, в Екатеринодаре на свет появилась девочка, которой была уготована удивительная судьба и которая перевернула отечественную историю и отечественный кинематограф. Да и не только отечественный: при ее участии создан шедевр, оказавший влияние на всех мастеров мирового кино

Судьба Бабочки

Ленту Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» знают все. Немой художественный фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1925 году, стал прорывом отечественного кинематографа. Он неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времен и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссеров и публики.

Советская картина оказала огромное влияние на зарубежных режиссеров. «Броненосец» многократно становился объектом цитирования и даже кинопародий, причем в большинстве случаев внимания удостаивалась легендарная сцена расстрела на Потемкинской лестнице и особенно кадр с катящейся коляской, отраженный в десятках фильмов, снятых разными режиссерами в разных странах. Среди них: «Возвращение «Броненосца» Геннадия Полоки, «Гудбай, Ленин» Вольфганга Беккера, «Голый пистолет 33 1/3» Питера Сигала, «Неприкасаемые» Брайана де Пальма и многие другие.

Наверняка, о «Броненосце «Потемкине» знает и каждый краснодарец. А вот имя Нины Агаджановой, к сожалению, мало кому известно.

Голубоглазая Нина, или на армянский манер Нунэ, родилась в Екатеринодаре в семье купца. Ее отец-армянин бежал на Кубань из Турции во время гонений 1877-1878 годов. О детстве Нины известно совсем не много: ее и сестру Елену воспитывал дядя-купец. Лавка его находилась во дворе дома купцов Тарасовых, сегодня — перекресток улиц Красноармейской и Горького. Училась Нина в 1-й Екатеринодарской женской гимназии. Но окончить ее было не суждено. Увлеченная идеями Маркса смелая и решительная девушка в годы учебы вступает в РСДРП. За революционную деятельность из гимназии ее исключают. Нина уезжает к дальним родственникам в Воронеж, где продолжает подпольную работу.

В мае 1909 года Агаджанова возвращается в Екатеринодар и поступает на Педагогические курсы. Родной город не очень-то принимает свое дитя. Оказавшись фактически без средств к существованию, Нина вынуждена искать работу.

«В таком городе, как наш, мне нелегко было найти работу, — напишет потом в своих воспоминаниях революционерка. — Однажды прибегает один из друзей: «Нунэ, владельцам кинематографа братьям Боммер срочно требуется аккомпаниатор, а ты здорово играешь». Прослушивание проходило прямо во время демонстрации фильма. Я слушала, многие играли хорошо, но их музицирование и фильм не составляли полного единства. А я внимательно глядела на экран, следила за развитием действия, старалась предугадать, что будет дальше, кое-что сочиняла на ходу, импровизировала. Я была принята». Так состоялось знакомство с кинематографом будущего автора сценария фильма «Броненосец «Потемкин».

Агаджанова перебирается в Москву, где учится на историко-педагогическом факультете Педагогических курсов, при этом не оставляет революционную деятельность. Она находится под наблюдением жандармерии (в ее деле значатся клички, данные ей жандармами за ее неуловимость: Хитрая и Бабочка).

В 1914 году Агаджанова под чужой фамилией переезжает в Петербург, где работает ответственным секретарем большевистского журнала «Работница» и членом Выборгского партийного комитета РСДРП(б).

За партийную работу Нина Агаджанова пять раз отбывала тюремное заключение, дважды была сослана за организацию забастовок.

В годы Гражданской войны она находилась на подпольной работе в тылу белогвардейских войск — в Новороссийске и Ростове-на-Дону. Летом 1919 года была избрана членом подпольного Донского областного комитета партии большевиков.

В 1920 году Н. Ф. Агаджанова — ответственный секретарь белорусского Военно-революционного комитета. В 1921-1922 годах работала в советском посольстве в Праге.

С 1924-го Агаджанова — сценарист-консультант и редактор киностудии «Межрабпомфильм». В том же году пишет свой первый киносценарий «В тылу у белых».

В 1925 году она пишет свой второй киносценарий — «1905 год». По ее рекомендации режиссером фильма утверждается Сергей Эйзенштейн.

«Талантливая, восприимчивая, сердечная Нунэ с первых же слов почувствовала замысел Эйзенштейна, — вспоминал в своей книге «Как создавался «Броненосец «Потемкин» второй режиссер картины Григорий Александров. — Нам сказочно повезло со сценаристом! Во-первых, Нина Фердинандовна о революции знала не понаслышке. Во-вторых, литературный дар Агаджановой был настолько высок, что две странички написанного ею грандиозного сценария оказалось возможным развернуть в целый фильм… Картина была связана с подлинными фактами революции, и комиссия ЦИК СССР организовала несколько встреч со свидетелями событий 1905-го: Мазуренко — бывшим председателем Всероссийского крестьянского Союза, Фельдманом — участником восстания на «Потемкине», Литвин-Седым — руководителем боев на Пресне и другими. Агаджанова, Эйзенштейн и я делали свои записи».

В сценарии Нины Агаджановой восстание на броненосце «Потемкине» было лишь одним из эпизодов фильма. Однако в процессе работы этот эпизод вырос в самостоятельный сценарий, по которому Эйзенштейн и поставит «Броненосец «Потемкин».

После выхода фильма на экран Нина Агаджанова продолжила писать сценарии для киностудии «Межрабпомфильм». В конце тридцатых годов Агаджанова находилась на дипломатической работе в посольстве СССР в Риге.

В кинематограф она вернулась лишь в 1939 году — в качестве заместителя начальника сценарного отдела и старшего редактора киностудии «Союздетфильм». По ее сценариям помимо знаменитого «Броненосца» были поставлены фильмы «В тылу у белых» (1925 г., режиссер Б. Чайковский, О. Рахманова), «Красная Пресня» (1926 г., режиссер A. Роом, Л. Шеффер, А. Перегуда, Лео Мур), «Матрос Иван Галай» (1929 г., режиссер Я. Уринов), «Дезертир» (совместно с А. Лазебниковым и М. Красноставским, 1933 г., режиссер B. Пудовкин).

В 1930 году в качестве режиссера-постановщика она совместно со Львом Кулешовым поставила фильм «Два-Бульди-два». В период с 1945 по 1952 год Агаджанова преподавала на факультете сценарного мастерства ВГИКа. 

Помимо работы в кинематографе активно занималась литературной деятельностью, написав книгу воспоминаний, ряд рассказов («Остановка трамвая», «Хирурги», «1941 год») и поэтических произведений.

Нина Фердинандовна Агаджанова была членом Союза кинематографистов СССР. Награждена орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.

Нины Агаджановой не стало 27 декабря 1974 года. Не стало ее и для своего родного города. Не стало давно. У нас есть памятники собачкам, Шурикам, кошелькам... Есть даже памятник актрисе Кларе Лучко, которая с нашим краем связана только тем, что сыграла в «Кубанских казаках» Пырьева. А чего-то, что напоминало бы о великом сценаристе Агаджановой, родившемся в кубанской столице, нет. Эту фамилию сегодня в Краснодаре можно услышать, пожалуй, только в стенах университета культуры, на лекциях члена Союза кинематографистов России профессора Григория Гиберта. Он также всегда с горечью говорит о том, что имя Агаджановой в Краснодаре так и не увековечили. Вот только людей знающих у нас слушать почему-то не принято.