Судьба Бабочки

Почему Краснодар забыл Нину Агаджанову

125 лет назад, 8 ноября 1889 года, в Екатеринодаре на свет появилась девочка, которой была уготована удивительная судьба и которая перевернула отечественную историю и отечественный кинематограф. Да и не только отечественный: при ее участии создан шедевр, оказавший влияние на всех мастеров мирового кино

Почему Краснодар забыл Нину Агаджанову

Ленту Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» знают все. Немой художественный фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1925 году, стал прорывом отечественного кинематографа. Он неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времен и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссеров и публики.

Советская картина оказала огромное влияние на зарубежных режиссеров. «Броненосец» многократно становился объектом цитирования и даже кинопародий, причем в большинстве случаев внимания удостаивалась легендарная сцена расстрела на Потемкинской лестнице и особенно кадр с катящейся коляской, отраженный в десятках фильмов, снятых разными режиссерами в разных странах. Среди них: «Возвращение «Броненосца» Геннадия Полоки, «Гудбай, Ленин» Вольфганга Беккера, «Голый пистолет 33 1/3» Питера Сигала, «Неприкасаемые» Брайана де Пальма и многие другие.

Наверняка, о «Броненосце «Потемкине» знает и каждый краснодарец. А вот имя Нины Агаджановой, к сожалению, мало кому известно.

Голубоглазая Нина, или на армянский манер Нунэ, родилась в Екатеринодаре в семье купца. Ее отец-армянин бежал на Кубань из Турции во время гонений 1877-1878 годов. О детстве Нины известно совсем не много: ее и сестру Елену воспитывал дядя-купец. Лавка его находилась во дворе дома купцов Тарасовых, сегодня — перекресток улиц Красноармейской и Горького. Училась Нина в 1-й Екатеринодарской женской гимназии. Но окончить ее было не суждено. Увлеченная идеями Маркса смелая и решительная девушка в годы учебы вступает в РСДРП. За революционную деятельность из гимназии ее исключают. Нина уезжает к дальним родственникам в Воронеж, где продолжает подпольную работу.

В мае 1909 года Агаджанова возвращается в Екатеринодар и поступает на Педагогические курсы. Родной город не очень-то принимает свое дитя. Оказавшись фактически без средств к существованию, Нина вынуждена искать работу.

«В таком городе, как наш, мне нелегко было найти работу, — напишет потом в своих воспоминаниях революционерка. — Однажды прибегает один из друзей: «Нунэ, владельцам кинематографа братьям Боммер срочно требуется аккомпаниатор, а ты здорово играешь». Прослушивание проходило прямо во время демонстрации фильма. Я слушала, многие играли хорошо, но их музицирование и фильм не составляли полного единства. А я внимательно глядела на экран, следила за развитием действия, старалась предугадать, что будет дальше, кое-что сочиняла на ходу, импровизировала. Я была принята». Так состоялось знакомство с кинематографом будущего автора сценария фильма «Броненосец «Потемкин».

Агаджанова перебирается в Москву, где учится на историко-педагогическом факультете Педагогических курсов, при этом не оставляет революционную деятельность. Она находится под наблюдением жандармерии (в ее деле значатся клички, данные ей жандармами за ее неуловимость: Хитрая и Бабочка).

В 1914 году Агаджанова под чужой фамилией переезжает в Петербург, где работает ответственным секретарем большевистского журнала «Работница» и членом Выборгского партийного комитета РСДРП(б).

За партийную работу Нина Агаджанова пять раз отбывала тюремное заключение, дважды была сослана за организацию забастовок.

В годы Гражданской войны она находилась на подпольной работе в тылу белогвардейских войск — в Новороссийске и Ростове-на-Дону. Летом 1919 года была избрана членом подпольного Донского областного комитета партии большевиков.

В 1920 году Н. Ф. Агаджанова — ответственный секретарь белорусского Военно-революционного комитета. В 1921-1922 годах работала в советском посольстве в Праге.

С 1924-го Агаджанова — сценарист-консультант и редактор киностудии «Межрабпомфильм». В том же году пишет свой первый киносценарий «В тылу у белых».

В 1925 году она пишет свой второй киносценарий — «1905 год». По ее рекомендации режиссером фильма утверждается Сергей Эйзенштейн.

«Талантливая, восприимчивая, сердечная Нунэ с первых же слов почувствовала замысел Эйзенштейна, — вспоминал в своей книге «Как создавался «Броненосец «Потемкин» второй режиссер картины Григорий Александров. — Нам сказочно повезло со сценаристом! Во-первых, Нина Фердинандовна о революции знала не понаслышке. Во-вторых, литературный дар Агаджановой был настолько высок, что две странички написанного ею грандиозного сценария оказалось возможным развернуть в целый фильм… Картина была связана с подлинными фактами революции, и комиссия ЦИК СССР организовала несколько встреч со свидетелями событий 1905-го: Мазуренко — бывшим председателем Всероссийского крестьянского Союза, Фельдманом — участником восстания на «Потемкине», Литвин-Седым — руководителем боев на Пресне и другими. Агаджанова, Эйзенштейн и я делали свои записи».

В сценарии Нины Агаджановой восстание на броненосце «Потемкине» было лишь одним из эпизодов фильма. Однако в процессе работы этот эпизод вырос в самостоятельный сценарий, по которому Эйзенштейн и поставит «Броненосец «Потемкин».

После выхода фильма на экран Нина Агаджанова продолжила писать сценарии для киностудии «Межрабпомфильм». В конце тридцатых годов Агаджанова находилась на дипломатической работе в посольстве СССР в Риге.

В кинематограф она вернулась лишь в 1939 году — в качестве заместителя начальника сценарного отдела и старшего редактора киностудии «Союздетфильм». По ее сценариям помимо знаменитого «Броненосца» были поставлены фильмы «В тылу у белых» (1925 г., режиссер Б. Чайковский, О. Рахманова), «Красная Пресня» (1926 г., режиссер A. Роом, Л. Шеффер, А. Перегуда, Лео Мур), «Матрос Иван Галай» (1929 г., режиссер Я. Уринов), «Дезертир» (совместно с А. Лазебниковым и М. Красноставским, 1933 г., режиссер B. Пудовкин).

В 1930 году в качестве режиссера-постановщика она совместно со Львом Кулешовым поставила фильм «Два-Бульди-два». В период с 1945 по 1952 год Агаджанова преподавала на факультете сценарного мастерства ВГИКа. 

Помимо работы в кинематографе активно занималась литературной деятельностью, написав книгу воспоминаний, ряд рассказов («Остановка трамвая», «Хирурги», «1941 год») и поэтических произведений.

Нина Фердинандовна Агаджанова была членом Союза кинематографистов СССР. Награждена орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.

Нины Агаджановой не стало 27 декабря 1974 года. Не стало ее и для своего родного города. Не стало давно. У нас есть памятники собачкам, Шурикам, кошелькам... Есть даже памятник актрисе Кларе Лучко, которая с нашим краем связана только тем, что сыграла в «Кубанских казаках» Пырьева. А чего-то, что напоминало бы о великом сценаристе Агаджановой, родившемся в кубанской столице, нет. Эту фамилию сегодня в Краснодаре можно услышать, пожалуй, только в стенах университета культуры, на лекциях члена Союза кинематографистов России профессора Григория Гиберта. Он также всегда с горечью говорит о том, что имя Агаджановой в Краснодаре так и не увековечили. Вот только людей знающих у нас слушать почему-то не принято. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру