Громкие ЧП в воспитательной колонии случаются почти каждый год. А подростки, у которых в отличие от взрослых заключенных гораздо больше шансов после освобождения начать новую жизнь, прямо в колонии идут на новые преступления и продлевают себе сроки.
Четверг, 20 июня, начинался в Белореченской воспитательной колонии, как и любой другой день — особого разнообразия подобные учреждения не предусматривают, однако, по-видимому, подростки решили добавить в серые будни перца. Драка между 16- и 17-летним заключенными завязалась в столовой за завтраком. Причем столкнулись парни прямо-таки не по-детски.
— Они разбили расположенные рядом оконные стекла, — рассказала помощник руководителя СУ СКР по Краснодарскому краю Наталья Смяцкая. — При этом 16-летний осужденный взял кухонный нож и нанес им несколько ударов в живот и спину потерпевшему.
Сотрудникам колонии удалось разнять дебоширов, пострадавшему была оказана скорая медицинская помощь, а вот второй участник драки на этом не успокоился. Как рассказали в краевой прокуратуре, он вместе с еще семью заключенными забрался на чердак общежития и отказывался с него спускаться. «Уговорить» подростков удалось только прокурору края. Для этого Леонид Коржинек вместе с сотрудниками прокуратуры выехал в колонию и на месте вел переговоры с сидящими на чердаке заключенными.
Что стало причиной такого поведения осужденных, пока неизвестно. Белореченским межрайонным следственным отделом уже возбуждено уголовное дело по статье: «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Краевая прокуратура проводит проверку всех обстоятельств произошедшего.
К слову, это не первое громкое ЧП в воспитательном учреждении. 19 июля 2011 года спустя полтора часа после отбоя сотрудников колонии разбудил грохот. Когда же воспитатели отправились в место источника шума, то увидели, что два десятка подростков громят буквально все, что попадается под руку. Заключенные били стекла, ломали двери, кровати, тумбочки. Колонии был нанесен урон в размере более 268 тысячрублей. Среди причин вспыхнувшего бунта тогда было нежелание подростков ходить по утрам на зарядку, возмущение тем, что курить можно только в специально отведенных местах. В итоге зарядку парням никто не отменил, зато сроки 19 участников погрома себе продлили. Белореченский районный суд признал их виновными по статье «участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся погромами, поджогами, уничтожением имущества». Подростки получили наказание в виде лишения свободы на сроки от 1,5 до 3 лет.
А вот опыт еще одного инцидента в воспитательном учреждении показал, что ЧП может произойти и по вине самих сотрудников. Так, в марте 2012 года двое работников колонии за свои действия попали под суд: одного из воспитателей приговорили к лишению свободы сроком на 3,5 года условно с испытательным сроком два года, а другого — к трем годам условно с испытательным сроком 1,5 года.
Поводом для возбуждения уголовного дела стал тот факт, что эти самые воспитатели избили одного из подростков резиновой палкой. Это случилось 11 сентября 2010-го. Возможно, инцидент так и остался бы в стенах учреждения, однако заключенные устроили самый настоящий бунт. Несколько десятков заключенных вступились за парня, которого избили за ношение неуставной майки. Погром длился не более пяти минут, однако столовая, общежитие и медицинская часть были просто разгромлены. После этого в колонии начались тотальные проверки и все подводные камни открылись.
Подростков за «организацию массовых беспорядков» приговорили к дополнительным срокам лишения свободы от полутора до трех лет. А вот приговор сотрудникам, избившим парня, Краснодарский краевой суд посчитал слишком мягким. В мае 2012-го прокуратурой было вынесено кассационное представление. Судебной коллегией краевого суда жалоба была удовлетворена, приговор отменен в связи с мягкостью назначенного наказания.
Однако вернемся к последнему ЧП. 16-летнему парню, который исполосовал своего ровесника ножом, мягкого наказания ждать уж точно не стоит. За статью «умышленное причинение вреда здоровью» дают до восьми лет. Что толкает малолетних осужденных на такие шаги, зачем они продлевают себе несладкую жизнь взаключении? Непонятно. Казалось бы, и средств, и внимания воспитательному учреждению для несовершеннолетних уделяется гораздо больше, чем другим местам отбывания наказания. Два года назад и вовсе было заявлено о том, что Белореченская воспитательная колония для несовершеннолетних станет воспитательным центром. Учреждение тогда вошло в число первых пяти в России, где обкатывалась новая модель воспитательного центра. Она предусматривала замену вышек с охраной электронными системами, «казарм» — отдельными комнатами на четырех человек. Также была введена система поощрений и мотивации к исправлению. Однако, как показывает время, все эти нововведения малолетних заключенных не мотивируют. То ли подходы к подросткам — не те, то ли перевоспитывать в 14 уже поздно...