В Древнем Риме отряды, бежавшие с поля боя или не выполнившие приказ командира, подвергали децимации — казнили каждого десятого воина. Что-то похожее ждет и систему высшего образования, не справляющегося со своей основной задачей, то есть подготовкой кадров для экономики. Возможно, современная казнь будет далее более жестокой, нежели античная, и ликвидации подвергнется не каждое десятое заведение, а куда большее их число.
Последние двадцать лет все ключевые отрасли социальной сферы переживают период реформ. Начинается одна, в нее вбухиваются тонны средств, итог оказывается плачевным, и вот уже затевается очередная. В образовании эта лихорадка стала обыденной. Трясет дошкольные учреждения, средние школы, систему высшего образования… Теперь вот новое веяние: расплодив кучу вузов-пустышек, способных только очищать карманы наивных родителей, государственные мужи задумались и решились-таки на усекновение части высших учебных заведений.
Задумались, конечно, не просто так. Заставила пошевелить извилинами сама жизнь, отвесив чиновникам от образования хорошего пинка. Бездарность управления привела к тому, что десятки и сотни тысяч молодых специалистов, получив дипломы — отнюдь не знания, идут работать после вузов куда угодно, но только не в свою профессию. Если вообще идут — на учете в центрах занятости стоит целая армия таких «спецов».
Сегодня в Краснодарском крае в высшие учебные заведения поступают едва ли не столько же молодых людей, сколько оканчивают школу. Де-факто высшее образование стало всеобщим. За дипломом идут, как за пивом, были бы деньги. Благо куда идти есть. На Кубани работают 78 учреждений высшего профессионального образования. Среди них 11 государственных, 22 негосударственных и 45 филиалов инорегиональных вузов.
Боссы значительной их части (вне зависимости от формы собственности) видят свою главную миссию в том, чтобы срубить деньжат. О нуждах экономики и потребностях рынка труда им думать недосуг.
Игра на чувствах
Посмотрите, на какие направления вузы делают акцент в своей рекламе, играя на чувствах родителей, желающих своему дитяте, в их понимании, самого лучшего. Правильно, на муниципальное управление, юриспруденцию и экономику (в Краснодарском крае этим летом более 30% заявлений было подано именно на экономические специальности). Первое кажется отличным шансом разбогатеть, работая в какой-нибудь администрации: дети уже не мечтают, как в советские годы, быть космонавтами или, как в 90-е, бандитами. Предел стремлений — должность чиновника. Почему — все прекрасно понимают: не окладом единым жив служащий. А интерес к экономическим специальностям и юриспруденции произрастает из нашего советского прошлого. Тогда поступление на эти факультеты автоматически давало молодым специалистам высокие стартовые возможности.
Только вот рынку труда эти отряды кое-как и кое-чему обученных специалистов не нужны. В текущем году число выпускников-экономистов кубанских вузов составило 5955 человек. Потребность же региона в этих специалистах, по данным министерства образования края, — всего 2300 человек. По юриспруденции ситуация и вовсе аховая: дипломы получили 1962 человека, а экономике требуются лишь 380 юристов.
Но сравните эти цифры с другой статистикой. По состоянию на 1 августа 2012 года, в органы службы занятости населения организациями было заявлено 48,7 тысячи вакансий для постоянного трудоустройства. Из них 7,5 тысячи — для специалистов с высшим профессиональным образованием. Сильнее всего в них нуждаются предприятия сферы здравоохранения и предоставления социальных услуг — 2,8 тысячи вакансий (37,3% от общего количества вакансий для специалистов — выпускников вузов), учреждения системы образования — 1,5 тысячи (20%). Наиболее востребованными являются инженеры (679 единиц), врачи (976), учителя (466).
Получается, нашей хромающей на обе ноги экономике жизненно необходимы технические специалисты и дипломированные работники для социальной сферы. Но их нет (в этом, конечно, и вина государства, которое не может обеспечить достойную зарплату). Более или менее похожая картина и в других регионах. Настоящее бедствие…
Будем резать!
Потому и назрела очередная реформа. Год назад о необходимости ее проведения начал говорить один президент, теперь о том же толкует другой. Смысл высказываний, и порой очень резких, в том, что необходимо существенное уменьшение численности высших учебных заведений в стране, которая превосходит все разумные пределы, и часть вузов срочно нужно перепрофилировать или вовсе закрыть.
Похоже, власти будут резать, и в ближайшее время в системе вузов начнется жесткий отбор — слабые учебные заведения будут уходить с рынка образовательных услуг. При этом в ходе селекции форма собственности — государственный институт или частный — принципиального значения иметь не будет. В самом деле, какая разница, кто именно халтурит? А потому главным фактором станет качество образования. Ну, во всяком случае, так предполагается сделать, как получится — другой вопрос. Потому что получается в России по-разному.
Как бы то ни было, для выявления тех вузов, которые будут принесены в жертву, проводится мониторинг деятельности высших учебных заведений, а на его основе составляется рейтинг. Он учитывает такие показатели, как средний балл ЕГЭ при зачислении, участие студентов в конкурсах, количество студентов, получающих стипендии и гранты, занимающихся научно-исследовательской работой, доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности, и ряд других факторов. Кроме того, на место вуза в рейтинге влияет наличие у него специальностей, востребованных экономикой региона, оснащение учебно-материальной базы, условий для занятий спортом, организация питания и медицинской помощи.
Вот такая «эффективность»
В недавнем исследовании под прицел чиновников от образования, выбирающих слабейших, попали 502 государственных высших учебных заведения и 930 филиалов вузов. Значительная их часть рискует остаться не у дел.
В Краснодарском крае, по данным министерства образования и науки, неэффективными признаны Армавирская государственная педагогическая академия, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Кубанский государственный аграрный университет и Кубанский государственный технологический университет. Обратите внимание на присутствие здесь трех вузов, которые принято считать ведущими и авторитетнейшими в регионе. В филиальной сети ситуация еще более неутешительная.
Список неэффективных очень обширен, и их перечисление займет немало места, но ведь народ должен знать имена не только героев… Итак. Брюховецкий филиал КубГАУ, Новороссийский филиал Адыгейского государственного университета, Сочинский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), филиал Адыгейского государственного университета в Апшеронске, филиал Южного федерального университета в Геленджике, филиал Московского педагогического государственного университета в Краснодаре, филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в Ейске.
Не устали читать? Тогда продолжаем. Филиал Белгородского государственного технологического университета им. Шухова в Новороссийске, филиал Ивановской государственной текстильной академии в Краснодаре, филиал Московского государственного университета технологий и управления имени Разумовского в Темрюке, филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в Краснодаре, филиалы Армавирской государственной педагогической академии в Краснодаре, Усть-Лабинске и станице Ленинградской. В этом списке (о ужас!) присутствуют даже подразделения главного в регионе вуза — КубГУ: на карандаш взяты филиалы в Тихорецке, Геленджике, Ейске и станице Ленинградской.
Такие вот невеселые дела. Если уж тревогу забили даже власти, эффективность работы которых, кстати, тоже вызывает массу вопросов, то децимация действительно назрела.
На самом деле все не так?
Рейтинг неэффективности вузов вызвал в системе высшей школы возмущение.
Включение министерством образования ряда ведущих высших учебных заведений в перечень неэффективных вызвало ответную реакцию. Возмущение руководителей вузов-лидеров, в числе которых отлично были слышны и голоса кубанцев, поддержали и многие эксперты, подвергшие критике принципы определения этой «неэффективности».
Наиболее жесткой оказалась позиция экс-министра культуры и спецпредставителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого. Он согласился с тем, что, действительно, многие из образовательных учреждений, опубликованных в списке филиалов и вузов, надо закрывать, здесь ситуация вполне однозначна. Но вместе с тем он подверг острой критике Минобрнауки:
— Уверен, что к питерской Академии театрального искусства, Московскому архитектурному институту, Литинституту или Ростовской консерватории можно предъявить немало претензий, — сказал Швыдкой. — Но это старейшие учебные заведения России, где учат лучше, и много лучше, чем во многих зарубежных вузах. Если им не хватает баллов по ЕГЭ, то это вполне естественно: виртуозам-баянистам, артистам или скрипачам не надо знать высшую математику. А то, что этим институтам не хватает квадратных метров, то это вина государства.
Не стерпели обиду и на Кубани, где Минобразования признало недостаточно эффективными Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Кубанский государственный аграрный университет и Кубанский государственный технологический университет. По мнению руководителей этих вузов, рейтинг создавался с техническими погрешностями, не учитывающими многие реалии условий работы учреждений.
«В рейтинг попали 30% творческих вузов, в том числе таких, как Ростовская консерватория, Петербургская театральная академия, то есть список не самых слабых вузов, — комментируют список министерства в КГУКИ. — Наш университет работает в сфере искусства, мы не классический вуз. Чтобы оценить эффективность учебного заведения, необходимо учитывать и его направление. В данном рейтинге это не было учтено. Нельзя по одним параметрам сравнивать творческий вуз и кулинарное училище». При этом в вузе согласны с тем, что есть некоторые направления, «по которым и нам нужно работать, совершенствоваться».
В кубанском «сельхозе» считают, что причиной попадания в число «неэффективных» стали неверные критерии при компьютерном подсчете рейтинга. «Всем известно, что Кубанский госагроуниверситет — один из самых крупных по площади кампуса вузов России. На 207 гектарах расположено 20 учебных и лабораторных корпусов. Студенты обучаются в одну смену. Вместе с тем именно по этому показателю вуз признан неэффективным. Установленный минимум — 11 квад¬ратных метров на одного студента, в Кубанском ГАУ — 11,61 квадратных метра, то есть студенты полностью обеспечены учебно-лабораторной площадью. В чем же дело, если площади больше, чем достаточно? Техническая ошибка вывела отчетную площадь 9,84 квадратного метра на человека. Машина взяла в расчет только ту, что подтверждена госрегистрацией права оперативного управления до момента сбора информации, тогда как на сегодняшний день регистрация фактически используемых площадей проведена полностью».
О предполагаемых погрешностях в рейтинге заявили и в Кубанском государственном технологическом университете. Здесь считают, что «делать поспешные выводы пока рано, результаты мониторинга будут проанализированы и, надеемся, уточнены после устранения технических неточностей».