Напомним краткое содержание этой истории. Три года назад процветающее в крае предприятие вступило на тропу судов по милости появившихся однажды на ее семилетнем пути «прихватизаторов», позарившихся на чужое добро. В один из дней «Тройке» пришла повестка в Первомайский районный суд Краснодара. К глубокому удивлению руководства и работников компании, стало известно: имущество предприятия, здания салона и сервиса проданы некоему жителю Московской области Валерию Соболеву. А посему их надо немедленно освободить.
В ходе разбирательств начала складываться цепочка событий, каждое звено в которой – афера, обман и разгул чиновничьего беспредела. Совершенно невероятен тот факт, что хозяевам (в лице собственника краснодарского предприятия ОАО «Краснодарагроснаб–2» удалось снести (на бумаге) литеры П и П1, и «построить» свои – Х и Ц. На бумаге, разумеется. Чиновники же «от архитектуры», даже не выезжая на место «строительства», по фотографиям, ввели названные литеры в эксплуатацию как вновь построенные! А после купил их москвич (а может и никто не купил…), но главное одно – «Тройку» выселяют из своего же двора. Спрашивается, как новые хозяева могли обмануть закон? Все просто – во всех махинациях с имуществом им помогали «нужные люди».
Рейдерам плевать на закон. Они ищут все новые и новые механизмы для своих нечестных дел. Какие? Рассказываем.
Эпизод первый. Метаморфозы экспертизы.
На сегодня в Первомайском суде Краснодара находится объединенное дело по липовым литерам Х и Ц (по иску «Тройки») и об устранении препятствий в пользовании этими литерами (по иску В. Коновалова). Впрочем, то, что они липовые, – требуется доказать. И это совсем не просто. Хотя, если здраво рассудить, и так все ясно. Элементарную логику еще никто не отменял. Да и доказательства налицо. Однако, каких сил стоит предприятию признать несуществующие литеры недействительными!..
Полгода назад суд вынес определение о назначении экспертизы, которая должна была ответить на вопрос: было ли строительство новых литеров в 2008-2009 годах или нет? Как и полагается, назначили эксперта, который выполнил свою работу еще три месяца назад. И вот экспертиза готова и вроде как даже передана в суд. И тут начинаются странные метаморфозы.
Как известно, среди участников судебного процесса обычно значатся прокурор, адвокат и эксперт (если он необходим). Однако в здании суда вместо эксперта появляется… его директор. Вместо того, чтобы отнести поскорее результаты экспертизы на процесс, и поставить, наконец, в вопросе Фемиды точку, директор компании «включает заднюю». И вот задача: казалось бы, эксперт над заданием потрудился, почему тогда его директор не потрудился выполненную работу передать суду?
Не хотим быть голословными и обвинять кого-то в коррупции, или в каких других мотивах, однако почему-то «экспертный» директор стал ходатайствовать перед судом о проведении дополнительной экспертизы. Чего делать он не имеет права. Доподлинно нам неизвестно, «рейдеры» ли вышли на директора и «договорились» с ним, или он просто готовую экспертизу передумал отдавать... Короче говоря, суду экспертный начальник пояснил, мол, работа до конца не доведена. Надо еще что-то там выяснить… Провести комиссионную экспертизу и т.п. И началась волокита.
«Мы уверены в честности эксперта, что он свою работу выполнил на совесть, – утверждают в «Тройке». – Но уже 3 месяца после назначения экспертизы дело находится в суде. Ходатайствовали, чтобы эксперта вызвали на допрос. Как это он не отдает экспертизу? Может, в суд придет и выяснится, что документы он предоставил. Почему нам это важно? На наше имущество в связи с этим процессом наложен арест. Процесс не заканчивается уже несколько лет. Полгода тянется заседание из-за одной только экспертизы. А время, к сожалению, работает не на нас. Предприятию нужно погашать кредиты, определенные денежные транши – средств не хватает. Перекредитовать банк нас не может, потому что не хватает залога. Надо спасать ситуацию».
В суде же говорят, что материалы дела переданы в экспертное бюро для проведения экспертизы. А без них возобновить судопроизводство Фемида не имеет права. Вся загвоздка сегодня в этой экспертизе.
«Нарушены наши права на судопроизводство, – жалуются в «Тройке». – И дело может длиться до бесконечности. Сроки в определении экспертизы не назначены. Но самое интересное, мы получили уже определение суда о том, чтобы провести повторную экспертизу. Это нонсенс. Нам объясняли, что нельзя провести заседание, возобновить процесс без материалов дела. И тут судья выносит определение о проведении повторного осмотра, чего вообще невозможно сделать не в заседании. Тем более экспертиза не назначается без отсутствия сторон. Как могло произойти подобное?!..»
По закону, по действиям эксперта в данном случае можно возбудить уголовное дело. Ведь это не что иное, как препятствие в проведении экспертизы: он не отдает документы. А его директор в суд направляет ходатайство о проведении дополнительной экспертизы.
Но, извините, и «ежу» понятно: если человек приходит во второй раз, значит, его что-то не устраивает в первый. Только в судебном порядке можно обжаловать первую экспертизу, и тогда назначат либо повторную, либо дополнительную. По закону запросить экспертизу (досмотреть, например) может только эксперт, но никак не директор компании, в которой он работает.
Между тем, экспертиза эта, по большому счету, не нужна. Если разобраться. Ведь все это время, когда велось фиктивное строительство с 2008 по 2009 год, предприятие успешно работало. Только за то время было куплено 1,5 тысячи авто. Около 10000 клиентов обслуживали свои автомобили в сервисном центре. Можно было опросить рабочий персонал компании, в конце концов, людей со стороны – и вот вам, доказательства. Просто задать один вопрос: где вы купили этот автомобиль? И всем тогда станет понятно, что ничего там, на месте спорных литеров не строилось. Ларчик ведь открывается просто. Но кому-то явно понадобилось подобрать совсем не тот замок!
Зачем экспертизы, процессы, трата времени? Дело не стоит выеденного яйца. Это понятно даже человеку со стороны. Вся эта волокита надумана, и кому-то очень на руку предприятие просто-напросто закрыть.
Эпизод 2. Как рельсы стали недвижимостью.
А впереди был очередной сюрприз от рейдеров. Второй момент, который подрывает сегодня работу предприятия – это участок возле фасада «Тройки». Вернее то, что на нем происходит. Предыстория такова. В 90-х годах «Краснодрагроснаб 2» получил акт бессрочного пользования на муниципальную землю. На территории, где находится «Тройка», есть два участка земли. Один большой (на котором как раз и приобрела много лет назад «Тройка» складские помещения у «Краснодарагроснаба 2»), другой – по соседству с ним – маленький. Между этими участками когда-то проходили рельсы, по которым подавались вагончики на разгрузочную базу «Краснодарагроснаба 2». Что же сделали «наши» рейдеры? Они приобрели у «Краснодарагроснаба 2» (фактически у себя же) рельсы, вернее, железнодорожный тупик. (Кстати, на тот момент, когда строили «Тройку», рельсов уже не было...). Но этот факт проверять никто не стал.
Рельсы они решили… «прихватизировать». Как известно, чтобы признать право собственности на объект недвижимости, он должен быть именно объектом недвижимости. Собственность на стул, например, или стол, суд не признает. На рельсы, вроде как, тоже не должен... Однако в нашей стране, как известно, нет ничего невозможного. Чтобы из рельсов сделать объект недвижимости, хитроумные приватизаторы, видимо, попытались изготовить техпаспорт в БТИ, и скорее всего, им отказали. Поскольку дальше история вокруг рельсов развивалась так.
Искать помощи на получение права собственности на железнодорожное полотно стали в суде родственницы Коновалова. И, представьте себе, нашли. Одна из служительниц Фемиды предлагает… изготовить техпаспорт на железнодорожные рельсы! И БТИ изготавливает. После этого судья и признает право собственности на вожделенные рельсы как на объект недвижимости.
Дальше – больше. «Великие комбинаторы» просят за ними же признать право собственности на землю. Понятно, для чего нужны были Коновалову эти рельсы? Предоставив в суд акт о бессрочном пользовании землей, где нет участка земли по которой проходят рельсы, они ввели суд в заблуждение, утверждая, что эта земля является также в бессрочном пользовании у «Краснодрагроснаба 2». В итоге получается, что земля под новым объектом недвижимости – рельсами – также является «краснодарагроснабовской». Суд теперь дает право и на землю. Обо все этой рельсовой эпопее и фактически воровстве муниципальной земли «Тройка» узнала только осенью 2011-го.
Эпизод 3. Забор и чужие авто.
После новой приватизации прямо перед фасадом «Тройки» появились чужие автомобили, которые заблокировали проход, а клиенты «Форда» теперь не могут без труда попасть в салон. Людям просто негде остановиться. Из-за этого неудобства обороты компании упали в два раза. Раньше «Тройка» продавала по 150-160 иномарок в месяц – сейчас 70. Не досчитывается клиентов и сервис, поскольку нет теперь клиентской стоянки, которая всегда была перед фасадом «Форда».
«Мы видели, что Коновалов строит и знали, что собственность на землю принадлежит ему. Но не знали, как он ее получил. Как выяснилось, мошенническим путем, – объясняют в «Тройке». Поэтому, когда перед нашим салоном стали ставить нам заслоны, мы и подали иск в суд о восстановлении сроков. И вроде бы все как шло нормально. В десятидневный срок подали заявление в Прикубанский суд. Суд сроки нам восстановил. А рейдеры в эту же инстанцию обжаловали наше заявление. И нам уже отказывают в восстановлении сроков, мотивируя тем, что за год до этого был процесс по забору…
…Забор на этом спорном участке поставили в 2009 году «краснодарагроснабовцы». Вход в салон тогда был полностью закрыт. С того момента и началась борьба по уничтожению «Тройки». С ходу захватить компанию судебными решениями не смогли. Рассчитывали быстро выселить – не получилось. И тогда стали «бомбить» предприятие через эти участки. Загородили вначале забором. Но Первомайский суд Краснодара в 2010-м вынес решение забор убрать и все строительные работы запретить. Однако рейдеры не только забор не убрали, но и стали хозяйничать во дворе: сняли плитку, которую положили сотрудники «Тройки», вырыли траншею.
Забор работники «Тройки» снесли сами и своими силами восстановили покрытие. Но рейдеры не отступили. Вместо забора на участке появились бетонные блоки. А рядом с «фордовским» салоном - другой, который сдали в аренду фирме «УзДэо». Пристройку сделали со многими нарушениями. Теперь фирма, находящаяся по соседству с «Фордом», тоже занимается продажей автомобилей, только «Дэо». Это прямой удар по репутации «Тройки», поскольку по договору франшизы есть положение, что рядом не могут находиться компании-конкуренты. А теперь вся клиентская стоянка забита автомобилями «дэушками», а прямо перед входом ставят два здоровенных грузовика.
На сегодня у «Тройки» есть определение Прикубанского суда, в котором сказано убрать все автомобили с площадки. Освободить проход к автосалону «Тройки». Убрать бетонные блоки и очистить площадку. Определение вступило в законную силу. Приставы начали исполнять это решение суда, казалось бы, дело закрыто. Но радоваться было рано. Только успели работники «Тройки» вынести бетонные блоки, как эпопея продолжилась: машины арендодатели убрали за исключением грузовиков. А последние стоят со спущенными колесами и увозить их, видимо, никто не собирается. Так, больше года на тротуаре находится огромная машина с надписью на борту «экологическая лаборатория». Бесхозный грузовик почему-то никому не нужен. Сообщаем экологам: заберите!
И пока в «Тройке» прикидывали, как же убрать большегрузы, ее враг не дремал – стал обжаловать действия приставов. Вначале судья отказал в полном объеме в их жалобе. Но они снова обжаловали. В итоге приставы с радостью приостановили процесс «уборки» территории.
То ли судились, то ли делали вид.
Несмотря на постоянные суды-пересуды, ситуация зависла. Но самое главное – мало того, что городскую землю используют внаглую, не заплатив государству ни копейки, так ее еще используют рейдеры в своей грязной борьбе. Поскольку земля муниципальная, казалось бы, интерес к ее защите должны проявлять и городские власти. В качестве заинтересованных лиц по делу действительно выступала краснодарская администрация. Но на чиновников суд не прореагировал. А сами они и не стали больше «тужиться».
Почему градоначальники не проявили заинтересованность – вопрос.
В качестве доказательства своей правоты рейдерская группа выдвинула тот факт, что пропущены сроки. И на самом деле вышло так, якобы город вышел с опротестовыванием, но поздно. А теперь все инстанции пройдены – отказано. Все было, видимо, предрешено заранее, считают в «Тройке». «Когда мы подняли апелляционную жалобу в восстановлении сроков, приходили представители мэрии, выступали на нашей стороне и просили, чтобы процесс начался. И вроде бы как искренне. Казалось, что город нас поддерживал. Но апелляционные инстанции были настроены категорично. В конечном счете, мы проиграли. Вот теперь и не поймем: чиновники то ли судились, то ли делали вид?»
В конечном счете, удар хотят нанести по самой деятельности компании, – уверены в «Тройке». Завладеть чужим – цель рейдеров.
На сегодня работники «Тройки», а их ни много ни мало 100 человек – готовы выйти ко дворцу правосудия. Люди понимают, что завтра могут остаться без средств к существованию. А ведь у каждого семьи, дети, которых нужно кормить, кредиты и т.д. В случае, если предприятие все-таки закроет бессовестная рейдерская рука, куда им идти? Никого не будет интересовать, по чьей вине это случилось.
Редакция "МК" на Кубани" направила запросы в правоохранительные органы юга России и надеется на объективное рассмотрение этой ситуации. О том, как будут развиваться события - в других номерах.