Вопросом, почему в «житнице России» невозможно купить кубанских яблок, все чаще и чаще задаются сами кубанцы. Плодосовхозов у нас хватает. Одно только КСП «Светлогорское» в Абинском районе получает ежегодный урожай 15—16 тонн плодов. А в магазинах и сетевых супермаркетах — восковые фрукты без вкуса и запаха, привезенные со всего мира. Красивые, но неживые. В силу сложившейся за последние годы тенденции поиск в яблоке червоточинки стал своеобразным способом проверить его на качество. «Червяк плохое есть не будет», — говорят в такой ситуации.
К слову, несмотря на то, что Кубань — край виноделов, нам предлагают виноград, выращенный в Турции или привезенный из Перу и США. И, между прочим, американский виноград дешевле турецкого.
Не менее странная ситуация сложилась и с овощами. Мы едим турецкие огурцы и голландские помидоры. А где же наша, кубанская продукция? И почему же для самих кубанцев она стоит дороже, чем импортная?
Первое, что приходит в голову, — продукция местных садоводов идет на экспорт в другие регионы. Как удалось выяснить, из края вывозится более 50 процентов выращенных фруктов. Продукция, которая остается в крае, идет на переработку для производства соков. Причин здесь несколько.
По словам Дмитрия Усатого, заместителя генерального директора Кубанского сельскохозяйственного информационно-консультационного центра, торговым сетям Краснодарского края выгодно работать с зарубежными поставщиками. Закупать у них продукцию можно по более низкой цене, чем у кубанского производителя. Хотя качество, конечно, проигрывает. Но зато поставки идут круглый год, что для «сетевиков» тоже удобно.
Кроме того, наши плодоводческие хозяйства еще с советских времен были ориентированы на оптовую торговлю за пределами края, а не на розничные продажи внутри него. «Тенденция эта сохраняется и сейчас, — комментирует ситуацию Евгений Крицкий, начальник отдела садоводства и виноградарства администрации края. — Но некоторые предприниматели уже перестраиваются, создают маркетинговые службы и выходят на торговые сети. Например, «Сад-гигант» в Славянском районе, «Алма-продакшн» — в Абинском: у них есть калибровочные цеха, упаковочные цеха для розницы. В супермаркетах «Ашан» их продукция присутствует и пользуется хорошим спросом. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению продукции садоводства. Если в 2010 году мы произвели 147 тыс. тонн плодов, то в 2011-м — уже 203 тонны».
Большую роль играет и упаковка товара. В сочетании с низкой ценой это первое, что прельщает покупателя. Сами садоводы считают, что отечественные фрукты уступают заграничным по внешнему виду. В отличие от местных, каждое заморское яблочко лежит в отдельной ячейке, каждое откалибровано, на каждом — товарный знак. Естественно, конкурировать с такой отборной продукцией очень тяжело.
Но почему же, такая идеальная, продукция из США или Аргентины имеет себестоимость гораздо ниже российской? Ведь доставка в Краснодар фруктов из-за океана обходится гораздо дороже по сравнению с доставкой, например, из Славянска-на-Кубани или Джубги.
По словам Евгения Крицкого, производство импортной продукции дотируется на 80 процентов. «Это подрывает экономические основы наших плодовых предприятий. Но с другой стороны, их продукция гораздо дешевле той, что выращивается у нас. В Польше — это одна из стран-производителей яблок — оптовая цена составляет порядка 7 рублей за килограмм, у нас в супермаркете — 20—35 рублей. Затраты на производство яблок в Польше субсидируются на 80 %, из них 50 % — субсидии Евросоюза, а 20—30 % —субсидии государства. Такая же ситуация в Турции. Плюс ко всему государство доплачивает тем предприятиям, продукция которых экспортируется в другие страны. В России затраты на производство субсидируются всего на 10—15 %. Такой уровень господдержки за границей позволяет переходить на современные технологии, закупать современную технику, строить современные хранилища с регулируемой атмосферой. Да и обработка соответствующими препаратами позволяет долго сохранять товарный вид, а значит, и поставлять продукцию круглый год, что очень привлекательно для торговых сетей», — рассказывает представитель администрации.
Между тем поддержка краевых властей кубанским садоводам необходима как воздух. «Сначала дали бы реализовать нашу продукцию, а потом ввозили бы импортную. Они же сбивают нам цену! — говорит представитель агрокомплекса «Выселковский». — Энергоресурсы и затраты на производство растут ежегодно. По сравнению с прошлым годом цена яблока упала на 10 %. В значительной степени на это повлияло перенасыщение рынка из-за высокого процента ввозимой продукции».
По мнению представителя компании, вступление России в ВТО также ничего хорошего российским производителям не принесет. Таможенные наценки будут снижены, и фрукты иностранного производства будут ввозиться в страну по еще более низким расценкам, чем сейчас. И как конкурировать в таких условиях?
Мнение Евгения Крицкого не столь пессимистично: «Это временное явление. Ценовая конкуренция продлится примерно полгода, пока цены не уравняются. А если вступим в Евросоюз и будет поддержка производства странами Евросоюза, соотношение «наше/привозное» изменится». В настоящее время оно составляет примерно 30/70.
Однако недавно в Краснодарском крае начала действовать программа государственной поддержки кубанского производителя. Причем Кубань в очередной раз явилась регионом-экспериментатором. Согласно программе субсидирование ведется из краевого и федерального бюджетов по одинаковым видам господдержки. Субсидии выдаются как индивидуальным предпринимателям и фермерам, так и плодоводческим хозяйствам.
По сравнению с 2011 годом ставки субсидирования из федерального бюджета возросли. В настоящее время на закладку сада по обычной технологии предусмотрена выплата 35,5 тыс. рублей за гектар; на закладку сада по интенсивной технологии — 138,3 тыс. рублей / га; на уходные работы до наступления стадии плодоношения — 8 тыс. рублей / га.
«По сравнению с советским периодом площадь садов на Кубани сократилась. В 90-е годы не было государственной поддержки и никто ими не хотел заниматься, — говорит Дмитрий Усатый. — Но мы идем к тому, чтобы в регионе было больше кубанской продукции. Сейчас люди начали понимать, что, занимаясь садоводством, на этом можно заработать».
Евгений Крицкий также отмечает востребованность программы: «Закладываются сады интенсивного типа с применением современных технологий. У предприятий, которые пошли на изменения, растут объемы валовой продукции».
Необходимо учесть еще и экологичность отечественных фруктов. Ведь содержание пестицидов в заграничных яблоках гораздо выше. Конечно же, не стоит отрицать, что и наши яблоки тоже обрабатываются химическими веществами. Но в России количество разрешенных пестицидных препаратов строго ограничено. Садоводы признаются, что защищать фруктовые деревья от болезней очень трудно. За границей зарегистрировано гораздо больше препаратов, разрешенных к применению. Поэтому и пестицидная нагрузка там выше. Если на Кубани делается 10—15 опрыскиваний за сезон, то в странах-импортерах — 30—40 опрыскиваний.Да и почвы там другие, не такие плодородные. Вот и приходится при выращивании плодовых деревьев использовать разного рода удобрения.
Так что у наших садоводов есть все шансы заткнуть за пояс импортных производителей. Правда, для этого нужно время. И государственная поддержка.