Секреты флейты

Массимо Мерчелли протянул видеомост между российскими городами

Сильное впечатление от мастер-классов по интернету получил в Сочи, в рамках VII Зимнего Международного Фестиваля искусств, известный итальянский флейтист Массимо Мерчелли.

Массимо Мерчелли протянул видеомост между российскими городами

Музыкант нередко принимает участие как педагог в разнообразных музыкально-образовательных программах, организованными Юрием Башметом: дает мастер-классы в рамках ежегодных музыкальных юношеских и детских Академий (Львов и Самара) в рамках многочисленных фестивалей маэстро Башмета.

На этот раз его мастер-класс в рамках VII Зимнего Международного Фестиваля искусств в Сочи представлял собой видеомост между пятью городами – Сочи, Тольятти, Новосибирском, Ростовом-на-Дону, Екатеринбургом.

- Я впечатлен первым опытом преподавания через интернет, - сказал маэстро. – Теперь вижу, что такая работа эффективна.

Вечер итальянской музыки «Вива, Италия!» накануне, в котором принял участие знаменитый флейтист, состоял не только из оперных арий, но и инструментальных произведений – классических и современных. Их исполняли прима Ла Скала Барбара Фритолли, прославленный виолончелист Энрико Диндо, молодая скрипачка, лауреат многочисленных международных конкурсов Лаура Бортолотто, государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.

- Участие в фестивалях Юрия Башмета для меня – самое большое удовольствие, - сказал Массимо Мерчелли корреспонденту «МК» в Сочи». – Привлекает высокий уровень исполнителей, душевная обстановка, да и просто интересно. Многие новые вещи в музыке я делаю именно на этом фестивале.

Первой в рамках мастер-класса выступала ученица 5-го класса музыкальной школы № 4 г. Сочи Юлия Ганженко, сыгравшая на флейте первую часть концерта Вивальди соль мажор. Мерчелли похвалил ее: «Очень хорошо, молодец!»

Юле повезло: флейтист наблюдал за ее игрой в нескольких метрах, поэтому давал конкретные советы по аппликатуре, другим тонкостям техники исполнения. Для ее коллег в других городах, принимавших участие в телемосте, такого детального разбора не было, зато прозвучало много общих советов и рекомендаций.

Новосибирскую 11-летнюю флейтистку маэстро поздравил с ее прекрасной игрой, похвалил звук и интонации. Для участников видеомоста рассказал об «общих вещах, которые считает нужным сказать», предварительно извинившись за «научную лекцию».

- Очень часто композиторы времен барокко не заботились о тщательной записи музыки. Само собой разумелось, что если с самого начала темп определен, то и дальше он подразумевался. Либо композиторы устно договаривались с исполнителями о деталях. Важно знать школы, условности и правила того времени. И очень важно иметь нотный оригинал или его копию, - добавил он, порекомендовав интернет-ресурсы, где можно найти нужную информацию.

А еще Мерчелли пообещал прислать в Новосибирск хорошее издание нот сонаты Генделя, которую исполняла юная флейтистка, с замечаниями по тексту и артикуляции.

11-летнюю флейтистку из Ростова-на-Дону мэтр вспомнил по сентябрьскому мастер-классу. А вариации для флейты Шопена посоветовал играть более радостно.

- Это же самая красивая партия в «Золушке» Россини для меццо-сопрано, - сказал он. – И она ее поет, уже став принцессой, и она рада, что больше не будет выполнять на кухне черную работу. Найдите эту запись, послушайте. А с настройкой флейты разберитесь, третья октава «высит», - добавил он.

В мастер-классе приняла участие и студентка из Екатеринбурга Александра Зверева, которая входит в состав Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета.

- Очень приятно давать мастер-класс студентке такого уровня, - прокомментировал Массимо Мерчелли. – Замечательная техника, звук.

Ну а так как в этом плане было все почти идеально, маэстро говорил о самом произведении и его авторе:

- Шуберт много внимания уделял деталям, потому что его произведения предназначались для исполнения в комнате, в кругу друзей. Это не музыка Паганини для больших залов, - сказал он.

На просьбу Александры дать совет по выработке чистоты звука маестро сказал:

- Мне посчастливилось учиться у самых знаменитых флейтистов. Даже в 80 лет они думали, искали, как сделать чище тот или иной звук. В трансляции невозможно хорошо рассмотреть, как вы держите губы, например. Общий совет: не играть в пол, понимать, какой звук летит в зал. А вообще ум – господин, а рот – вассал.

- Впервые сталкиваюсь с такими интернет-мастер-классами, - поделился с «МК» в Сочи» Массимо Мерчелли. – Удивлен, что он продуктивен, только нужна хорошая связь. Единственное пожелание – заранее знать, какие произведения будут исполняться, чтобы я мог принести ноты, чтобы делать пометки, показывать. Такие мастер-классы через телемост очень важны, так как с их помощью мы можем слышать талантливых учеников, студентов, - с тем, чтобы потом приглашать их на мастер-классы уже в те города, где наши мастер-классы проходят. Таким образом, у учеников открываются новые перспективы, появляется важный шанс развиваться профессионально.

Массимо Мерчелли сам является организатором музыкального фестиваля Эмилия Романья, а также ведет активную деятельность в рамках Программного совета европейской ассоциации фестивалей.

- Быть шефом фестиваля в Италии сейчас трудно – кризис, проблемы с бюджетом, это занимает кошмарное количество моего времени, - поделился он. - Как вице-президент Европейской ассоциации фестивалей пытаюсь влиять на правительство объединенной Европы, чтобы они уделяли больше внимания культуре, выделению средств на нее, пониманию важности культуры. Удалось добиться успеха на этом поприще, так как бюджет ассоциации был увеличен на 9,5%. Я удовлетворен этим.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру