Идея использовать разные типы шин в зависимости от сезона не принадлежит одному человеку — это результат постепенного технологического развития, продиктованного практическими потребностями.
Первые попытки адаптировать шины к разным погодным условиям, скорее всего, были связаны с банальной необходимостью улучшить сцепление с дорогой. Зимой дороги покрываются льдом и снегом, летние шины скользят, что создает массу проблем и аварийных ситуаций. Поэтому компании производители и сами автовладельцы начали экспериментировать с различными материалами и конструкциями, чтобы добиться лучшей управляемости в холодное время года.
Все эти эксперименты привели к тому, что сегодня у нас есть специализированные шины для каждого сезона и типа дорог. Зимние шины с шипами или без, летние шины для спортивной езды или для экономии топлива, всесезонные шины — выбор огромен. Использование шин, соответствующих сезону, стало не просто рекомендацией, а важным фактором безопасности на дороге, позволяющим водителям уверенно управлять автомобилем в любых погодных условиях.
История вопроса
Ранние эксперименты с разными типами резины начались еще в первой четверти ХХ столетия, в 1900—1930‑е годы. Тогда же появились и первые прототипы «зимних» шин. К примеру, американская компания Goodyear в 1909 году представила модель Diamond Tread с ромбовидным протектором для снега, а в 1930‑х финская компания Suomen Gummitehdas (позже Nokian) разработала грузовые зимние шины Kelirengas с угловатым протектором для расчистки снега.
Однако настоящий прорыв в области производства зимней резины случился немного позже, в 1930—1940‑х годах. В 1936 году Nokian выпустила первую зимнюю резину для легковых авто — Hakkapeliitta. Ее глубокий протектор помогал выбираться из снега и грязи. В это же время инженеры искали способы сохранить эластичность резины на морозе, например добавляя кремниевую кислоту.
Массовое внедрение зимней резины началось в 1950—1960‑е годы. В начале 1960‑х в Финляндии появились первые шипованные шины: к летним покрышкам крепили металлические шипы для сцепления со льдом. Компания Continental в 1953 году продемонстрировала шины M + S (Mud + Snow), успешно преодолевшие альпийский перевал Сен-Готард. В 1961 году Continental представила модель Eis M + S 18, а Nokian — Kometa-Hakkapeliitta.
Российские шинники, конечно, не могли остаться в стороне от мирового прогресса в производстве зимней резины. В 1960-х годах в Научно-исследовательском институте шинной промышленности закипела работа над шедевром инженерной мысли — моделью АИ-168-У, или, как ее ласково прозвали за характерный рисунок протектора, «Снежинкой».
На льду и асфальте первые «Снежинки» были не слишком-то устойчивыми, зато в рыхлом снегу и на бездорожье им не было равных. Наши находчивые водители с блеском выходили из положения, подчеркивая достоинства и компенсируя недостатки этих шин. Например, ставили «Снежинки» только на ведущую ось, чтобы улучшить проходимость. И всё же зимой хлопот со «Снежинкой» было на порядок меньше, чем с всесезонными шинами, которые до ее появления заставляли автовладельцев проявлять чудеса смекалки: устанавливать цепи противоскольжения, снижать давление в шинах, добавлять балласт в багажник и прочее.
Массовое производство «Снежинки» стартовало в конце восьмидесятых на Уральском шинном заводе. Позже эту уникальную модель освоили и другие флагманы отечественной промышленности. Цена комплекта в конце 1980-х составляла около двухсот рублей, что по тем временам считалось довольно внушительной суммой. Выпуск этой модели продолжается и в наши дни, но только на одном предприятии — Алтайском шинном комбинате.
По сугробам — в шлепанцах
Для чего же все-таки нужно «переобуваться» перед каждым сезоном непогоды, зачем вся эта канитель с заменой шин дважды в год? Летние шины, как известно, впадают в зимнюю спячку и становятся абсолютно бесполезными на морозе, а зимние, напротив, демонстрируют чудеса эластичности и тормозят как вкопанные даже на самом скользком льду. Это, конечно, шутка. А если серьезно, разница между летней и зимней резиной — это вопрос безопасности на дороге. И дело тут не только в комфорте, хотя и он важен. Летние шины разработаны для работы на теплом и сухом асфальте. Они имеют жесткий состав, который обеспечивает хорошее сцепление и управляемость в летних условиях. Когда температура падает, летняя резина дубеет, теряет эластичность и, как следствие, сцепление с дорогой.
Зимние шины, наоборот, изготовлены из более мягкой резины, которая остается эластичной даже в мороз. Рисунок протектора у них более агрессивный, с множеством ламелей, которые буквально вгрызаются в снег и лед, обеспечивая безопасное торможение и устойчивость на скользкой дороге. «Переобувка» — это как смена обуви, чтобы не скользить на льду или не чувствовать себя некомфортно в сапогах в жару.
А теперь о юге России вообще и Кубани в частности. Казалось бы, зачем зимние шины там, где снег выпадает раз в год? Но не стоит забывать о заморозках и гололедице, которые у нас вполне обычное явление. Даже небольшой слой льда на дороге может стать причиной серьезных аварий. Даже в нашем теплом и солнечном крае температура зимой опускается ниже нуля хотя бы изредка, а потому зимние шины у нас не прихоть, а необходимость. Лучше перестраховаться и быть готовым к внезапным изменениям погоды, чем потом жалеть о последствиях.
Конечно, выбор резины зависит от индивидуальных условий эксплуатации автомобиля. Если вы ездите только по городу и стараетесь избегать поездок в гололед, то, возможно, вам будет достаточно всесезонных шин. Но если вы часто выезжаете за город или живете в районе, например предгорном или горном, где зимой бывают морозы и снегопады, то лучше отдать предпочтение зимним шинам. В конечном итоге безопасность на дороге — это ваша ответственность, и правильный выбор шин играет в этом не последнюю роль.
Почем «переобуться»?
По мнению экспертов, тем, кто планирует приобрести новую «переобувку», лучше не тянуть с этим важным делом. Осенью нынешнего года зимняя резина подорожала на треть, и это еще не предел. Эксперты прогнозируют дальнейший рост цен в ближайший год-полтора, отмечая, что рынок переживает не сезонное, а структурное подорожание. Вопрос, бесспорно, актуальный для всех регионов, в том числе и для нашего южного края. Так сколько же кубанскому автомобилисту в нынешнем году нужно выложить за комплект зимней резины?
Стоимость комплекта зимней резины в кубанских городах, например в Краснодаре, в нынешнем году варьируется в зависимости от бренда, типа шин (шипованные или нешипованные) и размера. По данным на октябрь 2025 года, минимальная цена за одну нешипованную покрышку радиуса R15 начинается от двух с небольшим тысяч рублей (китайские бренды), а максимальная может достигать двадцати пяти тысяч — за продукцию европейских производителей. Шипованные шины стоят от четырех до двадцати тысяч рублей за покрышку.
То есть местным автолюбителям комплект зимней резины — четыре шины — обойдется в сумму почти от девяти до ста тысяч рублей. И это без учета стоимости шиномонтажа и балансировки. Отметим в скобках, что средняя стоимость замены резины в том же Краснодаре в 2025 году составляет около трех тысяч рублей за комплект — четыре колеса. И здесь цена, конечно, тоже зависит от диаметра шин.
Конечно, экономить на безопасности не стоит. Однако стоит разложить по полочкам все за и против, подумав о том, для чего именно вам нужен автомобиль и как вы будете его использовать зимой.
Есть мнение, что для южных регионов, где снег выпадает редко, достаточно фрикционных шин — «липучек». Действительно, если вы большую часть времени проводите в городе, где дороги оперативно чистят, переплачивать за шипы особого смысла нет. «Липучки» обеспечат вполне достойное сцепление на асфальте, а еще они тише и комфортнее в управлении. Шипы же, хоть и дают уверенность на льду, на сухом асфальте могут вести себя хуже и создавать дополнительный шум. Они целесообразны для поездок в горы или районы с частым обледенением.
Что касается размера шин, то здесь, как советуют опытные водители, лучше придерживаться заводских параметров. Самовольное изменение ширины или высоты профиля может повлиять на управляемость и даже повредить элементы подвески. Кстати, информацию о рекомендованных размерах обычно можно найти на наклейке на водительской двери или в инструкции к автомобилю.
Еще один важный момент — глубина протектора. Даже если шина выглядит неплохо, она может быть уже неэффективной. Минимально допустимая глубина протектора для зимних шин обычно составляет четыре миллиметра. Проверить ее можно специальным индикатором на шине или обычной монетой.
Остается добавить, что экономия должна быть разумной. Не стоит покупать шины сомнительного качества или у непроверенных продавцов. Лучше немного переплатить и быть уверенным в надежности шин, чем потом сожалеть о принятом решении.