МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Владимир Кириченко: «Руки микрохирурга подобны рукам музыканта»

Фото: архив

Каждый третий россиянин страдает той или иной болезнью, связанной со зрением. Такова статистика Минздрава России. О том, как сохранить зрение до глубокой старости, какие глазные болезни встречаются у краснодарцев чаще всего, как их избежать и как лечить, «Московскому комсомольцу на Кубани» рассказал заведующий офтальмологическим отделением ГБУЗ «ГКБ №3», офтальмолог-хирург кандидат медицинских наук Владимир Кириченко.

— Владимир Олегович, вы довольно молодой заведующий. Расскажите об отделении, которое возглавляете.

— Вы знаете, это только так кажется, просто веду здоровый образ жизни. Когда я пришел в отделение в 2007 году, я был самым молодым специалистом. Сегодня я самый возрастной врач. В течение нескольких последних лет произошла смена поколений. Ушли на пенсию заслуженные доктора, которые работали много лет. В отделении два десятилетия проработала и моя мама — заслуженный врач России Людмила Ироновна Кириченко. После себя она оставила целую плеяду учеников. На смену пришла молодежь — толковая, с новыми навыками и знанием современных технологий. Я горжусь своим отделением, это одна команда и семья.

Мне очень нравится, как они взаимодействуют друг с другом, всегда готовы прийти на помощь, это дорогого стоит. Мой план таков: если я вдруг стану пациентом отделения, я с уверенностью обращусь за операцией к любому из них. Я уверен: в нашем коллективе нет случайных докторов.

Это доктора, которые прошли ординатуру в первой Краевой клинической больнице, в других уважаемых медучреждениях. Уже выросли как специалисты и мои ученики. Я сам окончил в 2007 году ординатуру в Московском научно-исследовательском институте глазных болезней имени Гельмгольца. В 2011 году там же защитил кандидатскую диссертацию по лазерным технологиям, которые мы сейчас активно применяем на практике.

Офтальмология — это сегодня одна из самых высокотехнологичных отраслей медицины, и молодежи проще в ней ориентироваться. В нашем арсенале имеются современные компьютерные технологии, операционные микроскопы, факоэмульсификаторы — офтальмохирургические приборы для удаления катаракты. Это уже совсем другой подход.

— Сколько операций в год проводится у вас в отделении?

— Примерно около четырех тысяч операций проводим в год. В основном это хирургия катаракты, глаукомы, операции на стекловидном теле и сетчатке. Также пластические операции на веках, амбулаторные операции. У нас в больнице еще есть пункт неотложной глазной помощи, единственный на весь Краснодар. Со всего города везут к нам экстренных больных с различными травмами. В сутки мы принимаем более восьмидесяти пациентов с неотложными состояниями.

Под Новый год — травмы от пробок шампанского

— А с какими травмами чаще всего поступают?

— В основном связанными с несоблюдением техники безопасности на производстве, на стройке. Очень «популярны» инородные тела роговицы.

Под Новый год одна из самых распространенных травм — попадание в глаз пробки от шампанского. Контингент пострадавших разный, но в основном страдает молодежь, порой даже чаще девушки. Собираются компаниями отметить новогодний праздник, а опыта открывания бутылки с шипучим напитком нет. Вот и получается вместо праздника больница. Это, кстати, очень серьезная травма, к полной потере зрения может привести.

— Ничего себе! Вот уж не думала. А что делать?

— Конечно, мы понимаем, что Новый год не бывает без шампанского. Желательно найти того, кто умеет открывать бутылку с этим напитком безопасно. Несколько лет назад у нас в отделении был директор одного кубанского винодельческого завода и у нас возникла совместная идея писать на этикетке информацию о безопасности при открывании пробок, своего рода инструкцию.

— С какими диагнозами чаще всего краснодарцы поступают в ваше отделение?

— Прежде всего это катаракта, помутнение естественной линзы внутри глаза, хрусталика. Это наиболее часто встречающееся заболевание после сорока — сорока пяти лет. В плане проведения операции по удалению катаракты офтальмология продвинулась далеко вперед. Раньше это была полостная операция, через большой разрез, который требовал наложения шва и всегда вызывал временную, а то и постоянную деформацию роговицы. Сегодня мы выполняем это хирургическое вмешательство через прокол всего в два миллиметра, вообще не накладывая швов. Операция делается под местной анестезией и длится десять — двадцать минут, в зависимости от сложности. После удаления катаракты и имплантации искусственной линзы зрение может полностью восстановиться. Это одно из самых излечиваемых заболеваний, по данным Всемирной организации здравоохранения.

— Есть мнение, что катаракта молодеет.

— Да, это действительно так. Мы уже оперируем молодых людей тридцати — сорока лет. У них, как правило, возникновение катаракты связано с нарушением обмена веществ. Очень большое влияние оказал ковид. Одними из основных препаратов для лечения этого заболевания были гормоны — преднизолон, дексаметазон. Под воздействием этих препаратов развивается так называемая стероидная катаракта. Но всё же, к счастью, катаракта — это заболевание, больше присущее возрастным людям.

— Некоторые люди считают, что катаракту надо как можно дольше не удалять, чтобы она созрела. Так ли это?

— Катаракта — это не какой-то фрукт или овощ, не надо ждать, когда она созреет. Когда катаракта полностью созреет, человек становится слепым, он уже не видит ничего. И в таком случае операция переходит в разряд более сложных, с дополнительными рисками и возможными осложнениями. Кроме того, перезрелая катаракта может вызвать вторичную глаукому и сильнейшую головную боль. Зачем доводить себя до такого состояния?!

Катаракту нужно оперировать, когда процент зрения падает не ниже десяти процентов. Если ниже, мы уже опаздываем.

Современное оборудование плюс опыт специалистов

— Владимир Олегович, вернемся к возглавляемому вами отделению. Какое оборудование имеется, чтобы проводить успешные операции?

— Оснащение офтальмологического отделения нашей больницы не уступает оснащению первой краевой больницы и другим медучреждениям. Благодаря Министерству здравоохранения Краснодарского края, главному врачу больницы Людмиле Егоровне Усовой мы получили микроскоп последнего поколения, через который мы видим во время хирургии структуры глазного яблока. Также витреоретинальный комбайн, который позволяет проникать внутрь глаза, к стекловидному телу и сетчатке, через очень тонкие проколы. Нам стали доступны высокотехнологичные операции, хотя несколько лет назад это было невозможно.

Оборудование у нас самое современное, но оно ничего не значит без умелых рук профессионалов. Специалисты у нас также высококвалифицированные, делают сложнейшие операции, после которых людям возвращается зрение.

— Санкции как-то сказываются на поставках хрусталиков и других материалов?

— Нет, никаких проблем на сегодняшний день мы не испытываем, все расходные материалы поставляются в полном объеме. Кстати, очень подтянулись отечественные производители, это и расходные материалы, и медикаменты.

— Вы сами выполняете рекомендации, которые даете людям?

— Стараюсь. Видите, у меня увлажняющие капли на столе. Что скрывать, часто приходится не высыпаться, поздно ложиться. Научные статьи писать, много читать, участвовать в конференциях, что ни говори, но отечественная наука соответствует мировой. Врач должен постоянно совершенствоваться, иначе он отстанет от новых веяний. Наука не стоит на месте, идет вперед, необходимо знать обо всех новшествах.

— А сами оперируете?

— Конечно. Бывает, и больше десяти операций в день выполняю. Очень непросто было в пандемию коронавируса, когда отделения практически всех больниц Краснодара были перепрофилированы в ковидные госпитали. А офтальмолог-хирург не может быть долго без операций. Мы как профессиональные музыканты: нашим пальцам, которые проводят микрохирургические манипуляции, постоянно нужна тренировка. Мы должны ежедневно видеть под микроскопом свои руки.

В то непростое время мы с группой единомышленников создали клинику «Кири-Око» и продолжали проводить там операции. Благодаря этому многие остались в профессии и сохранили навыки.

Проводить операции — большая ответственность. Да, от наших операций люди не умирают, но, когда ты оперируешь единственный глаз у человека, понимаешь, что связь с миром у него может быть через именно этот глаз. И ты должен его не только сохранить, но и дать возможность видеть.

— Что бы вы пожелали нашим читателям, чтобы у них как можно дольше сохранялось зоркое зрение?

— Беречь глаза смолоду. Почти восемьдесят процентов информации об окружающем мире мы черпаем именно с помощью зрения. Надо помнить, что с возрастом начинаются различного рода изменения. Например, мало кто знает, что хрусталик перестает уже работать после сорока лет. Это самый расцвет сил, работоспособности человека.

Гигиена зрения и здоровый образ жизни, как это банально ни звучало,— наше окно во внешний мир.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах