В Краснодарский край активно едут люди. И мы сейчас — не только про туристов. Кубань уже давно превратилась в центр миграционных потоков. Для северян, уставших от холодов и плохой экологии, наш регион с его мягким климатом и теплым морем почти как райские кущи, а для граждан бывших республик Советского Союза с низким уровнем жизни Кубань — это сытое и спокойное место, где можно подзаработать и попытаться обжиться.
Свою немалую лепту в привлекательность региона внес бум строительства жилья. За последние два десятка лет Краснодар, Сочи, Новороссийск и другие ключевые города края укрупнились, обросли новыми микрорайонами. Застройщики ради пиара активно рекламируют Кубань в других регионах, и в итоге люди переезжают к нам целыми семейными кланами, агитируя последовать за собой друзей и знакомых.
Хорошо это или плохо? Однозначного ответа на вопрос нет. С одной стороны, прирост населения — это всегда благоприятный фактор для развития территорий, но с другой — наши города оказались попросту не готовы к такому притоку. Не хватает мест в школах и детских садах, перегружены поликлиники, а пробки на дорогах уже превратились в досадную обыденность. Постоянный приток людей стал причиной снижения уровня зарплат: работодатели, отлично зная, что на любое вакантное место найдется уйма соискателей, не хотят платить за труд щедро. В результате наш регион по уровню доходов населения находится аж на 46-м месте по стране.
«Понаехи» — это слово уже давно вошло в наш обиход. Так называют приезжих, которые явились к нам в поисках счастливой жизни. Как относятся на Кубани к понаехам? Наш край всегда славился своим гостеприимством, но в последние годы, как мне кажется, кое-что изменилось.
Именно на понаехов стало принято валить все свои личные проблемы. Уволили с работы? Понаехи виноваты: они готовы работать почти даром. Нет места для ребенка в детском саду? Все понаехи разобрали. Пробки в городе? А это потому, что машин с номерами других регионов полно!
В общем, тенденция негативить по отношению к приезжим прослеживается вполне явно.
Насколько оправдан такой подход? Я живу на Кубани с детства, к приезжим всегда относилась лояльно, а тут вдруг поймала себя на мысли, что они раздражают. Не все поголовно, конечно, а конкретные люди, которые, возложив на свой приезд к нам какие-то свои почти сказочные надежды, вдруг «прозрели», но почему-то во всём винят не себя, а именно нас, кубанцев.
Деревня в головах
«Краснодар — большая деревня» — эта фраза появилась в обиходе у самих же краснодарцев в восьмидесятых годах, и меня она всегда удивляла. Настоящие деревни с нищими хатами, грунтовыми дорогами и гуляющими по улицам утками я видела — с Краснодаром ничего общего. Но видимо, что такое деревня, многие горожане не знали, поэтому фраза быстро стала крылатой.
В последние годы шутка про деревню, как мне кажется, стала забываться. Город сильно изменился, осовременился. И представьте себе, недавно я снова это слышу. И от кого! От своей новой знакомой, приехавшей в Краснодар на постоянное место жительства около года назад!
Мы познакомились в социальных сетях, разговорились.
— Где живешь? — спрашиваю.
Вопрос вроде бы закономерный: город большой — хочется понять.
Отвечает:
— В районе Витаминкомбината.
Как человек, который хорошо знает Краснодар, я про себя сочувствую, но молча. Ибо зачем расстраивать собеседницу? Приехала. Живет... у черта на куличках, правда, но какое мое дело? Наверное, на что денег хватило, то и купила себе...
А она дальше рассказывает:
— Хороший у меня район. До «Красной Площади» недалеко, парк Галицкого рядом, до центра города рукой подать...
У меня глаза немного на лоб полезли, но я в кучу их собрала, молчу. Я оптимистов очень уважаю. Кто я такая, чтобы разрушать чужие иллюзии?
Дальше общаемся.
Говорит:
— А вот люди у вас не очень хорошие. Неприветливые. За всё подряд денег хотят. Нужно было диван на этаж поднять — никто не помог, пришлось грузчиков нанимать!
Я говорю:
— Ну да, есть такая проблемка.
Я бы, может, тоже хотела в социализм вернуться, но его давно нет. Но это я подумала про себя — вслух ничего не сказала.
А она делится дальше:
— С работой в вашем городе тоже плохо, зарплата — копейки. Вот я жила в Питере и Москве — вот там о-го-го!
Я говорю:
— Ну да, в столицах побольше платят, конечно.
Интересуюсь, где дама работает. Оказывается, простой продавец. Ну а что? Работа нужная. Но не денежная, да. Причем дело, как мне кажется, вовсе не в городе. Но я молчу.
— А вообще, ваш Краснодар — это дыра какая-то. Деревня деревней,— говорит она в продолжение нашей беседы.
— Почему? — спрашиваю.
— Один частный сектор вокруг. Дорог нет, автобусная остановка черт знает где. Многоэтажек всего несколько штук. Знала бы, что у вас такая дыра, никогда бы квартиру здесь не купила!
И тут я теряю терпение:
— Так ты эту квартиру продай и купи в нормальном районе. Черемушки, центр, Фестивальный. Там и дома большие, и инфраструктура, и работы побольше...
На этом, собственно, наш разговор и затух. Видимо, даме стало неинтересно. Москву она, по всей вероятности, не потянула, в Краснодаре развернуться тоже не удалось... А виноваты почему-то оказались мы, краснодарцы.
Лентяи и бездельники
Еще один разговор о Краснодаре состоялся у меня с соседкой по даче родителей, с бабой Аней. Ей семьдесят два года, живет в неплохом кирпичном доме, но из центральных коммуникаций там только свет. Вода из скважины, топиться приходится дровами. Газа в нашем СНТ «Дружба» нет и, наверное, не будет.
Баба Аня приехала в Краснодар два года назад откуда-то с Урала. Там продала дом, говорит, что за хорошие деньги, купила любимому внуку квартиру в Краснодаре, а себе — вот этот домик за чертой, как говорится, цивилизации.
Держит корову. Зачем? Я не понимаю. Вот уже год я регулярно слышу, какая это морока. Сено и комбикорм стоят дорого, пасти корову особо негде, разве что в лесополосе вдоль железной дороги. А вот на Урале, по словам бабы Ани, полно пастбищ, коров на весь день можно сдать пастуху буквально за три копейки.
Там, с ее слов, все коров держат. Здесь такого нет. А еще соседи недовольны: им, видите ли, от коровы воняет.
Я пыталась объяснить: дачный поселок — это не деревня, здесь люди коров не держат. Дачи нам для отдыха, максимум — для сада с огородиком. Но баба Аня меня упрямо не слышит.
А недавно я узнаю: корову сдали на мясо. Устала старушка. Хотела продать — никто для молока не берет: одни, видишь ли, лодыри вокруг, никому хозяйство не нужно. В общем, ушла коровка на колбасу.
Баба Аня неделю проплакала. Вспоминала несчастную корову. Ругала Кубань за грязную слякотную зиму без снега, нас, кубанцев, за лень, скандальность и жлобство, жизнь в Краснодаре за отсутствие бесплатных дров, нормальных дорог и поликлиники рядом.
Однажды я видела внука соседки. Приезжал на машине — в гости. Через полчаса уехал. Краснодар не ругал. Видимо, у него всё хорошо.
Город не сказка
С чем у среднестатистического россиянина ассоциируется Сочи? Естественно, с отдыхом: морем, пальмами и с Олимпиадой, конечно. Именно Олимпиада 2014 года вдохнула в город новую жизнь. Сочи из морально устаревшего и ветхого превратился... Ну ладно, обойдемся без пафоса. Это не мегаполис, конечно, и до известных мировых курортов нам далеко, но в любом случае здесь стало намного лучше, чем было.
Россияне активно едут в Сочи на отдых, а еще — жить и работать. В последние годы город так пополнился за счет «понаехов», что встретить здесь коренного жителя стало непросто.
Я пятый год живу в Сочи и до сих пор не обзавелась здесь друзьями. Не потому, что не умею заводить знакомства, всё гораздо банальней: люди приезжают сюда за счастьем и через время уезжают ни с чем.
Этому факту есть объективное объяснение. В последние годы недвижимость в Сочи сильно взлетела в цене. Люди попадают в этот город, очаровываются и покупают здесь жилье в надежде, что раз уж оно такое дорогое, то и денежной работы здесь, наверное, завались... И как итог — полный облом, разочарование и поиск виноватых. А виноват, конечно же, город, который не оправдал ожиданий.
Центр разбитых амбиций
В доме, где я живу, постоянно меняются люди. В квартире рядом соседи сменились уже несколько раз. Квартира однокомнатная. Сначала в ней жила семья с двумя детьми. В Сочи приехали из Подмосковья — поближе к морю, там всё продали, тут купили, на что денег хватило. Надеялись подзаработать и расшириться — не получилось. В итоге жилье по соседству со мной продали, уехали обратно.
Потом у нас на площадке жила семейная пара — по виду предпенсионного возраста. Как я поняла, квартиру купили в кредит. Тоже приехали откуда-то из средней полосы, рассчитывали, что заработают денег, быстро отдадут долги и проживут свою старость в раю возле моря. Не получилось. В Сочи основная работа — это сфера туризма. Здесь нужны повара, люди, которые что-либо моют, продают, кого-то встречают и провожают. В моде пассивный доход: сдача жилья в аренду, если оно, конечно же, есть.
Что делать в Сочи немолодому уже человеку с образованием инженера и большим опытом работы на крупном промышленном предприятии? Можно, например, дворы мести или продавать билеты на экскурсии. Но платят за это вовсе не миллионы.
Семья уехала — квартиру купил солидный семейный мужчина средних лет. Однажды разговорились, сказал — из Новокузнецка, работал на железной дороге руководителем логистической фирмы. Квартиру купил для старта — решил переехать в Сочи.
Несколько месяцев новые соседи активно пытались трудоустроиться. Сначала с энтузиазмом. «С таким огромным опытом руководящей работы мы нигде не пропадем!» — говорили они. Потом потихоньку скисли и завели уже привычную мне песню: «Сочи — это село, работы нет, а где есть, там платят копейки. Люди злые, море надоело, климат ужасный — настоящей снежной зимы никто не видывал!»
В привычной для себя сфере сосед себя не нашел. Новокузнецк — это большой железнодорожный узел, Сочи — это почти тупик, и у местных логистов гораздо меньше амбиций...
С месяц уже квартира стоит пустой. Семья уехала туда же, откуда явилась, жилье выставлено на продажу. Я постаралась расстаться с соседями по-дружески, ни разу не съязвив на тему «Плохому танцору всегда что-то мешает».
Согласитесь, мы же здесь как-то живем, работаем, не голодаем. Мне нравится Краснодар, от Сочи я в полном восторге, да и прочие города вполне себе ничего. На море часто хожу — и не надоедает. Меня устраивает наше жаркое лето и зима без трескучих морозов. Раз в месяц мы обязательно ездим в горы — на Кубани много красивых мест.
И люди наши мне в основном вполне симпатичны, я уже давно привыкла к тому, что население наших больших городов — это эдакий микс из приезжих и местных, в чем, кстати, есть своя прелесть. Знакомясь с кем-либо, я всегда задаю вопрос: «Вы откуда?» Мне интересно послушать, что за жизнь у человека была до встречи со мной, если приезжий, то где раньше жил, как обустроился на Кубани.
Я всегда рада за тех, кому у нас хорошо.
А вот именно нытики — да, раздражают. Есть такой термин в народе — хронический неудачник. Очень жаль, что именно из-за них у нас, у кубанцев, появляется негатив к так называемым понаехам. Часто тянет сказать: «Не нравится здесь — уезжайте!» Зла никому не желаю, однако считаю, что, если человеку плохо у нас, пусть ищет себе другое место под солнцем. Авось ему там повезет.