Жители населенных пунктов, расположенных между хутором Копанским и станицей Новотитаровской, жалуются на «капитальное» разрушение автомобильной дороги, которая находится в 20 километрах от Краснодара и связывает их с внешним миром. Причиной всему – многотонные грузовики, которые днем и ночью курсируют по трассе, обеспечивая сыпучими материалами строительство Дальнего Западного обхода. Пока рабочие с невероятным рвением реализуют проект государственной важности, люди задаются вопросами: почему их гражданские права не являются важными для государства? кто компенсирует ремонт личных автомобилей, убитых убитой дорогой? кто ответит за отказы поставщиков от снабжения магазинов продуктами первой необходимости?
Из рытвин в колдоямины
Как говорят в народе, лес рубят – щепки летят. Так и строительство Дальнего Восточного обхода отражается на жизни станиц и хуторов, которые находятся в районе строительства дороги. Отражается, естественно, негативно. Люди прекрасно понимают, что рано или поздно грандиозная стройка будет завершена, они готовы мириться с временными трудностями, но возмущены наплевательским отношением к их жизни, комфорту и благополучию. Их удивляет безразличное отношение к их проблемам как самих строителей, так и органов местного самоуправления, открещивающихся от дороги, потому что она федеральная, а значит, не входит в их зону ответственности.
После того как в социальных сетях появились видеосвидетельства разрушения дороги Копанской – Новотитаровская, мы побывали на месте и пообщались с местными жителями. Свое отношение к состоянию трассы они выразили россыпью красочных эпитетов: «как после бомбежки», «как будто взрывали дорогу», «как полигон», «рытвины и колдоямины», «дорогу в хаш превратили», «дорога в поля расползлась как жаба»…
Перед тем, как испытать трассу «на себе», мы заехали в хутор Копанский, где ответ на вопрос о дороге люди чаще всего начинали со слов «ужасно» и «мы в шоке».
- Да там вообще как после бомбежки, - говорит Светлана, реализатор напитков. - О людях не думают абсолютно. Если незнающий человек поедет, аварии не избежать. Там как будто взрывали дорогу. До Титаровки вся она такая. Сейчас еще жара, грузовики вообще все повыдавливают, еще хуже будет. Там реальные ямы!
Магазин находится на пересечении улиц Центральная и Восточная. Центральная ведет в Новотитаровскую. Часть потока большегрузов «ходит» по Восточной на стройку путепровода.
- По этой улице летают «сорокатонники», так летают, что пыль столбом. Людям ни белье не постирать, ни окна не открыть. Вот я тут до десяти работаю, домой иду, машины едут. В прошлом году люди говорили, что машины ходят круглосуточно. Местным тут жить просто невозможно, - делится Светлана.
В одном из домов на Восточной выкашивает дворовые сорняки Дмитрий Н. Здесь живет его престарелый отец. Дмитрий его навещает пару раз в неделю.
- Да, носятся тут тонары, дорогу, конечно, убивают, но это же не будет всю жизнь. Понимаю, что нужно еще год-полтора подождать. Но они хотя бы ремонтировали то, что разрушают, - говорит Дмитрий. - Улицу Восточную год как последний раз отсыпали. Раза два в месяц грейдером бы проходили, и было бы нормально, но ничего не делают. Понимаю, что работать надо, но о людях тоже нельзя забывать. А что по дороге на Новотитаровку, там асфальт как полигон. Я два месяца назад по ней ехал и на днях был. За это время дорога там в хаш превратилась. Думал, как бы машину не убить, такие рытвины, такие колдоямины. Я по краю езжу, в сельской местности бываю, но такой убитой асфальтированной дороги нигде не встречал. Ясно, что сельские грунтовки всякие бывают, но именно асфальтированной такой дороги не припомню, настолько ушатанной. Буквально за 2-3 месяца ее превратили в непонятно что. Тонары ее помяли серьезно.
Вместо восторгов - шок
Ехать по дороге на Новотитаровскую через хутора Черников и Примаки нужно крайне внимательно. Относительно безмятежные асфальтированные участки внезапно перегораживают чудовищные колдобины, ямы, обширные разломы покрытия, причем не всегда есть возможность заранее оценить сложность препятствия. Как утверждают местные, все эти новообразования постоянно видоизменяются. Если с утра была небольшая ямка, к обеду можно угодить в овраг. Местами дорога настолько продавлена, что лежит вровень с полями. Первые километры пробуждают отчаянное желание развернуться и не ехать дальше. Чувствуется, что ходовой автомобиля совершенно не по себе. А если зазеваешься, можешь оставить на трассе какую-нибудь деталь автомобиля, если уцелеют колеса.
За крутым поворотом на хуторе Осечки – парковочный карман рядом с продуктовым магазином. Через дорогу остановился автобус № 121, который возит хуторян до Краснодарского театра драмы, то есть это полноценный городской маршрут. Здесь его конечная остановка. Водитель сперва принимает нас за пассажиров, предлагая сесть в салон, а узнав наши намерения, разочарованно разводит руками.
- Ничего хорошего сказать не могу, - говорит водитель. - Убиваешь машину, а оно тех денег не стоит, из-за которых сюда едешь, потому что людей мало. Сейчас вообще никого нету. Пустой поеду. В сторону Новотитаровской грейдер сейчас пытается разравнять дорогу, но как специалист делает плохо. Одну ямку загорнул, три – не загорнул.
В продуктовом магазине:
- Честно? Люди в шоке! - говорит продавщица. – Жалуются из Осечек, жалуются из Миловидово. В администрации им заявили, что вопрос не в их компетенции, потому что трасса федеральная. Никто ничего не может сделать. Кстати, к нам поставщики ездить не хотят. У нас один магазин на всю округу – на те же Примаки и Миловидово. Хлеб отказывается ездить. Говорит, пока довезет, товар по всему фургону приходится собирать. В общем, мы не в восторге, мы в шоке. Я позову хозяйку магазина. Ей тоже есть что рассказать.
Пока ждем предпринимательницу, приезжает поставщик колбасы из Тихорецка. Не зная того, что мы интересуемся темой, говорит:
- С каждым разом все хуже, хуже и хуже. Я уже с шефом разговариваю, чтоб сюда больше не ездить.
- Но как же мы без вашей колбасы?
Поток покупателей немалый. Только одного отпускают, новый заходит, дверной колокольчик постоянно позвякивает. Хоть и глубинка, но очень оживленная. У кого ни спрашиваем, одни и те же эмоции – «дорогу разбили в хлам, мы в шоке». Кто-то отмахивается: проблему не решить, пока обход не достроят.
- Школа у нас в Новотитаровской, - говорит одна из покупательниц. - Если с дорогой так и будет продолжаться, то не знаю, как школьники будут ездить осенью. Школьный автобус забирает детей как раз возле магазина, потом заезжает в Миловилово и Примаки. Как быть детворе? Ситуация на дороге аварийная.
- А такси! – подключается продавщица. – Мне домой только так. Но таксисты отказываются к нам ехать! Я уже со знакомым договорилась, чтобы меня забирал. Даже он через раз соглашается.
По словам одного из посетителей, пенсионера из Миловидово, проблемы не только с личным транспортом и такси. Даже "скорая" иной раз не в силах доехать по вызову. Буквально на днях пришлось просить частника, чтобы подростка в больницу отвезти. А если, не приведи господь, пожар? Доехать пожарные, конечно, доедут, но вопрос, успеют ли?
Дорога расползлась в поля как жаба
Предпринимательница Евгения Куля рассказывает:
- У нас один магазин на всю округу. Как быть с продуктами первой необходимости, хлебом и молочкой, если поставщики один за другим отказываются к нам ехать? Бывает ведь, что и добраться до нас невозможно физически, особенно после дождя. Грейдер только месит всю эту грязь. Даже без дождя большегрузы ее выдавливают. Местами дорога расползлась в поля как жаба. Мало того, что опасно оставить людей без продуктов, так еще и сами водители грузовиков носятся по дороге как сорвиголовы. В Копанах недавно женщину на грунтовке сбили насмерть. Она шла с одного хутора на другой. А вчера мы ехали с Копанского, и перед нами с второстепенной дороги выскочил большегруз, я чудом успела сбросить скорость. Он еще и обогнал своего другана впереди… Чтоб быстрее разгружаться или что? Понятно, что пока ездят тонары, никто не будет делать ремонт дороги, но ездить можно хотя бы по-человечески? Кто-то ведь должен контролировать безопасность движения?
По словам Евгении Кули, крайне несправедливо еще и то, что вред, нанесенный местным жителям разгромленной дорогой, никто и никогда не компенсирует. Кто, как не сам водитель, будет чинить испорченный автомобиль?
- Стоянку мы делали за свой счет, когда открывали магазин, - говорит предпринимательница. - Делали все как положено, через ГАИ, все знаки – все это было сделано за счет ИП. А сейчас на стоянке пошел прогиб. Не ровен час, и нашей стоянке придет конец. Никто ведь нам ущерб не компенсирует.
Дорога от Осечек до Новотитаровской оказалась пострашнее ранее виденного. Протяженные участки словно вывернуты наизнанку, лежат волнами, между ними опасные впадины. В населенных пунктах на обочинах выложены покрышки. Припаркованные автомобили покрыты толстым слоем пыли. Вот и живи себе на деревенском просторе, дыши свежим воздухом! Сельчане жалуются, про сушку белья можно забыть, а окна приходится держать плотно закрытыми. И так - год или полтора отведенного на строительство обхода времени. Это прямо-таки лишение свободы без суда и следствия.
Наше издание просит компетентные ведомства, службы и органы провести проверку обстоятельств на наличие или отсутствие нарушений со стороны подрядных организаций, осуществляющих строительство Дальнего Западного обхода Краснодара.