МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Как приближали Победу работницы прачечных отрядов

Работницы прачечных отрядов вслед за наступающими частями Красной Армии прошли военными дорогами до самого Берлина

Александра Михайловна Крылова

О фронтовых прачках не написаны книги и не сняты фильмы. А ведь работницы прачечных отрядов вслед за наступающими частями Красной Армии прошли военными дорогами до самого Берлина. Стертые до крови пальцы, разъеденные щелоком кожа и ногти, тонны отстиранного белья и обмундирования — таким был вклад в общую Победу женщин-прачек. Одна из них — Александра Крылова из кубанской станицы Владимирской. Александра, как и ее подруги, оружия в руках не держала. Она обстирывала солдат, считая, что в том и состоит ее геройство.

 

На войну с паразитами

Банно-прачечные отряды появились в феврале 1942 года, после известного постановления Госкомитета Обороны «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». Уже к весне 1942-го было сформировано и отправлено поближе к передовой около двухсот полевых прачечных отрядов. Служили в них в основном молодые женщины из числа вольнонаемных. Это они взяли на себя труд обстирывать многомиллионную армию, которая, к слову, к концу войны составляла вместе с войсками НКВД и другими военизированными структурами порядка 14 миллионов человек. Норматив был жестким: три килограмма белья и обмундирования на одного бойца в неделю, итого — больше 50 тысяч тонн в неделю, свыше 200 тысяч тонн в месяц…

Стирали нательное белье, форму, маскхалаты, даже ватники и шинели. Простыни и перевязочный материал для госпиталей. Но не только стирали — первым делом приходилось всё это обеззараживать. Условия на фронте, как говорится, были далеки от идеальных по части санитарии.

«Вшей в окопах кормить» — эту фразу хоть раз, да произносил, наверное, любой фронтовик. Да и было почему. Архивные документы свидетельствуют, что в начале войны масштабы распространения педикулеза были катастрофическими. К примеру, у 96 бойцов из ста были вши, которые не только доставляли солдатам массу неудобств, но и были переносчиками опасных инфекций. Военные медики на первых порах остановить распространение педикулеза не могли: ни средств для этого, ни опыта, ни нужных ресурсов в их распоряжении не было… К тому же и со снабжением на фронте не всё было гладко: не хватало обычного мыла, не говоря уже о банях или и прачечных…

Войну паразитам объявили полевые прачечные отряды (ППО) и прачечно-дезинфекционные отряды (ПДО), которые занимались стиркой формы и белья, а также перевязочных материалов для госпиталей. Согласно тем же архивным документам, для уничтожения паразитов использовались различные химикаты. Самым эффективным средством борьбы с насекомыми считались так называемые синтетические инсектициды, которыми обрабатывали форму. Например, бисэтилксантоген, который входил в состав «мыла К» против насекомых, а также «препарат К-3», хлорированный скипидар и другие средства. В 1944 году синтетические инсектициды сменил препарат ДДТ, или, по-другому, дуст. Эффективность антипаразитарных обработок с его помощью существенно выросла. А о том, что препарат токсичен для людей, в военные годы известно еще не было…

Впрочем, бывало и так, что препаратов не хватало — тогда белье и одежду обеззараживали керосином. Так или иначе, но к 1943 году частота инфекционных заболеваний среди бойцов значительно снизилась, а к концу войны педикулез на фронте был практически искоренен.

 

Оружия в руках не держала

Родом Александра Крылова из Калининской (ныне Тверской) области. Война застала ее — семнадцатилетнюю девчонку на втором курсе педучилища. Уже через год, в 1942-м, оказалась она в Калининградской области, куда ее направили на работу. В освобожденном селе Романово, где учительствовала Александра, практически не осталось домов — всё было сожжено…

— Были целыми только шесть домов, в одном — сельсовет, в другом — правление колхоза. Школы не было. Для занятий нам дали сарай, в котором до войны стояла пожарная машина,— рассказывала ветеран.

Александра Михайловна вспоминала, как вместе с учениками отправилась в лес за мхом, которым законопатили щели в школе-сарае. Как колхоз помог с мебелью — сделал столы и скамейки. Как нашли в конторе старые книги — других не было вовсе, а чернила стали делать из свекольного отвара. Так и учились ребята…

Однажды в Романово приехали военные — нанимать работников в прачечный отряд. Александра согласилась, не задумываясь, и в январе 1944 года отправилась на фронт по вольному найму. Попала она в 34-й полевой прачечный отряд при 31-й армии — служить прачкой.

— Это был тяжелый труд,— рассказывала ветеран,— в день по норме каждая прачка должна была отстирать 80 комплектов формы.

Со своим отрядом Александра Крылова прошла Смоленскую область, Белоруссию, Польшу и Восточную Пруссию.

— С автобатом мы близко общались,— делилась воспоминаниями Александра Михайловна,— они помогали нам перевозить с места на место оборудование. У нас ребята работали, восемь человек, которых в армию не брали еще,— 1926, 1927, 1928 года рождения. Они помогали грузить на машины оборудование и сопровождали до определенного места. А дальше мы сами везли всё это ближе к передовой, на конной тяге. У нас было семь пар лошадей.

Прачечный отряд двигался вслед за армией. На освобожденных от немцев территориях для него выбирали место с водоемом, сооружали что-то типа постирочной и сушилки для белья.

Стиральные машины в ту пору были ручными: чтобы поворачивать барабан с бельем, нужно было крутить ручку как минимум в течение часа. Потом белье вынимали, отжимали — тоже вручную, заливали кипяток и снова загружали в машину белье вместе со щелоком, служившим стиральным порошком при отсутствии других моющих средств.

Но зачастую машинная стирка была недоступна. Тогда стирали вручную, в корытах, а кровавые пятна удаляли, используя для стирки рифленую доску, о которую с силой терли белье. Воду грели на кострах. В общем, стирали с утра до вечера. Белье обеззараживали кипячением — в котлах на кострах, обрабатывали дустом и специальным мылом «К», иногда — просто золой. От постоянного контакта с моющими средствами на руках облезала кожа. Не были редкостью грыжи — от того, что всё время приходилось поднимать тяжести.

Но не это, по словам Александры Михайловны, было самым страшным на фронте. Она вспоминает, что белье и форму в прачечные отряды часто привозили с пятнами крови и дырами от пуль и осколков.

— Очень тяжело было брать его в руки,— говорила ветеран,— мы стирали его и плакали…

Пробитое пулями и осколками белье чинили на скорую руку на месте или отсылали в тыл, где его штопали и снова выдавали бойцам…

 

Вот такое наше геройство

— Мы одевали солдат, обстирывали, обглаживали — вот какое было наше геройство,— рассказывает Александра Крылова.

Кстати, за это геройство Александру Михайловну трижды отмечали, вписывая ее имя в наградные листы. Награждена она орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», юбилейными медалями.

В самом конце войны имя Александры Крыловой вписали в благодарственную сталинскую грамоту. За что командование благодарило работницу прачечного отряда? Ответ находим в тексте самого документа: за взятие городов Бентхайм, Тройбург, Летцен, за прорыв обороны противника в районе Мазурских озер, взятие городов Хайльсберга, Ландсберга и Бартенштайна, города Хайлигенбайля — укрепленного пункта фашистов, расположенного недалеко от Кенигсберга, за ликвидацию окруженной под Кенигсбергом восточно-прусской группы немецких войск…

Что и говорить, на войне как на войне. Бывало, приходилось прачкам не только стиркой заниматься: и раненых помогали таскать, и землянки с окопами копать, и мосты наводить...

Победу Александра Михайловна встретила в Германии. После войны решила она вернуться к своему призванию — детей учить. Обосновавшись на Кубани, куда переехала в 1950 году, Александра Михайловна долгие годы учительствовала в детском доме. С 1961 года она поселилась в станице Владимировской, что в Лабинском районе. В прошедшем 2019 году в станице, ставшей для нее родным домом, в кругу детей и внуков отметила Александра Крылова свой 95-й день рождения. Поздравили фронтовичку с юбилеем представители районной администрации и совета ветеранов, глава поселения и станичная молодежь. Гости, как водится, желали Александре Михайловне здоровья и благополучия, а она в ответ — пусть всё будет хорошо, только бы войны не было…

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах