На восемьдесят третьем, очередном заседании городской Думы Краснодара депутаты рассмотрели вопросы, касающиеся подведения итогов уходящего года и перспектив развития краевой столицы.
Выполнение программы наказов избирателей и бюджет — это два краеугольных пункта, которые есть в повестке каждого заседания депутатов, и именно они занимают значительную часть времени обсуждения. Это абсолютно понятно, так как выполнение наказов является безусловным приоритетом в работе каждого народного избранника, а бюджет определяет возможности власти в развитии города и выполнении социальных обязательств. И очень симптоматично, что эти вопросы всегда рассматриваются в связи с увеличением финансирования. Если посмотреть в динамике хотя бы за последние пять лет и вспомнить события, которые уже вошли в мировую историю — пандемия, СВО, беспрецедентные санкции,— становится очевидным, что развитие Краснодара идет и наращивает темпы, несмотря ни на какие трудности. А это признак стабильного общества, где государство четко и в полном объеме выполняет свои социальные обязательства перед гражданами.
Сделано много, сделают больше
Программа по выполнению наказов избирателей 2024 года реализована на сто процентов. То есть показатель абсолютный. И кажется несправедливым, что в оценке работы — своей ли, органов власти, межведомственных комиссий и так далее — у депутатов есть только две оценки: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Потому что, если отмотать время на год назад, увидеть, сколько было запланировано мероприятий по наказам, и взглянуть на отчет по итогам 2024-го, получится, что план перевыполнен по-стахановски. За счет увеличения финансирования, которое происходило едва ли не на каждом заседании, удалось отремонтировать, установить, озеленить, благоустроить намного больше объектов.
Кроме того, практика объединения усилий и средств, которая очень активно развивается, позволила реализовать дорогостоящие проекты, какие одному депутату никак не осилить. Как-то маловато двух оценок работы для выбора, не находите?
— Программа выполнена. Значит, перевернута еще одна страница и надо с новыми силами браться за следующую. В будущем году программа дополняется наказами избирателей на сумму около тридцати миллионов рублей. Эти средства уже распределены: на развитие образования добавляется почти шесть миллионов рублей, на жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и озеленение — 16,5 миллиона, на поддержку общественных инициатив и содействие развитию гражданского общества — четыре миллиона рублей,— отметила председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко. — На данный момент распределено почти 218 миллионов рублей, что составляет семьдесят один процент от средств, выделенных на всю программу. Темп неплохой, но, как всегда, уважаемые коллеги, обращаюсь к вам с призывом активно работать с избирателями, так, чтобы ни один наказ не остался в стороне. Наша общая цель — уютный, комфортный и безопасный Краснодар, достичь которой можно только вместе с жителями.
Считаем миллиардами
Доходная часть бюджета Краснодара на 2025 год составляет порядка 87 миллиардов рублей — рекордный показатель за всю историю города. Эта цифра красноречивее всех слов отвечает на вопрос о развитии столицы Кубани. Более того, «бюджетная конституция», как называют депутаты главный финансовый документ города,— это живой документ, который постоянно корректируется в связи с новыми поступлениями. То есть бюджет растет. Такая практика наблюдается на протяжении длительного времени. Например, бюджет 2023-го изначально принимался с дефицитом, но по итогам года стал профицитным. Это произошло благодаря грамотной бюджетной политике и оптимизации расходов, но с сохранением всех социальных обязательств. Есть все основания полагать, что и в будущем тенденция растущего бюджета продолжится.
Подтверждений этому масса. Самый свежий пример — выделение из краевого бюджета дополнительных средств, которое рассматривалось на этом заседании. Под занавес 2024 года из краевой казны в бюджет Краснодара дополнительно направят один миллиард 375 миллионов рублей. Эти финансы будут освоены еще до конца этого года. Львиная доля, а именно 1,305 миллиарда рублей, пойдет на выкуп трех детских садов. Это, к слову, об уровне социального строительства в Краснодаре. Остальные средства направят на заработную плату работников сферы образования и выплату единовременных пособий горожанам, которые заключили контракт с Минобороны России и несут службу в зоне специальной военной операции.
— В 2025 и 2026 годах поддержка из краевого бюджета составит один миллиард 313 миллионов рублей и один миллиард 383 миллиона рублей соответственно. При этом один миллиард 207 миллионов в 2025 году и один миллиард 365 миллионов рублей в 2026 году пойдут на реконструкцию автомобильной дороги «Западный подъезд к городу Краснодару», включая дополнительное финансирование ремонта Тургеневского моста,— сообщил председатель комитета городской Думы Краснодара по экономике, финансово-бюджетной и налоговой политике Вадим Дьяченко.
Теперь немного цифр. Наиболее важные параметры бюджета на 2025 год: в доходной части он составит 86 миллиардов 896 миллионов рублей, из которых собственные — 38 миллиардов 462 миллиона рублей, а субвенции и субсидии из бюджета края — 48 миллиардов 434 миллиона рублей, расходы — 88 миллиардов 892 миллиона рублей. Таким образом, прогнозируемый дефицит составляет почти два миллиарда рублей.
В 2026 году доходная часть запланирована на 73 миллиарда 836 миллионов рублей, расходная — на 76 миллиардов 367 миллионов рублей. Дефицит — 2,531 миллиарда рублей.
Понимая психологическую важность фактора дефицита для жителей города, остановимся на этом подробнее. Первое: как было сказано, бюджет — это не статическая величина, он постоянно корректируется по мере новых, изначально незапланированных поступлений. Так было в том же 2023 году, о чем также уже сказано. Второе: дефицит свидетельствует о масштабных социальных обязательствах, которые власти берут на себя и, что самое главное, безукоризненно выполняют. И третье: при подобном объеме бюджета данный дефицит не является какой-то критической величиной, а находится в пределах финансово-экономических законов.
Таким образом, дефицит — это предполагаемый, но вовсе не обязательный сценарий развития событий. Вероятность того, что средств хватит на всё, очень высока, что подтверждают события последних лет. Но финансисты обязаны заложить в бюджет все риски, что и сделано. Более того, еще до возможного наступления дефицита идут поиски наименее затратных источников финансирования.
— Если возникнет необходимость в заемных средствах, то мы сделаем всё возможное, чтобы не обращаться в коммерческие финансовые структуры, так как цена кредитов сегодня очень высока. У нас есть большой и успешный опыт участия в государственных программах и использовании других, более доступных инструментов пополнения бюджета,— прокомментировал ситуацию Вадим Дьяченко. — Что же касается долгосрочного планирования, то бюджет 2027 года ожидается профицитным и составит 77 миллиардов при расходной части в 75,796 миллиарда рублей.
Куда пойдут деньги? В 2025 году на социальные нужды планируется потратить 57 миллиардов 828 миллионов рублей. Из них 35 миллиардов 494 миллиона рублей — на сферу образования. На содержание города, ремонт дорог и тротуаров, благоустройство Департаменту жилищно-коммунального хозяйства выделят 6,1 миллиарда рублей. Прокладку инженерных сетей и строительство социальных объектов профинансируют на 17 миллиардов 273 миллиона рублей. На развитие общественного транспорта — закупку подвижного состава, прокладку новых трамвайных и троллейбусных путей и дорог — потратят 15 миллиардов 488 миллионов рублей. Развитие сети автомобильных дорог обойдется казне в одиннадцать миллиардов 899 миллионов рублей.
— Говоря о развитии города и исполнении бюджета, нам нужно навести порядок в планировании муниципальных программ с учетом новых требований, следовать бюджетной и налоговой политике, особенно в части коммерческого кредитования. Нужны собственные резервы, чтобы избежать неоправданных по сегодняшним меркам расходов на обслуживание заемных средств. Ответственность за исполнение бюджета высока — необходимо соблюдать строжайшую дисциплину при расходовании каждого бюджетного рубля,— подчеркнула Вера Галушко.
Устав — это закон
Несколько пунктов повестки заседания касалось вопросов приведения устава города в соответствие с изменениями федерального и краевого законодательства. Это обычная практика.
Теперь к полномочиям муниципальной власти отнесен учет личных подсобных хозяйств.
Также администрация Краснодара получила полномочия передавать системообразующей территориальной сетевой организации в безвозмездное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности.
— Кроме того, согласно новым требованиям законодательства расширен перечень оснований для удаления главы муниципального образования город Краснодар в отставку. В частности, таким основанием может стать систематическое недостижение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления,— пояснил заместитель председателя городской Думы Краснодара, председатель комитета по вопросам местного самоуправления Зорик Садоян.
Благодарная память
На заседании городской Думы Краснодара принято решение установить на фасаде многоквартирного дома мемориальную доску Вениамину Бандурко. Переоценить вклад Вениамина Алексеевича в развитие Краснодара невозможно. Пройдя большой трудовой путь от рабочего до руководителя партийных и советских органов, он возглавлял Краснодарский горисполком с 1977 по 1984 год. Под его руководством была разработана программа, которая легла в основу постановления Совета Министров СССР «О мерах по развитию в 1978—1986 гг. городского хозяйства Краснодара». В период работы Вениамина Бандурко на должности председателя горисполкома в Краснодаре построено два миллиона квадратных метров жилья, одиннадцать поликлиник и шесть больниц, а троллейбусная линия с улицы Карла Либкнехта (ныне Ставропольская) продолжена до аэропорта. Достижения и славный трудовой путь почетного жителя Краснодара Вениамина Бандурко единогласным решением депутатов будут увековечены мемориальной доской.