МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Оцифровка логистики Краснодарского края. Как идет и чего ждать бизнесу

Краснодарский край представляет собой один из ключевых транспортных узлов Юга России и обладает огромным логистическим потенциалом. Эффективность этой системы напрямую влияет на экономику региона, а также на тысячи предприятий и организаций. В последние годы все больше внимания уделяется цифровизации, в том числе логистических процессов. Рассказываем, как идет этот процесс на Кубани, какие изменения он несет для бизнеса и чего стоит ожидать в будущем.

Обстановка с цифровизацией в Краснодарском крае

Стратегическая роль Краснодарского края как транспортного узла обусловлена наличием более 2 тыс. км железнодорожных путей. Здесь проходят важнейшие артерии федерального значения, которые обеспечивают доступ к морским портам — Новороссийск, Туапсе, Ейск, Темрюк и Кавказ. На 2024 год, 40% российских компаний, которые оперируют контейнерными флотами, располагаются в Новороссийске. Ежегодно Краснодарский край принимает свыше 1 млн тонн грузов по железной дороге.

К вызовам 2022 года транспортные системы российского Юга адаптировались относительно быстро — 2023 год стал для логистики Краснодарского края годом стабилизации, когда в связи с уходом зарубежных компаний пришлось переформировывать цепочки поставок. Уже летом 2023 года, как сообщал глава Кубани, Вениамин Кондратьев, порты продемонстрировали рост грузооборота более чем на 20%, что в два раза превышает средние показатели по России. Активное развитие индустриально-портового кластера в Тамани также требует эффективной логистики.

Ситуация с автомобильными дорогами в регионе тоже положительная — Кубань занимает третье место в рейтинге регионов по качеству дорог по итогам 2023 года. Помимо этого — осваиваются новые направления: так в декабре 2024 года запустили 120-километровый участок трассы А-289, который должен соединить трассы «Дон» и «Таврида». Это должно повысить доступность южных российских курортов.

Повышение значимости Краснодарского края как логистического хаба и экономический рост в регионе приводят к увеличению объемов грузоперевозок. Но на фоне этого в крае формируется острая нехватка логистических хабов и складов. Дефицит помещений под хранение усиливается, при этом любое предприятие, нацеленное на распространение товаров, заинтересовано в наличии достаточного количества складских площадей. В ближайшие годы дефицит может составить 800 тыс. кв. м.

Учитывая нарастающую нагрузку на логистику в регионе, отрасль нуждается в оптимизации процессов — в том числе через внедрение современных технологий. Однако, процесс цифровизации в Краснодарском крае находится скорее на начальном этапе и распределяется довольно неравномерно. Согласно опубликованным Минстроем РФ результатам «умных» городов России за 2023 год: Краснодар расположился на 22 месте из 63 в категории крупных городов с 63,32 баллами. В то же время, Сочи и Новороссийск показывают лучшие результаты, занимая 6-е и 11-е места соответственно.

В Сочи, например, отмечают рост цифровизации транспортных услуг, уровень достиг 80% в 2024 году. Город реализует национальный проект «Цифровая экономика». К примеру, при помощи интеллектуальной системы мониторинга дорог, которая включает 300 камер наблюдения, дорожные контроллеры и детекторы транспортного потока, оптимизировали светофоры. Это помогло увеличить пропускную способность и сократить время в дороге на 20%. Аналогичную систему внедряют и на территории Краснодара.

Как идет цифровизация бизнеса

Компании Краснодарского края медленно, но все же движутся к цифровизации, причем бизнес достаточно активно обращается к отечественным решениям. В частности, аналитика спроса на цифровые сервисы, проведенная МТС, выявила заметный рост интереса к российской виртуальной инфраструктуре со стороны компаний из различных секторов экономики. Среди них организации из сферы розничной торговли, производства и транспортной логистики.

Ярким примером успешной цифровизации логистических и не только процессов предстает порт Тамани ОТЭКО. В мае 2024 года здесь внедрили автоматизированный подсчет спецтехники на складе, и уже через месяц удалось получить впечатляющие результаты. В первые две недели использования новой автоматизированной модели среднесуточный объем заказанной техники сократился вдвое — с 456 часов до 230. Также количество спецтехники, которую привлекают для выполнения работ, уменьшилось на 68%.

В рамках автоматизации процессов в порту Тамань также планируется создать закрытую сеть высокоскоростной связи Private LTE (pLTE). А в октябре 2024 года оператор морских терминалов анонсировал внедрение новых интеллектуальных решений, которые будут удовлетворять потребности бизнес-пользователей.

Ценность оцифровки логистики и учета в большей мере осознают аграрии. Поскольку Краснодарский край — один из крупнейших поставщиков сельхозпродукции, как большие предприятия, так и мелкий бизнес прибегают к умным технологиям для увеличения объемов урожая.

Специалисты отмечают растущий интерес к отечественным разработкам и к собственным разработкам. Например, агрохолдинг «Степь» использует цифровую систему «свой-чужой» для мониторинга движения комбайнов на полях, а также для контроля процессов погрузки и выгрузки. А новый программно-аппаратный комплекс увеличил скорость взвешивания в четыре раза и ускорил учет собранного урожая.

Но в остальном — Краснодарский край пока предстает консервативным регионом и обладает «непаханым полем» возможностей. Ему еще только предстоят изменения под началом масштабной цифровой трансформации страны.

Чего ждать бизнесу в будущем

Сейчас Краснодарский край можно назвать новичком в вопросах цифровизации логистики, но ему неизбежно придется прийти к активному использованию современных технологий в транспортных и складских процессах. В последние годы регион значительно увеличил объемы грузоперевозок и он продолжит их наращивать.

Значимость региона в качестве крупного транспортного узла, уникальный международный транспортный коридор — морской, и планы правительства увеличивать пропускную способность к портам говорят о том, что транспортно-логистическому комплексу предстоит активное развитие. Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов подчеркивает, что традиционные методы логистики, которые использовались ранее, уже не способны удовлетворить современные требования рынка.

Для устойчивого развития отрасли требуется автоматизация и современные технологии. Быстрые и точные погрузки, автоматическое занесение информации в базы, подписание документов одним нажатием, возможность отслеживания грузов на всех этапах — это гарант скорости, точности и повышения производительности бизнеса. «Умные» технологии способны увеличить эффективность логистики на всех ее этапах на 20-30%, тем более, что рынок IT-решений растет на 15-20% в год и предоставляет все больше возможностей и выбора как для крупных предприятий, так и для малого бизнеса.

Государство активно работает над внедрением современных технологий в логистику. Один из важных шагов в этом направлении — запуск Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), который состоялся 1 сентября 2022 года. Основная цель ГИС ЭПД — упростить документооборот в транспортной сфере. Система помогает собирать, обрабатывать и хранить электронные документы, связанные с грузоперевозками: транспортные накладные, сопроводительные ведомости, путевой лист. А также быстро предоставлять их различным контролирующим организациям.

С 1 февраля по 31 октября 2025 года в России намечен запуск экспериментального проекта по переводу автомобильных перевозок зерна и продуктов его обработки в цифровой формат. Участие в данном проекте добровольное, но есть вероятность, что по его итогам электронный документооборот станет обязательным. Ранее Минтранс РФ заявлял об инициативе поэтапного перехода на ЭДО в автогрузоперевозках с 1 июля 2025 года. Это должно ускорить расчеты между компаниями и сделать рынок более прозрачным.

Согласно аналитическим данным «Яндекс Магистрали», примерно каждое второе предприятие в регионе демонстрирует заинтересованность в технологическом прогрессе и внедрении умных технологий. При этом 40% готовы инвестировать в цифру, если это приведет к сокращению текущих операционных расходов в перспективе.

Каждый владелец бизнеса осознает, что время — ресурс, который конвертируется в прибыль. И хотя оцифровка логистики требует значительных вложений, это необходимые шаги, чтобы не только остаться на плаву, но и получить преимущества. Поэтому будущее вполне прозрачно, хотя и Краснодарскому краю предстоит еще длинный путь.

***

Цифровизация логистики Краснодарского края — это неизбежный и необходимый процесс, который несет в себе огромный потенциал для развития бизнеса и экономики региона. Будущее, которое ожидает нас — эффективная, прозрачная и безопасная логистическая система. Бизнесу необходимо следить за тенденциями в этой сфере, те, кто успеет адаптироваться к новым условиям и первыми внедрить и использовать цифровые решения в своей деятельности, смогут оставаться конкурентоспособными. С учетом глобальных трендов в логистике, Краснодарский край обладает шансами стать одним из ведущих регионов России в этой сфере.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах