В сентябре в Краснодарском краевом художественном музее имении Ф. А. Коваленко прошла юбилейная выставка «Денисенко Виктор Иванович — художник, педагог, ученый», собравшая учеников и почитателей творчества мастера.
Виктор Иванович Денисенко родился 27 сентября 1949 года в селе Калиновском Александровского района Ставропольского края. Окончил художественно-графический факультет Кубанского государственного педагогического института. Преподает уже сорок лет. Он кандидат педагогических наук, профессор кафедры живописи и композиции Кубанского государственного университета, воспитал более ста учеников. Член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Кубани.
В интервью с Виктором Ивановичем Денисенко говорим о призвании и позиции художника.
— Виктор Иванович, что для вас быть художником?
— Прежде всего — нести ответственность, потому что тебе дали возможность получить образование, ты подготовился к тому, чтобы создавать нечто. И ты должен быть честным перед народом, пытаться дать людям то, что возвеличивает наши ценности. Так, картина «Художник и море»: на ней художник возвышается над стихией и одновременно часть ее. Он должен создавать такие работы, которые будут понятны, доступны народу.
— Как вы пришли к профессии, ставшей для вас призванием?
— Мне в жизни очень повезло. Тяжелое детство, послевоенное время. Когда мне исполнилось десять лет, нас всех расформировали по детским домам. И я благодарен своей судьбе за то, что я попал в григорополисский дом на Ставрополье, где были прекрасные педагоги и воспитатели. Там мне встретился Валентин Васильевич Паршутин — мой первый учитель. Он вложил мне в руки карандаш и сказал: «Ну-ка, давай пойдем попробуем порисовать с натуры».
Моей первой работой был рисунок. Я нарисовал духовой шкаф, в котором запекали разные детские поделки, игрушки. Этот шкаф стоял у Валентина Васильевича Паршутина, в его кружке в станице Григорополисской. И, мельком взглянув на мою первую работу, он сказал: «Ты наш человек. Всё. Будешь рисовать, будешь ходить, я научу».
С этого всё началось. Если бы не он, то кто знает, как бы сложилась моя судьба. Ведь я очень поздно взялся за кисть: только в девятом классе. Но, несмотря на это, я не только поступил, но и успешно окончил художественно-графический факультет.
Затем десять лет работы председателем студенческого профсоюзного комитета Кубанского госуниверситета, а в восьмидесятые годы я поступил в аспирантуру к профессору Георгию Васильевичу Беде на кафедре живописи. Далее — преподавательская карьера. Старший преподаватель, доцент. И вот уже более пятнадцати лет — профессор университета.
— Что определило ваш творческий путь?
— Прежде всего — встреча с Георгием Васильевичем Бедой. Он создавал наш факультет, потом он уехал в Карачаевск, стал там по решению нашего Министерства образования создавать факультет. Когда я учился, то не застал его и не был с ним знаком как с педагогом и художником. А когда он вернулся в конце семидесятых, понял масштаб его личности, захотел учиться у него. И вскоре мы начали общаться.
А его предложение поступить в аспирантуру определило всю мою дальнейшую судьбу. Я тогда был членом республиканского комитета профсоюза работников просвещения, меня звали в Москву, и я мог пойти по профсоюзной линии. Но нет, предложение Георгия Васильевича пересилило, я пошел в аспирантуру, защитил диссертацию и считаю, что оказался на своем месте. Поэтому стараюсь много работать, делиться с другими, развиваться самому. Так сложилось, ведь я детдомовец, и это определяет мою позицию. Надо помогать начинающим, передавать знания, и, пока силы есть, я так и поступаю, следуя примеру своего учителя.
— Как вы выстраиваете диалог со своим зрителем?
— Наряду с тем, что пишу и показываю зрителю свои работы, я еще и пропагандирую реалистическое искусство. Езжу по городу, по краю. «Россия — Родина моя...» — это мой известный проект, который я реализую уже двенадцать лет.
Он прошел во многих местах: в Крыму, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, Краснодарском крае. Везде в художественных школах я провожу мастер-классы, выставки, общаюсь с людьми, дарю свои книги, дарю работы, которые создали студенты.
И это дает основание говорить, что мы делаем большое благородное дело. В этих поездках мой главный помощник — жена, своего рода культурный волонтер. Она за рулем, везет меня на встречи с учениками и педагогами. Если бы не она, то не было бы большинства таких встреч.
— Передвижные выставки и передвижные мастер-классы — в чем их идея?
— Я много общаюсь с директорами школ, преподавателями и вижу, что на самом деле наше педагогическое сообщество мало уделяет внимание такому важному звену, как детские художественные школы.
Поэтому многое из того, что написано и делается мною, адресовано преподавателям детских художественных школ. Первая моя аспирантка, защитившая кандидатскую диссертацию, поставила своей задачей разработать программу самостоятельной работы для студентов и написать учебное пособие.
Его мы издали сначала в Краснодарском книжном издательстве, потом в рамках академического проекта — в Москве. И так по накатанной дорожке одни за другими начали появляться книги с моими аспирантами и соискателями. У меня защитилось пять кандидатов наук, каждый из них написал и издал книгу для обучения начинающих художников.
Это и «Основы композиции» Веры Игоревны Бадян из Детской художественной школы имени С. Д. Эрьзя в Новороссийске, это и «Обучение техникам живописи», которое мы издали со студенткой Олей Ратиевой в Санкт-Петербурге. Все эти книги получили преподаватели более чем пятидесяти городов и районных центров, в которые я приезжал в рамках проекта «Россия — Родина моя...».
— Вы уделяете много внимания пейзажу. Что вы видите в нем?
— Для меня важно донести свое понимание природы, того, что меня окружает. Природа бывает разной: тревожной, печальной, но в большинстве радостной. Скалы, деревья, запахи — всё это остается в памяти, и я стараюсь это передавать в пейзажах. Пока моя семья отдыхает, я, вооружившись этюдником, пишу и пишу.
— На что нужно обратить внимание начинающим художникам, вашим ученикам, которые только становятся на этот путь?
— Должно быть желание. А дальше — работать, работать и работать. Потому что без этого нельзя. Внучка пошла по моим стопам. И я ей говорю: «Если будешь много трудиться, то обязательно придешь к хорошему результату и сможешь достичь высокого уровня».
Будет желание — появятся новые Репины и новые Серовы.