МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Две премьеры Вадима Романова

В краснодарском Театре Защитника Отечества идут репетиции двух спектаклей

В краснодарском Театре Защитника Отечества этой весной зрители увидят две премьеры. Это спектакли «Барабанщица» и «Чудеса в тридесятом царстве». Их ставит известный режиссер Вадим Романов. Мы побеседовали с ним о его новых работах.

— Почему вы решили посвятить жизнь театру и с чего начался ваш творческий путь?

— Это длительная история, на каждой творческой встрече рассказываю. До пяти месяцев я не произносил ни одного звука, потому что у меня уздечка языка была слишком длинной. Хирург сказал, что надо резать, а мама не смогла сразу решиться на это. Дома же моя бабка-нянька сказала маме: «Не беспокойся, он потом будет болтать всю жизнь и не остановится, всё пройдет». А единственная профессия, в которой можно болтать,— это актерская профессия. Есть еще учительская, а у меня второе образование как раз режиссер-педагог.

В четыре с половиной года, находясь на попечении тети, работавшей в санатории на Украине, я придумал кукольный театр, собирал малышей, у меня была ширма, я сам вышивал кукол. Я плохо это всё помню, и, когда я через много лет вернулся туда, одна старенькая санитарка всё это рассказала.

А в восьмом классе с легкой руки нашего вожатого, по его рекомендации, я стал заниматься в театре-студии «Гротеск», в Доме пионеров. Пришел я туда — и оказалось, что это абсолютно мое.

— У вас два образования — актерское и режиссерское. Что стало причиной перейти из одной касты в другую?

—Мое святое убеждение, что режиссерская профессия родилась лет сто с лишним назад. Раньше режиссером становился первый актер труппы. Я был всегда «первачом», хотелось мне этого или нет, и логическим продолжением стала попытка осознать свое положение на сцене, положение своих партнеров, впечатление зрительного зала. Вот этот постоянный анализ привел к тому, что мне не хватало режиссуры. В 1988 году я поставил свой первый большой спектакль, и это оказался «Чонкин» Владимира Войновича. Я написал первую инсценировку в стране, мне ее лично одобрил автор, и мы два года играли ее на сцене. По-хорошему, «Чонкин» — это одно из таких произведений, которые лучше не ставить, потому что при чтении такого яркого произведения в голове возникают картинки гораздо красочнее, чем видишь потом на сцене. После этого были еще некоторые постановки, и вот так, постепенно, в моей жизни возникло два образования: актерское и режиссура.

— Самый интересный и запоминающийся опыт работы режиссером?

— Без лишнего кокетства скажу, что каждая работа — это самое интересное. Но на самом деле, если выбирать из самых интересных самую интересную, наверное, я бы отметил две работы. Первая — последняя моя постановка в Тольятти, когда мы выпускали спектакль по пьесе Горького «На дне» под названием «Без солнца». Когда приступал к работе над этим спектаклем, передо мной стояла сложная задача, с которой я в итоге справился.

Второй такой работой я бы отметил и сегодняшний спектакль — «Барабанщицу». Это тоже сложная, но интересная для меня задача как для режиссера. Очень хорошая тема пьесы, очень ассоциативная, она будет свежо звучать для всех. К тому же мы пытаемся обострить основной конфликт пьесы Салынского, нервы оголить, довести до крайности. Например, главная героиня, Нила Снижко,— она терпит, в нее бросают камни, называют немецкой овчаркой. Не буду спойлерить, но, когда появляется Митрофанов, еще один герой, она говорит, что ей тяжело и после всего она очень устала: легче несколько лет под фашистами, чем быть чужой среди своих хотя бы один день,— и невольно вспоминаешь эти глаза Вячеслава Тихонова (актера, сыгравшего роль Штирлица в сериале «Семнадцать мгновений весны) — это же чума!

— Раз мы заговорили о «Барабанщице», вопрос: почему именно на этой пьесе остановился ваш выбор?

— Изначально в планах была другая пьеса, но в результате долгих размышлений была выбрана «Барабанщица», поскольку ассоциативных привязок к современности много. И люди какие в пьесе показаны: кто-то прикрывается лозунгами, а в результате — трус, кто-то эмоциональный, немного неуравновешенный в своих решениях, но очень честный человек, кто-то терпим, кто-то человек-флюгер — очень интересно и актуально.

— На ваш взгляд, что будет интересно молодому зрителю в этом спектакле, в чем для него актуальность «Барабанщицы»?

— «Барабанщица» — это поступательная драматургия. Я хочу сделать из нее экшен, привить определенный темпоритм. К тому же как художник-постановщик я очень серьезно отношусь к картинке: я не просто придумываю костюмы и декорации, а мучусь над ними, чтобы они были идеальны. Вот на этом, может, и складывается интерес для молодежи: экшен — раз, детективный сюжет — два, жизнь человеческого духа, правдивая, настоящая, непридуманная,— три. Я стараюсь совместить это всё с красивой достоверной картинкой и эмоциями — это и будет интересно молодым.

— В нашем театре вы будете ставить также «Чудеса в тридесятом царстве». Многие называют вас сказочником всея Руси — и не зря. Скажите, откуда такая любовь к сказкам?

— На первой программке «Фунтика», одного из первых поставленных мной спектаклей для детей, есть посвящение: «Моей дочери — Варваре Романовой». Я ведь пожилой родитель, она была настолько желанна, ожидаема. Сказки, мультфильмы, разговоры — это всё очень важно для меня, напрямую, даже ассоциативно связывает с дочерью. Поэтому я и люблю сказки: они изначально посвящены ей.

Плюс к тому я большой ребенок, и артисты — это большие дети. И эта попытка осознания детскости и привела к тому, что я очень люблю сказки, делаю их абсолютно искренне. Я вплотную знаю весь материал. Когда-то в Ярославле у меня по телевидению была очень рейтинговая программа: я рассказывал детям о диснеевских мультфильмах. Любил на концертах читать сказки, встречаться с детьми... Поэтому сказки — это не просто мой конек, а откровения моей души.

А еще в нашей команде есть Владимир Илюхов, артист и драматург, который, к сожалению, сейчас почти ничего не пишет. Я поставил уже пять его сказок! Так великолепно он пишет, и «Чудеса» тоже его сказка. Он, наверное, такой же большой ребенок, как и я, как и Алеша Пономарев, композитор, написавший музыку к «Чудесам». Срослось всё прекрасно!

— Как бы вы определили задачу современного театра?

— Я считаю, что наша серьезная задача — продолжать учить театром, как это было раньше. Учить собою!

Ведь театр вечен! Жива жизнь человеческого духа, жива человеческая эмоция. Вот пока она жива, театр будет жить!

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах