МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

На Кубани всю неделю проходят концерты, веселые игры и угощения блинами

Масленицу зовут традиционным славянским праздником. И уже не одно столетие отмечают не день, не два, а целых семь дней подряд. В старину казачество гуляло неделю, называя ее Масленой, Сырной, чуть реже — Масныци. Как в давние времена, так и сейчас, этот праздник на Кубани справляли весело и с размахом. От того и добавляли Масленице второе определение — широкая.

Не было у праздника проводов зимы и встречи весны определенной даты. Его начало определяли по православному календарю, отмеряя ровно 56 дней перед Пасхой. В нынешнем году православные верующие отметят Пасху пятого мая, а значит, Масленица, или мясопустная неделя, стартовала в понедельник, одиннадцатого марта, а закончится в воскресенье, семнадцатого марта.

Народные гуляния по случаю Масленицы в нашем казачьем крае продолжаются. К празднику подготовили особые концертные программы больше двух с половиной тысяч учреждений культуры. По всему краю, в городах и станицах, с одиннадцатого по семнадцатое марта для взрослых и юных зрителей пройдут концерты любимых творческих коллективов, театрализованные представления, викторины, мастер-классы, веселые игры и много-много других ярких и зрелищных мероприятий. Разумеется, гости праздника не останутся без традиционного масленичного угощения — горячего душистого чая и блинов, без которых представить Масленицу просто невозможно.

Что предсказали народные синоптики

Масленица — удивительный праздник, самым что ни на есть естественным образом сочетающий в себе и народные, и православные традиции. Последнюю седмицу (неделю) перед Великим постом народ зовет Масленицей, а церковный православный календарь именует сыропустной. Смысл этой седмицы, как отмечает в своих трудах православный просветитель XVIII века, богослов и чудотворец святитель Тихон Задонский, состоит в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным подвигам, которые, конечно же, у каждого христианина свои и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья, профессией.

Интересно также, что праздник встречи зимы с весной отмечается примерно в то же время, и Сретение Господне, а видоизмененные обычаи этого дня стали церковными канонами.

Главный из них — освящение свечей на Сретение. По традиции их освящают во время праздничного богослужения в церкви, а после раздают прихожанам. Такие свечи, называемые громничными, высоко ценились казаками, их обязательно приносили домой и хранили в течение года.

Верили станичники, что они способны оберегать дом от бури и смерча, посевы — от града и буйного ветра, а человека — от удара молнии, сглаза и болезней. Громничную свечу зажигали сразу после прихода домой из церкви, желая, чтобы половодье весеннее не вредило посевам, а заморозок деревья не побил. Потом берегли ее на крайний случай, зажигая, к примеру, когда над хатой бушевала непогода, или рядом пожар случался, или прихватила хозяина тяжелая хворь.

На Сретение Господне наблюдали казаки за поведением домашнего скота и птицы. К примеру, если собака валялась на соломе или утки бегали по двору, жди ветра, а скот ревел — к буре. Ждали заморозка, если кошка скреблась когтями или лежала на печи. Ходил по казачьим станицам и такой обычай: на Масленой неделе предсказывать погоду по тому, кто выиграет шутливое состязание. Боролись между собой два молодых казака, одного из которых называли Зима, а другого — Лето. По победителю определяли, будет ли зима затяжной или же весна наступит рано.

Впрочем, предсказаниям станичных синоптиков сами казаки не слишком верили. «До Святого Духа не скидай кожуха»,— поговаривали старожилы, имея в виду, что на приметы, праздничные они или нет, полагаться всё же не следует.

Глина на полу — это к деньгам

Бытовали в казачьих станицах масленичные традиции, которые больше нигде не встречались. К примеру, в некоторых станицах полагалось печь блины только в первый день, чтобы деньги водились. Приманивая достаток, станичники «примазывали» глиной пол в хате. Исследователи казачьих традиций описывают и такой уникальный обычай: хозяйке дома предписывалось верхом на кочерге «объезжать» вокруг хаты, читая молитву перед постом.

А еще на Кубани на Масленицу «вязали колодки». «Колодки» вязались неженатым парням и незамужним девушкам, вдовам, вдовцам. В этом качестве выступало полено с проделанным в нем отверстием для прочной тонкой веревки. Конец этой веревки в разных станицах могли привязать на спину, на шею, к ноге или руке. От такого «удовольствия» можно было откупиться только обильным угощением. Бывало и так, что «колодку» не привязывали к кому-то, а «тягали», для чего незамужнюю казачку сажали в запряженную лошадьми телегу, давали ей в руки гребень и пряжу и так возили по станице. В бывших линейных станицах женщины водили от хаты к хате «козу» в шубе наизнанку, с колокольчиком или «кобылу» с головой из пня. «Козу» или «кобылу» в каждом дворе полагалось «накормить» — одарить пришедших съестным.

На Масленицу казаки устраивали праздничные катания на лошадях, наряженных ленточками, цветами, платочками. Обязательным условием участия в таких катаниях было то, что молодые казачки и казаки катались раздельно. Исключения делались лишь для пары, да и то, если казак считался надежным.

По станицам устраивались на Масленицу скачки, джигитовки, соревнования по стрельбе в цель, рубке чучел, кулачные бои. А победителям дарили сукно на черкеску или материал на бешмет.

Скачки да пальба

В казачьей Масленице главное — не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. Как отмечал в конце позапрошлого столетия историк Василий Сухоруков в своем труде о жизни казаков в XVII—XVIII веках, на Кубани и Дону праздник не обходился без джигитовки и состязаний по владению оружием.

Масленица у предков наших, писал Сухоруков, праздновалась великолепным образом: целую неделю от малого до старого весь город веселился. Кроме приятельских бесед мужчин и женщин, которые в эту неделю почти в каждом доме распевали псалмы и богатырские песни.

Во многих станицах на Масленицу собирались так называемые гулёбные компании, которые организовывались по принципу ранних казачьих военизированных сообществ. Казаки собирались группами, выбирали атамана, вручали ему насеку — знак власти — и шли к атаманскому правлению, чтобы получить у станичного атамана знамя. Выбирали также «праздничного есаула», которому вручали трость с привязанным к ней пучком сухих васильков. После этого начиналось «хождение со знаменем» — обходы дворов, которые часто продолжались до поздней ночи.

По мнению исследователей, главное отличие масленичного веселья составляли скачки и пальба. Приготовления к этому действу начинались почти целым месяцем ранее. Во всё это время молодежь не выходила из конюшен, недосыпала ночей. С наступлением первого дня Масленицы вооруженные наездники со всего города собирались к назначенному месту на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством. И только после всего этого, устав от скачек, отдавали должное казаки мастерству хозяек, готовивших к празднику всевозможные лакомства.

Масленица — объедуха

Масленица — это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Блины хозяйки пекли всю Масленую неделю, приглашая гостей на обильные застолья. Дорогим гостям предлагали блины с маслом, со сметаной, с маком и медом, вареньем, с творогом, икрой, семгой, мясом — не исчерпать всех возможностей праздничного стола! У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов.

Первым блином на Масленице обычно поминали умерших, он был за упокой родительских душ. Этот блин оставляли на слуховом оконце и приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок!»

Утром первого дня Масленой недели казаки шли в церковь «на заутреню», а после отправлялись к родственникам, друзьям, поздравляли их с приходом Масленицы, угощались. Гости приносили с собой угощение, а хозяева ставили на стол всё, что было. Хозяйки в этот день начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Кроме блинов на праздничный стол на Масленицу хозяева подавали вареники с творогом, блины, яичницу или просто сваренные вкрутую яйца. Причем блины не всегда становились главным украшением праздничного застолья. В некоторых станицах предпочтение отдавали вареникам. Как правило, еды было так много, что ее не съедали. Остатки праздничного застолья полагалось скормить домашней скотине или закопать в землю.

Самый обильный ужин полагалось собрать на стол в последний день Масленицы — Прощеный. После застолья в Прощеный день станичники ходили к родне и каялись: «Кума — сваха, прости меня Христа ради!» — «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает — и я тебя прощаю!». Причем первым проявить инициативу должен был тот, кто считал себя виноватым. Прося прощение, полагалось низко поклониться, трижды поцеловаться или даже припасть на колено.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах