В Краснодарском Молодежном театре состоялась яркая премьера. Зрители увидели черную комедию «Самоубийца» Николая Эрдмана в постановке Алексея Шавлова. Сатирическая фантасмагория, кажется, редкий спектакль на кубанской сцене. Тем более ценно, что он получился — и удачно.
Гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» решается в диаметрально противоположном шекспировской драме ключе. Эрдман смел, его пьеса до оторопи безудержна по отношению к теме смерти. Странно, что ее запрещали по большей части в нигилистическое советское время. Но она же была остроактуальной тогда: в ней прорисованы будни соотечественников времен НЭПа. И, как ни странно, остается таковой, бьющей наотмашь своими откровениями «к месту» и сейчас. Наше время, а страсти всё те же. Как написано в Екклесиасте, что было, то и будет на земле.
«Самоубийца» — ансамблевый спектакль. В нем много колоритных персонажей — не у всякой труппы найдутся творческие силы, чтобы воплотить на сцене такое разнообразие характеров. В этом плане наш Молодежный театр не уступит столичным подмосткам...
Алексей Шавлов совершил, на наш взгляд, удачное распределение ролей. Кипучая актерская энергия Яна Новикова, который играет главную роль — Семена Семеновича Подсекальникова, не может не растревожить зрителя. Кому-то может показаться, что нет в нем никакой рефлексии, нет гамлетовского надлома. Но в том-то и дело, что это иной, чем шекспировский, герой, разум которого никак не может перебороть страх смерти, но при этом в какой-то момент гнетущийся от быта и неустроенной жизни. В спектакле все сплошь смешные персонажи. И некоторые даже страшно смешные.
Вообще, анекдотический сюжет в какой-то степени напоминает и набоковское «Событие», и булгаковскую историю «Мастер и Маргарита»... Но надо ли искать в этой фантасмагории какие-то подспудные «вторые» и «третьи» смыслы? Наверное, не стоит. Нужно просто наслаждаться самозабвенной игрой актеров.
Художник Дмитрий Разумов предложил для Молодежного театра в этом спектакле ряд интересных решений — и они тоже помогают зрителю «провалиться» в спектакль как в сон. Свой почерк в этой постановке и у художника по свету Алексея Крючкова. Отдельное спасибо Сергею Янпольскому, постановщику иллюзионных трюков, которые придали спектаклю еще большего ощущения клоунады.
В общем и целом спектакль впечатляет, оглушает, веселит, от него остается послевкусие какого-то бесконечно долгого кавардака, в котором оказываешься вместе со всеми персонажами этой истории. Смотреть спектакль стоит, но только тем, у кого есть какое-никакое чувство юмора...