Три года назад, когда из Краснодарского краевого музыкального театра просочилась информация, что есть задумка поставить оперу М. Мусоргского «Борис Годунов», все сразу задались вопросом, а петь кто будет? Ведь «Годунов» – наисложнейшая фактура, и исполнять ее необходимо именно в оперной стилистике, а не опереточно-мюзиклной. Но курс на русскую оперу театра, видимо, настойчив, и как результат мы получили в постановке Ольги Ивановой одну из версий, а их немало, и все они «гуляют» по миру, и, безусловно, интересную работу. Ольга Тимофеевна уже ставила в нашем музыкальном: в ее прочтении 12 лет идет «Пиковая дама». И надо отметить, что режиссер за эти годы нисколько не утратила профессиональной хватки. «Борис Годунов» – спектакль очень компактный, режиссерски строго выстроенный, и, самое важное, зритель понимает, что скрывается за трагедией царя Бориса.
Несмотря на определенные сокращения (удалена та же бытовая сцена в корчме), это все-таки не экспресс-вариант, вся хронология здесь умело сложена, и постановка обращена совсем не в наше прошлое, а скорее в настоящее и, может, даже в будущее. На сцене мы видим купола, которые служат, то лестницей, то клеткой, то вдруг разламываются и опять соединяются. Не зря в начале оперы перед нами вырастает образ Иверской Божьей Матери, святой лик появляется и в финале оперы. Вообще, работа художника Виктора Герасименко выше всяких похвал. Портрет спектакля и цветово, и композиционно монолитный, цельный, перед нами этакая застывшая, барельефно-серая Русь – и в то же время художнику удалось пробиться сквозь века в день сегодняшний. Удивительно роскошные костюмы в польской сцене: черно-белое с серебром, с их холодностью, отчасти надменностью и отстранённостью. «Годунов» в этом плане невероятно стильное, красивое и изысканное полотно. Хореография Екатерины Мироновой опять же высший пилотаж - спектакль все время пульсирует как ртуть. Если это танцы, то они не вычурны, если это пластический ход, он логичен. И, конечно, для меня главным героем стал в опере народ, нет, не толпа, а именно народ. И здесь Иванова с ним управляется легко, и даже ложи, которые люд занимает, естественно вписываются в общую идею. Хор театра на сей раз просто на высоте, он звучит мощно и едино.
Все премьерные дни за пультом стоял главный дирижер национального оркестра Республики Башкортостан Дмитрий Крюков. Я бы отнес его к дирижерам грамотным, разборчивым, рассудительным, соответственно и оркестр под руководством маэстро звучал аккуратно, выверенно, опрятно-«подстрижено». «Первая авторская редакция Мусоргского, представленная нами, – уникальный артефакт, отражающий подлинные намерения великого композитора, задача которого состояла не в том, чтобы пленять наше ухо, но в том, чтобы добраться до многогранной и неоднозначной исторической и духовной миссии», – признается в рекламном буклете дирижер. На самом деле Мусоргский заставляет думать, размышлять и чувствовать, его музыка исключительно работа для души.
Что касается исполнителей, то к нам прибыл десант из столичных вокалистов, и мы с удовольствием их послушали. Когда мы еще сможем насладиться незабываемым звукоизвлечением лирико-драматического тенора Игоря Вялых (Василий Шуйский), царским пением Владимира Кудашева, исполнившего Бориса Годунова, приятным, даже благородным вокалом Артема Борисенко (Пимен)! Понятно, столичный уровень никуда не спрячешь, хотя и наш местный Игорь Горбань исполнил своего Юродивого так, что его образ не потерялся среди приглашенных солистов и его «Нет, нет, Борис, нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» прозвучало скорбно и искренне.
Заключительный монолог и сцена смерти Бориса, его трагедия и муки совести – впечатляющая картина, как и скипетр и держава в торчащих на сцене руках, которые в свою очередь проткнуты копьями. Метафора замечательная и горькая.
Увы, такова природа царской власти в России. Об этом и говорил в своей трагедии А.С. Пушкин, по которой написана опера.
Три дня шла премьера, три дня отпевали «Бориса Годунова» московские гости – дальше дело за нашими вокалистами. Как это будет выглядеть, думаю, мы скоро увидим и услышим.