Феномен Краснодарского края, который нельзя обойти накануне дня памяти великого русского артиста: о Владимире Семеновиче на Кубани. Открыты три музея, проводятся мероприятия в его честь и даже регата. При этом он не дал в регионе ни одного официального концерта, отдыхал здесь, что называется, проездом. Снимался один раз, и то без энтузиазма, а воспоминания были не из числа теплых. Тем не менее, жители собрали по зернышкам массу свидетельств творчества поэта и исполнителя.
Это ли не доказательство
самой настоящей народной любви?
«Человек отчаянной совести»
Высоцким гордятся, как народным героем, по всему постсоветскому пространству. Ничего удивительного: все то наболевшее, необъяснимое, горькое, что замалчивалось в стране, он кричал со сцены. Это и не смелость даже. Она — для уличных драк. Это правда, которую не под силу удержать. Особенно если твое призвание — творить.
Валерий Золотухин, один из близких друзей Высоцкого, присутствуя на открытии бюста барда в Краснодаре, припомнил случай в Мариуполе. Там чиновник долго не соглашался устанавливать памятник Владимиру Семеновичу под предлогом: «Ноги его тут не было!» Тогда архитектор показал на памятник вождю революции с вопросом: «А этот был? Его в десятки раз больше установили!» Сопротивление было подавлено…
В Краснодаре и Сочи появление музеев общенародного кумира вполне понятно и объяснимо. Но вот в Динской, а изначально в Нововеличковской — по какому праву? А потому, что любовь и преданность геолокации не признают! Два года назад вдова Евгения Люцко, фаната и основателя музея Высоцкого в станице Нововеличковской, передала экспозицию в райцентр: сложно стало хранить экспонаты и заботиться о них. Теперь зал-музей можно посетить и в Динской.
О преданном поклоннике творчества Владимира Высоцкого из кубанской глубинки стоит рассказать отдельно. Фельдшер по образованию, Евгений Люцко был не просто почитателем, но и страстным коллекционером всего, что связано с кумиром миллионов. Он начинал знакомство с произведениями барда еще в стадии «подполья». Когда ни официальных пластинок, ни книг, только плохого качества записи на бобинах. Произведения перепечатывались или перефотографировались самиздатовским способом. И это было счастьем: прикоснуться, иметь, сохранить яркую, щемящее-искреннюю, доходчивую мысль таланта. Это невозможно растерять, забыть, отбросить, как ненужный хлам…
Евгению Люцко, который устраивал вечера памяти поэта в родной станице и по краю, завел переписку со многими, кто знал барда лично, присылали экспонаты, редкие фотографии, книги, пластинки, кассеты. Сохранилась в музее и советская звуковая аппаратура — радиола, магнитофон, проигрыватель с виниловыми пластинками. Все это крутится, вертится, работает и воспроизводит голос Высоцкого. Здесь же — подарок сына Никиты «Весь Высоцкий» с 32 СD и хронологический указатель публичных выступлений поэта.
Первый музей Владимира Высоцкого в Краснодаре был открыт еще 22 июля 2005 года. Располагался он в парке 30-летия Победы. Основу экспозиции составляли фотографии, музыкальные записи и личные вещи Владимира Семеновича, много лет собираемые президентом краевого общественного фонда творчества В. Высоцкого «Вертикаль» Евгением Люцко. А само здание музея было построено благодаря строителю Александру Зубову, сумевшему пробиться сквозь все бюрократические рогатки городской администрации, получившему разрешение и построившему музей на свои собственные средства.
В настоящее время этот музей перестал существовать. Новый Дом творчества Владимира Высоцкого появился в Краснодаре 20 января 2013 года в новостройке на улице Бабушкина, 295.
В десяти залах представлены материалы о жизни и творчестве Высоцкого, предметы и документы, восстанавливающие дух эпохи, в которой он жил и творил. Все это сделано в рамках проекта «Аллея российской славы» группой энтузиастов под руководством Михаила Сердюкова.
Все важнейшие вехи жизни поэта представлены в фотографиях, рукописях, книгах, музыкальных пластинках, афишах и личных вещах. Здесь есть даже посмертная маска Владимира Высоцкого. Двоюродная сестра Ирэна подарила Дому стол, за которым сочинял песни и стихи ее знаменитый родственник, пластинку и буклет с автографами.
Автор памятного бюста, установленного у входа в Дом творчества, — известный краснодарский скульптор Александр Аполлонов.
Состряпали из того,
что было
О чем помнят в крае, если учесть, что помнить практически нечего? О том, что в Некрасовской Усть-Лабинского района кубанские модницы после съемок фильма «Стряпуха» долго повязывали платки как московская красотка Светличная, исполнительница главной роли. О том, что у местной речки тогда еще неизвестный стране Володя Высоцкий подрался с местным «барином». Тому не понравились громкие песни на берегу, где загорала компания киношников, за что и получил гитарой по откормленному пузу. Разразился скандал, и Высоцкого даже хотели отстранить от съемок…
«Руководители фильма решили в наказание отправить его домой. Но затем режиссер, когда немного успокоился, посмотрел в свои записи. Оказалось, свою роль Высоцкий уже практически сыграл. Брать кого-то вместо него — значит все заново переснимать. Короче говоря, Высоцкого пришлось оставить», — вспоминал работавший на «Стряпухе» осветителем А. Газовский.
Режиссер кинофильма Эдмонд Кеосаян, автор легендарных «Неуловимых мстителей», как-то обмолвился, что фильм этот «на тот свет с собой не возьмет», мол, просто, жить надо было на что-то. После выхода фильма действительно к нему было отношение как к производственно-партийной «залипухе». Изобильные просторы, зажиточные крестьяне и конфликт, в котором лучшее борется с хорошим. Однако, «настоявшись» и пройдя проверку временем, «Стряпуха» заняла свое место в золотом фонде отечественного кино. «Есть в ней душа и теплота», — говорят о ленте даже создатели этой картины сегодня.
Может, из-за первоначального неуважения к своему легкомысленному герою Андрею Пчелке Высоцкий и не стремился выложиться. Хотя попасть в группу ему было нелегко. По многим свидетельствам, за него активно хлопотали друзья.
Сам Владимир Семенович о съемках на Кубани, которые проходили в июле-августе 1965 года, вспоминал неохотно и даже нелицеприятно:
«Честно говоря, — признавался он, — это было сделано из-за интереса к кинематографу, тщеславия, из-за денег — я не считаю это серьезной работой».
Он же позднее упоминал эту работу вместе с фильмом «Увольнение на берег» как опыт, о котором не хочет вспоминать. Но опыт, безусловно, был. Именно после таких примеров неодобрения роли становилось понятно, кого и как хочется играть. Без подобных «пчелок» не появился бы ни Гамлет, ни Жеглов…
Досталось за разом и местным жителям, которые у певца эпохи не вызвали уважения (вспоминаем драку на пляже). Другу Кохановскому Владимир писал следующее:
«Там (на Кубани, — прим. ред.), Гарик, куркули живут! Там, Васечек, изобилие, есть всякая фрукта, овощи, живность, окромя мяса, зато гуси, ути, кабанчики. Народ жаден. Пьет пиво, ест, откармливает свиней и обдирает приезжих. Ничего, кроме питья, в Краснодаре интересного не было, стало быть, про этот период — все».
Однако время спустя, повзрослев, переосмыслив факты, Высоцкий сменит гнев на милость.
Кубань вдохновляет!
Позже в тезисах программы выступлений, написанных для Бюро пропаганды советского киноискусства, Высоцкий писал: «Потом «Стряпуха». Краснодарский край. Кубань. Новые лица, новые места. Лето. Жара и прекрасные вечера. И всегда, когда вспоминаю об этом, тянет на лирику…»
Уже в Москве, отбросив съемочный негативный осадок, он много рассказывал о кубанцах, с которыми познакомился в станице. В 70-е годы Высоцкий создал несколько произведений, которые имеют прямое отношение к Краснодарскому краю. Весной 1975 года он написал три песни для спектакля «Звезды для лейтенанта».
— Одна из песен в этом спектакле, — говорил Высоцкий, — посвящена конкретному человеку: генерал-лейтенанту Скоморохову, дяде Коле, которого я знаю с детства, другу моих родителей. Николай Скоморохов — дважды Герой Советского Союза. На его счету 24 сбитых «фокке-вульфа». За время великой воздушной битвы над Кубанью в
43-м, когда с каждой стороны было по несколько тысяч самолетов, его самого близкого друга, друга детства, немцы сбили. Скоморохов мстил за друга. Ему была разрешена индивидуальная охота, и он поднимался в воздух 15-16 раз в сутки…
«Песня о погибшем друге» навеяна бесстрашием и самоотверженностью героя кубанского неба Скоморохова. Из другого сочинения, но про те же события:
«Столько гула, металла, огня и смертей,
Что рвались небеса в лоскуты над Кубанью».
В целом же у Высоцкого упоминаний кубанских населенных пунктов много:
«Рупь последний в Сочи трачу —
Телеграмму накатал:
«Шлите денег — отбатрачу,
Я их все прохохотал».
Это про старателей, не умеющих считать и беречь все, что нажито непосильным трудом, но не жалеющих себя на приисках. В Сочи артист бывал частенько, но больше проездом. Про один из таких визитов в архивах сарафанного радио сохранилась криминальная история: 12 августа 1979 года он вылетел в Сочи на отдых, а на следующий день в его номере побывали воры и украли чемодан с вещами и документами. Высоцкий отправился в милицию, получил справку о хищении у него водительских прав, вернулся в санаторий «Актер» и обнаружил записку приблизительно такого содержания: «Дорогой Владимир Семенович! Прости, не знали, чьи это вещи. К сожалению, джинсы уже продали. Возвращаем куртку и документы».
А вот еще кубанская топонимика на службе у музы Владимира Семеновича:
«У автомата — в нем ума палата —
Стою я, улыбаюсь глуповато.
Он мне такое выдал (автомат):
Невероятно! В Ейске —
Почти по-европейски —
Свобода слова, если это мат.
...Зря я дергаюсь: Ейск — не Бейрут,
Пассажиры покорней ягнят,
Террористов на рейс не берут,
Неполадки к весне устранят».
Пассажирские самолеты в Ейск в то время действительно летали. Нет никаких доказательств, что там был Высоцкий, но отсутствуют и опровержения. Достаточно другого. Высоцкий знал и любил Кубань как родную. С родными можно и поругаться, и отношения выяснить «начистоту». Все свои люди — поймут и простят. А главное — будут помнить…