МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Древний монастырь в Тамани основал преподобный Никон

Монастырь XI века обнаружен во время раскопок в окрестностях станицы Тамань

Таинственное сооружение, уходящее в насыпь кургана, археологическая  экспедиция под руководством Шишлова обнаружила почти случайно

Фото: novomuseum.ru

Гора Зеленская занимает господствующее положение над прилегающей местностью. Она издавна привлекала внимание людей. Многочисленные памятники, расположенные на ней самой и у ее подножья, реальное тому свидетельство. Добрую сотню лет эти места интересуют археологов со всех уголков России.

Один из первых на Руси монастырей обнаружили археологи во время раскопок 
в шести километрах к югу от станицы Тамань.

Царство черных копателей

О древних поселениях на горе Зеленской упоминал еще профессор московского университета Карл Герц. Он писал, что верстах 7-8 к югу от Тамани находится гора Зеленая, или Зеленская, которую именовали так же, как бывший тут когда-то хутор казачьего урядника Зеленского. На горе Зеленой, отмечал профессор, и рядом с нею расположены несколько курганов, которые, по причине пустынности данного места, посещают лишь пастухи да искатели кладов. Последние наносят памятникам урон, тайно раскапывая курганы.

О грабительских раскопках курганов упоминал и директор Керченского музея древностей с 1901 по 1918 год Владислав Шкорпил. 

Выдающийся полевой археолог и кабинетный ученый одновременно, Шкорпил регулярно публиковал отчеты о своей археологической деятельности на Таманском полуострове и в Керчи. Именно он, как сказано в официальной биографии ученого, провел исследования кургана, ставшего известным под названием «Курган Зеленская гора». 

Директор музея древностей всеми доступными ему средствами берег археологические памятники и в Керчи, и в Тамани. Активно противостоял черным копателям, добившись однажды ареста нескольких «счастливчиков», как их называли в то время. За преданность своему делу Шкорпил поплатился жизнью: в декабре 1918 года Владислав Вячеславович был застрелен теми, с кем он долгое время боролся. «Счастливчики» подстерегли ученого у входа в Керченский музей…

В 1912 году Владислав Шкорпил оставил прекрасное описание места, на котором расположилось древнее поселение. Зеленская гора, писал ученый, занимает видное место в юго-западной части Таманского полуострова. Прямо на север от горы, в конце западного берега Керченского пролива, белеет высокая башня маяка, указывающая путь морякам, направляющимся в Азовское море, на востоке блестит зеркальная поверхность Цукурского лимана. Влево от него тянется длинный хребет горы с Карабетовым и Васюринским курганами, а вдали виднеются Малая и Большая Близницы и Буров курган. Вправо от Цукура расстилается морской берег, направляющийся к Бугазу, и сияет гладь Черного моря, над левым краем которой в туманной дали с трудом замечаются отроги Кавказских гор. К югу от Зеленской горы, приблизительно на расстоянии двух верст, раскинулось безбрежное Черное море, а на западе — Керченский пролив.

Археологическая экспедиция Шкорпила в том же 1912 году исследовала поселение, которое располагалось на вершине горы между первым и вторым Зеленскими курганами. Потом ученые надолго оставили эти места, вернувшись сюда лишь в 2004-м.

Летом 2005 года раскопки средневекового поселения на вершине горы Зеленской были проведены археологическим отрядом Новороссийского исторического музея-заповедника. Исследованная площадь поселения составила 1400 квадратных метров. Археологи обнаружили сооружение, углубившееся в насыпь кургана, остатки каменных стен здания в центральной части поселения, землянку, ров и 28 хозяйственных ям. В южной части поселения были найдены погребения золотоордынского времени.

То, что раскопки велись на том же месте, где в 1912 году работал отряд Шкорпила, археологи под руководством директора исторического музея Александра Шишлова узнали в ходе полевых работ. Участники экспедиции рассказывали, что культурный слой толщиной около метра, выявленный в северо-западной части кургана, стал для них полной неожиданностью… 

Истина — в деталях

Таинственное сооружение, уходящее в насыпь кургана (объект-7), экспедиция под руководством Шишлова обнаружила почти случайно. Исследуя культурный слой из темно-серого суглинка, насыщенный фрагментами керамики, черепицы и камня, археологи предположили, что античная керамика в слой объекта-7 попала после обрушения свода исследуемой пещеры. 

Причины обрушения свода, по мнению исследователей, могли быть самыми разными. Одна из самых правдоподобных — обвал вызван подвижками грунта из-за строительных работ поблизости.

Так или иначе, но балластный слой грунта из объекта-7 пришлось убирать. Открывшееся помещение представляло собой контур, вытянутый с северо-запада на юго-восток, длиной 13,5 м, шириной до 7,6 м, с полуовальной торцевой частью. В центре зафиксировано округлое сделанное из глины «возвышенное место», которое имело форму усеченного конуса, диаметром в нижней части 1,7 м. 

«Возвышенное место», как отмечалось в отчетах экспедиции, не имело аналогий хозяйственного назначения. Условно археологи назвали его «алтарем». Далее находки, свидетельствующие о культовом назначении найденного помещения, последовали одна за другой. 

Археологи установили, что пещера была выложена изнутри камнем, а его северо-западная часть, выступающая из насыпи кургана, имела крышу, крытую черепицей. Известно, что черепица — дорогой материал, на аналогичных памятниках (на территории Крыма) черепица в больших количествах главным образом обнаруживается при раскопках храмов. При этом черепица с темно-красным крупнозернистым черепком датируется IX-X вв.

Исследовав сохранившиеся части кладки, археологи предположили, что здание, прячущееся в кургане, имело прямоугольную форму и состояло из трех помещений. Толщина кладки местами достигала 60-70 см. Она состояла из крупных необработанных и слабо обработанных камней, уложенных в 2 ряда.

На раскопе также были обнаружены несколько тщательно обработанных каменных блоков разного размера. Среди них — 5 блоков с вырезанными изображениями крестов. Кресты стали следующим аргументом в цепочке определения назначения сооружения.

Кроме того, на раскопе найдены 618 амфорных фрагментов с граффити. Изображения крестов были обнаружены на 59 из них. При этом количество фрагментов хозяйственной керамики, в частности пифосов и столовой посуды, в том числе лепной керамики, было незначительным. Что, к слову, нехарактерно для обычных сельских поселений, занимающихся хозяйственной деятельностью. 
В особый ряд находок ученые выделили фрагменты мелких стеклянных сосудов на кольцевом поддоне с петлевидными ручками — лампадок, которые являются обычными находками при раскопках церквей. Также на объекте-7 найдено несколько фрагментов цепочек и крючков из медного сплава, использовавшихся для подвешивания лампадок. 

Весьма примечательными также оказались индивидуальные находки с христианской символикой — перстень, печати-подвески и четыре креста.

В их числе — два серебряных лепестковидных крестика-аппликации «мальтийского» типа, украшенных орнаментом, и серебряный нательный крест изысканной работы, относящийся к типу так называемых «процветших», или криновидных, крестов. Вес — 3,50 г, проба — 835. Крестик двусторонний, с концами ветвей, выполненных в форме трилистников, на верхней ветви — петелька, среднекрестие с отверстием. Подобная форма крестов была популярна в Византии в ХI-ХII вв., а в XIV-XV веках они были широко распространены на Руси.

Сомнений у исследователей в том, что объект-7 был христианским храмом, оставалось все меньше.

Тот самый Никон

Исследованное поселение ученые предварительно датировали XI — началом XII в. То, что на раскопе среди разных категорий находок много предметов с христианской символикой, навело археологов на мысль, что поселение являлось православным монастырем.

В пользу данного предположения, как сказано в отчете экспедиции, свидетельствовали и хозяйственно-географические факторы. Во-первых, поселение расположено в неудобном для ведения хозяйства месте, вдалеке от водных источников, отмечали ученые.

А во-вторых, сооружено оно было на господствующей возвышенности, откуда открывается замечательный вид на Черное море и Керченский пролив. Вершина возвышенности видна из близлежащих окрестностей, в частности из центра Таманского городища (Гермонасса-Тмутаракань), от храма Св. Богородицы, построенной Мстиславом Великим.

Описание памятника будет неполным, если не упомянуть погребения, обнаруженные на территории раскопа. Всего было зафиксировано 10 погребений в верхнем слое насыпи кургана. Среди них стоит выделить одно, хорошо сохранившееся.

Погребенный лежал прямо на спине, головой на запад. Кости рук покойного были согнуты в локтях, а кисти рук сложены в области живота. Кисть правой руки — выше в плане кисти левой руки. По мнению участников экспедиции, здесь явно прослеживается связь с христианским погребальным обрядом. Возможно также соотнести погребения со временем существования монастыря. 

Сведения о русском православном монастыре XI в., считавшемся «прикладом» — подворьем Киево-Печерской обители, происходят из патерика Киевского монастыря. Они встречаются в Киево-Печерском патерике, в житиях Феодосия Печерского и преподобного Никона.

Из патерика известно, что Никон, монах Киево-Печерского монастыря, в 1061 году после пострига им любимцев великого князя Изяслава I, бояр Варлаама и Ефрема, избегая его гнева, удалился в Тмутаракань и создал близ города монастырь, во всем подобный Печерскому.

Возможно, в окрестностях станицы Тамань и был тот самый монастырь, упоминавшийся в патерике, — во всем подобный Печерскому, то есть сооруженный в пещерах, вырытых в земле.

Некоторые исследователи считают, что строительством монастыря руководил греческий монах Иоанникей.

Основатель монастыря Никон вернулся в Киев в 1068 году, но в 1073 году из-за конфликта с великим князем Святославом, узурпировавшим власть, опять уехал в Тмутаракань, где пробыл, предположительно, до 1076 года. 

Таким образом, как отмечено в отчетах экспедиции Шишлова, Никон пробыл на Тамани около 10 лет, принимая активное участие в жизни Тмутараканского княжества…

Конечно, идентифицировать поселение на горе Зеленской с монастырем, основанным Никоном, видимо, не удастся никогда. Но факт, что расцвет поселения приходится на XI в., то есть на время пребывания Никона в Тмутаракани, все же неоспорим.

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах