МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Кто и как придумывает названия магистралям и переулкам Большого Краснодара

Жители кубанской столицы топчут мостовую на Алмазной или велят таксистам везти себя на Археолога Веселовского

Первые официальные названия адресных объектов города Екатеринодара появились в начале 1868 года

Фото: integral-t.ru

Кто и как придумывает имена улицам краевого центра, «МК» на Кубани» узнал у инженера-согласователя «Инж-Гео» и руководителя топонимической комиссии краснодарского отделения Русского географического общества Бориса Решитько. 

Фантазии пращуров
Традиция давать имена улицам и переулкам больших и малых городов не так стара, как принято считать. К примеру, первые официальные названия адресных объектов города Екатеринодара появились в начале 1868 года. Именно тогда приказом начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска графа Ф. Н. Сумарокова-Эльстона были утверждены наименования 52 улиц и 5 проулков (переулков). А через 6 лет сформированная городская Дума включила вопросы названий улиц в круг своих обязанностей. Из этих наименований до наших дней сохранились только 17, то есть 30 процентов. Среди них — улицы Базовская, Березанская, Длинная, Карасунская, Красная, Новокузнечная, Пашковская, Садовая, Северная, Ставропольская.

После установления на Кубани советской власти наименования и переименования улиц отошли в ведение городских и сельских советов депутатов. И одним из первых актов новой администрации явилась замена имени областного центра: Екатеринодар превратился в Краснодар. Указом Верховного совета РСФСР от 11 октября 1957 года утверждение антропонимических названий было вменено краевым и областным органам советской власти. Этот порядок продолжался до 1994 года, пока возрожденная Дума Краснодара не взяла решение вопросов местной топонимии в свои руки.

Сегодня в «Официальном адресном реестре города Краснодара» насчитывается свыше 2300 объектов: улиц, переулков, тупиков, колец, бульваров, проспектов, площадей, парков, скверов. 
По этому показателю столица Кубани превосходит даже Санкт-Петербург — второй по численности населения мегаполис Российской Федерации. 

К востоку от Западно-Кругликовской

Размах жилищного строительства в Краснодаре и его пригородах в последние годы сделал тему номинации адресных объектов весьма актуальной. Но если наши предки, по свидетельству знатока топонимии Екатеринодара-Краснодара И. А. Мирного, подходили к делу неспешно и осмысленно, то мы, потомки, торопимся и зачастую теряем чувство меры...

В начале 2000-х годов на юго-западной окраине города, в Юбилейном микрорайоне, началось строительство нового жилого комплекса. До этого был объявлен конкурс на его наименование, в котором участвовали 1200 человек. Победителями вышли таинственные «бабушка с внучкой»: они предложили назвать жилой комплекс «Новым Городом». И никого: ни застройщика, ни топонимическую комиссию, ни городскую Думу — не удивила абсурдность победившего названия. Ведь с его принятием Юбилейный микрорайон автоматически признавался старым городом, а то и вовсе не городом.

На улице Бульварной, что в Прикубанском административном округе, никакого бульвара нет, как нет парка на улице Парковой и аллеи на улице Аллейной. При этом улица Бурсаковский Перекат — на самом деле не перекат и даже не улица, а всего-навсего отдельное строение.

В Краснодаре существуют улицы Горная и Нагорная, а также проезд Подгорный, хотя горы, как известно, на территории города отсутствуют. Зато есть правобережные террасы реки Кубани, но они в местной топонимии как раз и не отражены.

Парадоксов в краснодарских названиях хватает. Улица Западно-Кругликовская, к примеру, волею судьбы расположена восточнее улицы Восточно-Кругликовской. 
Поливной назвали улицу в жилом массиве ОПХ «Колос» КНИИСХ. Произнося это название, можно себе представить поливную машину, поливную канаву, поливной участок. Но как должна выглядеть улица, по которой на протяжении всего поливного сезона (с апреля по сентябрь) течет речная вода, представить невозможно.

Название улицы Стеблиевской не имеет «прародителя», потому что ни куреня Стеблиевского, ни одноименной станицы на Кубани отродясь не существовало. 
Улица Струнная непостижимым образом оказалась между бывшими кожевенным и стекольным заводами. Комментарии, как говорится, излишни.

Восторг на вывеске 

В «Официальном адресном реестре города Краснодара» фигурируют названия: Аляскинская, Вьюжная, Заполярная, Ледяная, Морозная, Снежная. Кому и для чего вздумалось давать такие названия улицам южного города, история умалчивает. 
Трудно отыскать логику и в уличных названиях типа Альпийская, Ангарская, Аральская, Енисейская, Звенигородская, Нежинская, Обская, Подольская, Тувинская — таким образом гостеприимные кубанцы отдали дань уважения переходу Суворова через Альпы, строительству крупной ГЭС на сибирской реке, а то и просто собственному знанию географии страны...

А вот эмоции новоселов ясно прослеживаются в названиях улиц Балетная, Былинная, Величавая, Верная, Дивная, Добрая, Живописная, Кристальная, Милая, Привольная, Просторная, Родная, Серебристая, Славная, Спокойная, Удобная, Узорная и Цветная. Впрочем, в «запечатленных восторгах» ничего чуждого жители города не находят.

Иное дело — труднопроизносимые названия явно заграничного происхождения.
В конце 2013 года адресный реестр Краснодара пополнился сразу 50-ю названиями улиц, предназначенными для будущей «Европеи» — нескольких жилых комплексов, возводимых по типу уже построенной «Немецкой Деревни». Здешним улицам дали названия морей и заливов, островов и полуостровов, отдельных стран, их исторических областей и крупных городов, «слизанные» с карт атласа Западной Европы. Среди них, например, улица Карлсруэвская в «Немецкой Деревне», названная в честь города-побратима Краснодара. Обосновать такой выбор, конечно, можно, а вот произнести название улицы — уже гораздо сложнее. 

Простите, ошибся номером…

Когда восторги иссякают, остаются серые будни. Возможно, именно такие настроения вызвали к жизни «номерные» названия краснодарских улиц. 
В Краснодаре есть улица 9-я Тихая, один проезд и целых 5 улиц энной Линии Поймы реки Кубани. Имеется в городе название «площадь 4-го Кубанского кавалерийского казачьего корпуса». Есть «Микрорайон Горогороды 3-й квартал» — так называется улица, располагающаяся в районе нефтеперерабатывающего завода.

И все же вершиной цифровых изысканий в плане названий стоит считать улицу Щорса ж/д будка 3 км. Дело в том, что по этой улице проходит отрезок стальной магистрали Краснодар — Тимашевская. На 3-м километре пути от четной стороны улицы ответвляется короткий проезд, имеющий собственную нумерацию домовладений. Таким образом, название относится скорее к этому проезду, чем к улице. Кстати, будка с надписью «ж/д 3 км» там действительно стоит.

Не лучше «цифровых» выглядят названия городских улиц, в основу которых положены аббревиатуры. В столице Кубани есть улицы КИМ, МОПР и им подобные. 

Далеко не все краснодарцы, живущие на улицах с этими «именами», знают, что первое из них означает «Коммунистический интернационал молодежи», а второе — «Международная организация помощи рабочим». Мало того, что такие названия не только неудобны в произношении, они еще и не имеют устоявшегося написания. Так, появившись в 1926 году как МОПР, название улицы до конца минувшего века прошло через варианты МОПРА, Мопра, МПРа, пока не вернулось к первоначальному виду.

Все же пальму первенства по части неудобных названий стоит отдать «Зарою Стасова». Этот урбаноним с его «призывом к действию» выглядит шокирующим. В чем же провинился перед краснодарцами выдающийся русский критик? Оказывается, ни в чем. Скорее, жители кубанской столицы провинились перед В. В. Стасовым, неудачно введя в название-посвящение улицы местечковый географический термин «зарой», созвучный повелительной форме глагола «зарыть». 

Рублевка по-краснодарски

На I Всесоюзной научно-практической конференции «Исторические названия — памятники культуры», проходившей в апреле 1989 года в Москве, отмечался такой факт: названия улиц крупных городов России на 70 процентов повторяют названия улиц Москвы. У нашего Краснодара имеется по 20 процентов названий-тезок в Петербурге и Ростове-на-Дону, по 50 процентов — в Ставрополе и Ульяновске и 70 процентов — в Славянске-на-Кубани.

Но заимствование названий — не самая большая беда: этот процесс можно регулировать. Гораздо хуже их неудержимое наводнение. Именно с такой проблемой столкнулся Краснодар. Расширяясь, город поглощает или включает в свои административные пределы все новые поселения. 

В 1958 году в его состав вошли поселки городского типа Пашковский и Калинино. Позже Большой Краснодар пополнили станицы Елизаветинская и Старокорсунская, поселки Белозерный, Индустриальный, Колосистый, Лазурный, Плодородный, Победитель, Российский, Дорожный, Зональный, Знаменский; хутора Восточный, Копанской, Ленина, Октябрьский; усадьбы отделений учхоза «Краснодарское», СКЗНИИСиВ, ОПХ «Колос». По состоянию на конец 2010 года в Большом Краснодаре числился 51 населенный пункт.

Одновременно с расширением города за счет новых микрорайонов и сельских поселений его топонимический свод наводняется новыми названиями улиц и переулков типа Дорожная, Зеленая, Казачья, Короткая, Лесная, Полевая, Спортивная, Центральная и так далее. Чтобы хоть как-то выйти из положения, им противопоставляют названия, которые еще не так давно считались исключительно «дачными». Так появились на свет топонимические «шедевры», в числе которых улица Анисовая, названная по породе яблонь, выращивавшихся в садах совхоза «Солнечный». Улица Душистая, названная так по причине ее прохождения по плантациям ушедшего в небытие совхоза «Союзлекраспром». Улица Люберская, воскресившая название сорта вишни, выведенного в свое время селекционерами СКЗНИИСиВ, и так далее.

Но стремление увидеть оригинальное в обычном заставляло номинаторов выходить за рамки, и тогда новые улицы обретали такие наименования: Агатовая, Алмазная, Бисерная, Жемчужная, Изумрудная, Коронная, Платановая, Цигейковая, Яхонтовая. Характерно, что улиц с такими выспренними названиями нет даже в Москве с ее экстравагантной Рублевкой.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах