МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Елена Шувалова: «Совет проиграл в тактике, но не в стратегии»

Общественный совет по развитию городской среды при главе краевого центра недавно решил распуститься, но работу свою самодеятельные урбанисты сворачивать не хотят

Гражданские активисты не захотели работать при мэре Краснодара, но помогать городу продолжат
Общественный совет по развитию городской среды при главе краевого центра недавно решил распуститься, но работу свою самодеятельные урбанисты сворачивать не хотят. А начался демарш с заявления его председателя в середине февраля об отказе от должности. Мы поговорили с Еленой Шуваловой, удостоенной знака «Радетель Краснодара», о том, что удалось сделать за почти два года существования и что будет с городским активизмом дальше.


— Елена Васильевна, расскажите, что происходит с общественным советом. То вы объявляете, что уходите, то снова продолжаете работать, потом самороспуск…
— Это был эмоциональный срыв, я устала все это на себе тащить и разочаровываться. Мы работаем бесплатно, тратим кучу времени и энергии, но, когда нет результата, активисты выгорают. После объявления о моем уходе было много звонков, сообщений, просьб не бросать начатое, так что приняла решение остаться координатором общественного движения «Помоги городу». Главным аргументом было то, что именно сейчас решается судьба краевого центра на сотни лет вперед. Нельзя уходить до принятия поправок в генплан. Это было непросто, но мы нашли поддержку в лице мэра Владимира Евланова и других руководителей.
Я провела опрос членов совета, кто готов возглавить его. Таких не нашлось. 18 февраля собралось заседание. Большинством голосов было принято решение о самороспуске. Желание продолжить работу над начатыми проектами сохранилось у подавляющей части присутствовавших, решили создать независимый общественный совет и сохранить название «Помоги городу».
— В чем была главная проблема структуры при главе города?
— Взаимодействие с администрацией оказалось неэффективным. Мы готовили предложения, проекты, программы, презентации, участвовали в совещаниях и получали одобрение первых лиц города и даже кому-то давали поручения заняться тем или иным нашим предложением. А потом — стена… Мы бились об нее и ничего не могли изменить.
Проблема еще и в том, что я не смогла создать команду, которая бы работала автономно. В Совете числится 27 человек. Спустя почти два года после создания (официально он появился в сентябре 2014 г., — прим. ред.) активность проявляли только половина. Но очень много проектов замкнуто на меня, и это неправильно. Если я заболею, уеду, устану от этой деятельности и брошу, опасаюсь, все рухнет.
— Что дальше?
— Нужно создать саморегулирующуюся организацию. А пока необходимы человек, который возьмет на себя мои функции, и новая команда. Мы объявили открытый набор в новый независимый совет.
— Какие конкретные достижения у общественного совета?
— Ну, я сходу все и не вспомню, к тому же нельзя что-то приписывать именно нам. Мы участвовали во многих акциях и проектах, пытались влиять на некоторые процессы и проблемные ситуации, какие-то из них оказались удачными. Но всегда подключалось много людей и организаций. Наверное, главная наша ценность заключается в том, что все это время говорили о стратегических подходах к развитию города. Мы проиграли по многим тактическим вопросам.
— И все-таки?..
— Было много случаев, где оперативное вмешательство позволило остановить незаконные действия застройщиков и представителей власти: там деревья рубят, там забор поставили, стройку начали в зеленой зоне  и т. п. Что-то получалось, что-то нет. Из крупных и стратегических проектов нами инициирована разработка градоэкологического каркаса краевого центра, где все зеленые и водные пространства будут завязаны в единую систему. В планах — создать 3D-модель города и симулятор, позволяющий проектировать его в соответствии с заданными параметрами. Мы активно продвигаем проект «Линейный парк «Карасуны», который должен объединить 16 озер единой пешеходной и велосипедной инфраструктурой. Провели в его поддержку четыре арт- и один экосубботник. Главное — вовлекали в это местных жителей.

Ребята из комитета Совета по инфраструктуре разработали транспортную стратегию развития кубанской столицы. Общественный совет инициировал и ведет работу по брендингу города. Краснодар сегодня не имеет своего лица, а оно ему необходимо. Есть проект, который с нашей подачи сделала московская «Британская школа дизайна». Эту деятельность необходимо продолжать.
— Кстати, арт-объекты, построенные во время субботников на Карасунах, живы до сих пор?
— На Комсомольском остались лавочки и «барная стойка». Там молодежь собирается. Есть абрикосовый сад, который мы посадили, и другие деревья на Покровском озере, остатки арт-объекта «Малая Голландия» и скамья из пенобетона. Возле КубГУ — фрагменты арт-объекта «Золотой рудник». Другие практически все разрушены, даже кувшинки, посаженные близ университета, все повыдергали.
— В чем, по-вашему, главная проблема Краснодара?
— В отсутствии уважительного отношения к городу у местного населения, власти и девелоперов. Нет стратегии развития Краснодара, понимания того, на чем город будет зарабатывать и как развиваться. Транспортный вопрос надо решать.
— Кто такая Елена Шувалова? Все, что мы о вас знаем, — предприниматель, председатель общественного совета. Кто вы по образованию?
— Инженер-механик. Закончила наш сельхозинститут. Работала конструктором и научным сотрудником во ВНИИ масличных культур. Там познакомилась в мужем и уехала в Казахстан. Преподавала технологию металлов и сварочное производство. Кстати, я сварщик шестого разряда. В голодные 90-е вернулись в родной Краснодар. Работала даже продавцом. Уже потом было множество курсов, тренингов и стажировок по управлению, маркетингу и рекламе. Также окончила Высшую школу корпоративного управления Академии народного хозяйства при правительстве РФ, MBA.
Дом моих бабушки и дедушки до сих пор стоит в Краснодаре. Когда-то, как и многие, собиралась эмигрировать, но потом поняла, что хочу жить только здесь.
 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах